Российские функционеры упражняются в изобретении новых поборов. В прошлом году к ним прибавился туристический сбор, но этого политикам показалось мало — и теперь они предлагают ввести еще и «налог на выезд». Скоро, пожалуй, и за воздух с водой будут брать…
Заехал — плати рубль, уехал — два?
Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти», которую возглавляет чеченский олигарх и экс-сенатор Умар Джабраилов, обратилась с официальным письмом к председателям двух палат российского парламента — Валентине Матвиенко и Вячеславу Володину.
«Патриотичные» бизнесмены предлагают ввести в России новый «налог на выезд», который будет взиматься с каждого гражданина, пересекающего государственную границу. Причем неважно, гражданина России или иностранного государства. От уплаты налога будут освобождены только транзитные пассажиры — которые находятся на территории нашей страны менее 24 часов.
Налог (точнее, сбор) будет целевым — то есть его можно будет направить только на развитие туристической инфраструктуры России. Каким образом он будет администрироваться, пока непонятно. Но можно провести аналогию с курортным сбором, который с 2018 года действует сразу в трех регионах: в Ставропольском, Краснодарском и Алтайском краях.
В каждом из этих субъектов создан Фонд развития курортной инфраструктуры — это часть бюджета, пополняемая исключительно за счет курортного сбора. Тратить средства фонда можно только на благоустройство курортных территорий (тех, где с туристов и взимается сбор). За прошлый год, по словам министра по делам Северного Кавказа Сергея Чеботарева (именно он отвечает за курортный сбор), с отдыхающих в трех субъектах удалось собрать 296 млн. рублей.
Но это капля в море в сравнении с суммами, которые планируют выручить от введения «налога на выезд». По самым скромным прикидкам, это 20 млрд. рублей. Да-да, именно миллиардов.
Только за прошлый год, по предварительным данным Росстата, число выездных туристских поездок из России поставило порядка 40 миллионов (это, кстати, на 6%больше, чем было в 2017 году). А брать с каждого туриста «Аванти» предлагает по 500 рублей.
«Патриотичные» бизнесмены считают, что такая сумма вряд ли будет разорительной для тех, кто имеет финансовую возможность отдыхать за рубежом.
Ядовитое семя в плодородной почве
Сегодня во многих странах действительно существует departure tax (налог на выезд). Одним из первых государств, где появился такой налог, стала Австралия (было это еще в далеком 1978 году), а с января список этих стран пополнила соседняя Япония. Есть региональная специфика, но, как правило, платят их пассажиры самолетов — налог идет на восстановление экологического вреда. Самые высокие (фактически, запретительные) ставки departure tax — в «закрытых» государствах, таких как Иран или Ливан.
Впрочем, авторы российской инициативы к зарубежному опыту не апеллируют: вероятнее всего, их интересует вовсе не экономическая эффективность нового налога, а «идеологическая». Подобные предложения ведь начали звучать только в последние годы — на фоне размежевания России и остального мира. Правда, звучали они от людей не самых известных: скажем, в 2014 году это был сенатор от Костромской области Николай Журавлев, в 2016 году — члены Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе, а в 2017 году — депутат заксобрания Лениградской области Владимир Петров.
Но на сей раз, похоже, все намного серьезнее. В состав генерального совета «Аванти» входит несколько действующих депутатов Госдумы, среди которых Евгений Федоров («Единая Россия»), Вадим Деньгин, Андрей Свинцов, сенатор от Северной Осетии Арсен Фадзаев.
Так что предложение бизнес-объединения вряд ли можно считать частной сомнительной инициативой — это знаковый политический шаг. И хотя пока официальные лица (например, советник главы Ростуризма Андрей Монаков) осуждающе качают головами, наверняка, тайных сторонников у политической инициативы «Аванти» все больше.
Ведь введение «налога на выезд» — это еще и первая попытка поставить заслон для оттока граждан из России (только за январь-октябрь 2018 года из нашей страны, по данным Росстата, безвозвратно выехали за рубеж 356 тысяч человек, что на 17% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года). Только вот когда до этого дойдет? Причем, данные эти занижены. Как пишет «Проект» Министерство внутренней безопасности США в 2017 году насчитало у себя в 6 раз больше прибывших россиян, чем зафиксировал Росстат. Сильнее всего от цифр Росстата отличаются данные по Чехии и Венгрии — в 12 и 14 раз. В целом, в 24 страны ОЭСР, по которым доступны зарубежные данные на 2016 год, из России выехало в 6 раз больше людей, чем говорят в Росстате.
Россия находится на третьем месте в мире по числу «потерь» на 2017 год — в мире проживает 10,6 млн человек, покинувших страну. Это 7% от всего населения России в 2017 году, и 4% от общего числа эмигрантов из всех стран. Вот где настоящий клад! Сколько можно было собрать денег с каждого уехавшего!
Так будет ли «железный занавес»?
Этот вопрос «Свободная пресса» задала руководителю налоговой практики юридической компании Денису Зайцеву:
— Есть большие сомнения в том, что подобная инициатива получит какое-то развитие. Во-первых, нет никаких экономических обоснований для того, чтобы такой сбор платили люди, пересекающие границу РФ: не очень понятно, почему именно они должны финансировать развитие внутреннего туризма. Более логичным видится поддержка от государства и бизнеса, которым как раз выгоден рост популярности российских курортов.
Во-вторых, сейчас есть определенная социальная напряженность (повышение пенсионного возраста, увеличение ставки НДС, продолжающееся падение реальных доходов населения на фоне увеличения цен на товары и услуги
И в таких условиях вводить новый, ничем не оправданный сбор — это способ усилить недовольство населения. Поэтому вряд ли эта инициатива в настоящий момент будет одобрена — сейчас для нее явно не лучшее время!
Что касается российских курортов, то надо сосредоточиться на том, чтобы цены соответствовали качеству услуг, тогда и количество туристов увеличится.
Новости экономики: Россияне стали больше тратить денег на медицинские услуги