Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
10 января 2019 20:00

Лайнеру МС-21 обрезали «черные» крылья

Догнать и перегнать в небе американский «Боинг» России будет не на чем

12450

Всем известно, что в советские времена мы делали не только ракеты, но и вполне качественные самолеты. Многотысячный авиапарк «Аэрофлота» состоял исключительно из отечественных гражданских авиалайнеров — известных моделей конструкторских бюро Ту (Туполева), Ил (Ильюшина), Ан (Антонова). От «кукурузника» Ан-2 до сверхзвукового Ту-144 и дальнемагистрального Ил-86 — с нашими просторами, действительно, «только самолетом можно долететь» из конца в конец огромной страны, а уж тем более за ее пределы.

Отдадим должное справедливости — советские самолеты были не самыми лучшими в мире. Страдала авионика, надежность и экономичность двигателей, не на мировом уровне был и комфорт, хотя, как рассказывают, на рейсе Москва — Петропавловск-Камчатский (9 часов полета) дважды кормили горячими блюдами, икрой и поили коньком. После 1991 года, когда авиапром, как и вся экономика страны, стали стремительно терять позиции — в первую очередь из-за отсутствия перспектив развития, выяснилось, что иностранные, пусть и старые самолеты, обходятся в эксплуатации выгоднее, а цены на их закупки существенно ниже отечественных. Небо России заполонили «Боинги» и «Аэрбасы», напрочь вытеснив «тушки» и «ильюшиных».

Читайте также
Под флагом Путина: В НАТО обрадовались «руке Кремля» в своих рядах ЦРУ признает: Российский президент спас Североатлантический альянс от краха

Это могло показаться как минимум странным — нельзя же было разрушить в одночасье огромный комплекс по производству такой сложной техники как самолеты, где каждый экземпляр является штучным. Тем не менее, российский авиапарк стал тускнеть отечественными самолетами и «блестеть» иностранными аналогами — старыми, но с именем.

— Если объективно, то экономическая ситуация подорвала потенциал отечественного авиастроения, — рассказывал мне экс-директор Ульяновского авиационного завода «СП-Авиастар» Александр Дементьев. — Началось это еще с начала 90-х годов, после развала Советского Союза. Рухнула цельная система в авиационной промышленности, ряд заводов оказались уже в сопредельных государствах, в Украине и Узбекистане. Финансирование авиапромышленности сошло на нет — в течение многих лет не было ни новых разработок, ни производства модифицированных самолетов. Старые модели начали устаревать и уже не годились к эксплуатации в силу выработки летного ресурса.

Потом еще несколько экономических кризисов приостановили развитие страны, в том числе и в области самолетостроения. Мы не производили новые самолеты около десяти лет. В результате рынок заполнили авиамашины иностранного производства. Многочисленным на ту пору авиакомпаниям выгоднее было закупать те же «Боинги», пусть и устаревшего производства.

Тем не менее, Россия, как авиационная держава, никогда не оставляла попыток не просто вернуть прежний статус, но и произвести конкурентоспособные лайнеры. В том же Ульяновске в 1987 году началась подготовка к выпуску среднемагистральных лайнеров Ту-204. Первый прототип этой модели был изготовлен в 1988-м и машина поднялась в воздух в начале 1989-го. Полный комплекс испытаний был завершен в конце 1993 года и в январе 1995 Ту-204 получил сертификат о летной пригодности. И что в итоге? В 2012 году производство этого самолета, который при определенной доводке мог успешно выйти как на внутренние линии, так и продаваться на экспорт, было прекращено.

Почему перспективный самолет так и не вышел на поток? При том, что имел преимущества над многими аналогичными мировыми моделями. На Ту-204 были установлены высокоэффективные крылья с сверхкритическими профилями, вертикальные поверхности, повышающие аэродинамику на концах консолей и весь его фюзеляж был изготовлен из высокопрочных алюминиевых сплавов, а соединение деталей корпуса производились путем клепки. Эта модель пассажирского самолета была первой в России, где была установлена система электродистанционного управления, способная осуществлять автоматическую посадку машины даже в сложных погодных условиях. Сказался в большей степени излишний вес новой «тушки», влияющий на экономичность — доля композитных материалов при изготовлении самолета едва дотягивала до 18 процентов, при заявленных 25-ти, которых тоже маловато.

Самолет в процессе сборки — весьма сложный технологичный цикл. Но человека непосвященного, каковым лично являюсь и я, в большей степени поражает обилие металла в его начинке и облицовке. Вообще непонятно, как эти тонны железок могут взлететь в воздух. И тут кроется принципиальная борьба конструкторской мысли за облегчение веса самолета, среди которой применение композитных материалов является одной из самых эффективных.

— Чем легче самолет, тем он экономичнее, — объяснял Александр Дементьев. — В обшивке легендарного По-2, «Кукурузника», использовался брезент, потом фанеру. Сейчас на смену алюминию пришли новые аэрокомпозитные материалы, которые обладают той же прочностью, но с значительно меньшим весом. Вспомните обычную бабочку — в ее крыльях есть перегородки, а само крыло тоньше пергамента. Новые отечественные технологии с использованием композитных материалов помогут существенно облегчить вес самолета. Технология проста — на каркас самолета не прикручиваются листы легкосплавного железа, а насыпется порошок, который при нагреве превращается в прочную монолитную поверхность.

Читайте также
Советская ракета защитит от России Киев и Варшаву Польша и Украина укроются от Москвы общей системой ПВО

Вот с проблемой создания так называемого «черного крыла» — с использованием композитных материалов столкнулся и новый российский проект среднемагистрального лайнера МС-21. Сказались санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит», входящего в «Ростех», которые поставили под угрозу перспективный проект в российском гражданском авиапроме. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries, без которых мы топчемся на месте.

И если с двигателями для самолетов, среди импортируемых которых были и украинского производства, разобрались и наладили производство отечественных, то с композитными материалами возникла определенная проблема. Впрочем, если прислушаться к словам вице-премьера Юрия Борисова, для реализации среднемагистрального самолета МС-21 препятствий нет, и его создание будет доведено до конца. «Санкции не помешают нашей авиационной отрасли довести до конца создание авиалайнера. Поставки композитных материалов контролируются правительством», — говорят в аппарате вице-премьера.

Утверждается, что помимо двух уже летающих на «черном крыле» МС-21, композитных материалов имеется в наличии на изготовление еще шести самолетов с подобными технологиями. Потом — либо закупки аналога композита у Китая, который более тяжелый и не попадает под международную сертификацию, либо производство своего. Надежда, конечно, на свой. И от своевременности его появления зависит сам факт того, сменит ли МС-21 (безусловно перспективный лайнер) своих прямых конкурентов — китайского Gomac C919, американских Boeng-737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320 neo. Хочется, конечно, на своем композитном крыле.


Новости экономики: Росту доходов россиян можно позавидовать — Медведев

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня