Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Почем Кремль распродает Западу Родину

Либеральное правительство России тайно торгует госактивами с иностранцами

18322

Правительство России в закрытом режиме готовит сделки по приватизации государственных компаний. Такое заявление на Всемирном экономическом форуме в Давосе сделал министр экономического развития Максим Орешкин.

При этом он не дал никакой конкретики, относительно того, о каких именно активах может идти речь, и с кем ведутся переговоры об их продаже. По словам Орешкина, обсуждение подобного рода сделок не должно проходить в публичном формате. Министр лишь уточнил, что переговоры ведутся, в том числе, с иностранными инвесторами.

«Есть целый ряд активов, которые станут позитивными для российской экономики, если туда поступят дополнительные инвестиции также и со стороны иностранных партнеров», — заявил глава МЭР.

Напомним, ранее экономисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) посоветовали государству продать свои доли во всех компаниях сектора экономики. По результатам проведенного десятилетнего мониторинга (2006−2016), эксперты пришли к выводу, что частные компании опережали государственные по размерам дивидендов и уровню рентабельности капитала. По их мнению, причина отставания госкорпораций в их социальной нагрузке, к примеру, в необходимости снижения цен для отдельных категорий клиентов и использования неэффективного российского оборудования.

Читайте также

Несмотря на то, что новость об этом прошла практически незамеченной, стоит отметить, что дальнейшее развитие ситуации неизбежно вызовет массу вопросов у населения России: как так продать иностранцам госкорпорации? Понятно, что речь идет, скорее всего не о «Ростехе» или «Роскосмосе», но все равно звучит диковато на фоне все нарастающей напряженности в отношениях с Западом, слухов о сдаче японцам Курил и т. д. Правительству неизбежно придется выработать продуманную информационную политику по этой теме, чтобы не вызвать массовое возмущение в обществе.

Возникают и другие вопросы: неужели приватизация единственное средство решения проблем неэффективности госкорпораций? И почему решать их так срочно потребовалось именно сейчас?

— Деньги кончились. Надо продавать что-то, что еще можно продать. Это и есть логика правительства, — убежден профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Андрей Манойло.

«СП»: — Эксперты РАНХиГС убеждены, что частные компании опережали государственные по размерам дивидендов и уровню рентабельности капитала. Так ли это? Кроме приватизации, тем более, иностранцами, есть еще варианты решения проблем госкорпораций?

— Нельзя в таких решениях опираться на умозрительные аналитические рассуждения «экспертов» РАНХИГС. Это — аналитика, сделанная по одному или двум-трем факторам, а, следовательно, упрощение. Ни один из этих экспертов сам госкорпорацией не руководил — как он может судить об их эффективности? Госкорпорации — это не ларьки с мороженным, не Дорогомиловский рынок, это инструмент реализации власти и политики государства. В этом их предназначение, а не в норме прибыли. И само заключение этих экспертов при всех вложенных миллионах в это исследование поражает своей банальностью: надо все продать. Да любой третьеклассник в московской школе выдаст такое же заключение вообще бесплатно для госбюджета. А Орешкин этому верит и даже пытается как тот это обосновать перед уставившимися на него в шоке иностранными дельцами. Пусть «эксперты РАНХИГС» лучше на кошках тренируются.

«СП»: — Насколько близко можно подпускать иностранцев к управлению госкомпаниями? Не навредит ли это России?

— Нельзя вообще подпускать. Представьте себе Росвооружение или Рособоронэкпорт под руководством совета директоров из граждан США, Великобритании и голландцев. Смешно? Не очень. А такое вполне может случиться. Потому что тот же Орешкин — это не руководитель-организатор, это человек, занимающийся аналитической работой. И таких в правительстве воз и маленькая тележка.

«СП»: — Почему, по-вашему, на самом деле подробности переговоров не афишируются? Зачем тогда вообще о них говорить?

— Не афишируются, потому что понимают, что восторга у думающей части населения это не вызовет. Это как с нынешними переговорами с Японией: неизвестно, где бы сейчас были острова, если бы не простодушное и непосредственное поведение Абэ, проговорившегося о будущем содержании переговоров своим СМИ. Он и не думал, что это говорить нельзя — ему просто этого не сказали. То же самое и с продажей госкорпораций: не исключено, что иностранцы будут очень упираться и не желать приобретать токсичные активы, и им придется давать взятки, как в истории с продажей Аляски. А взятки — это процесс творческий, много денег можно освоить. Да еще откат потому получить от приобретателей долей, купивших их по цене в два-три раза меньше реальной (а как иначе, скажут ребята типа Орешкина, активы-то токсичны, их не продать — их реальная рыночная стоимость меньше стоимости по БТИ).

«СП»: — Кстати, как все это воспримет общественность? Не ударит ли в очередной раз по рейтингу власти?

— Я вообще не понимаю близорукости тех, кто раз за разом такого рода действиями подрывает престиж власти и рейтинг доверия президента. Каждая из таких «инициатив» — это не что иное, как полноценная диверсия под институт президентской власти. Когда такие диверсии идут одна за другой — это смертельно опасно и для президента, и для страны. Потому что однажды эффекты от каждой из подобного рода «инициатив» (повышения НДС на 13% — именно на 13, а не на 2; рост цен на бензин и на продукты; цирк с «социальной нормой» на электроэнергию; странные «переговоры» по Курилам; и т. д.) сойдутся в фокусе, мало никому не покажется. И крайним станет президент, а все остальные спрячутся за его спину и пропищат: мы здесь ни при чем, мы просто выполняли приказы. И аналитику готовили, которая оказалась неправильной. Если эту волну безответственных решений не остановить, то дело дойдет до продажи Крыма. А деньги в бюджет РФ можно найти, радикально сокращая расходы на содержание госаппарата и разного рода лоббистов.

Впрочем, далеко не все эксперты настроены столь же критично. Вот, к примеру, что думает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:

— Никакой конспирологии я в этом не вижу. Госкорпорации и создавались для того, чтобы сначала консолидировать отраслевые активы, а затем продать их частным инвесторам. Конечно, можно долго спорить об эффективности частного бизнеса в России, но, например, работа такой госкорпорации, как «Роскосмос», точно не может удовлетворять. Да, есть вопросы к частным компаниям, но не меньше их и к госкорпорациям.

«СП»: — Приватизация единственный способ решения проблем? По-другому никак?

— Лучше пополнять бюджет за счет доходов от приватизации, чем путем повышения налогов и увеличения пенсионного возраста. Так что если в нынешних условиях выбирать из двух зол, я «за» приватизацию. Главное, чтобы сохранялся эффективный контроль со стороны государства за деятельностью компаний, возникших на месте госкорпораций. Нынешняя приватизационная волна в отличие от аналогичного процесса 90-х годов не ставит целью создание класса собственников. Он в России уже существует. На данном этапе речь идет об эффективности управления, привлечении новых технологий, увеличении конкурентоспособности внутри страны и на мировом рынке, активном участии российского и зарубежного частного капитала в проектах государственного масштаба. Слово «приватизация» с конца прошлого века получило в России негативную окраску. Нынешняя приватизация должна быть другой.

Читайте также

«СП»: — Насколько близко можно подпускать иностранцев к управлению российскими госкорпорациями? И какими, кстати? Куда их близко нельзя подпускать?

— Этот вопрос уместен. Считаю, что контрольные пакеты акций в инфраструктурных и бюджетообразующих отраслях (транспорт, связь, добыча полезных ископаемых, в первую очередь, углеводородов, предприятия, связанные с обороноспособностью страны) должны оставаться в руках государства. Тем более аккуратно стоит допускать в такие сферы иностранных инвесторов.

«СП»: — Насколько продажа иностранцам долей в госкорпорациях поспособствует повышению инвестиционной привлекательности и политическому имиджу России?

— В нынешних условиях это второстепенный вопрос. И политический имидж, и инвестиционная привлекательность, на мой взгляд, это условные величины, которые чаще зависят от конъюнктуры, чем отражают реальное положение дел. Пополнение бюджета и повышение эффективности производства — вот главные задачи современной приватизации.

«СП»: — Как население России воспримет это? В последнее время у нас много говорится о том, что Дерипаска сдает РУСАЛ американцам, что сдают Курилы японцам ради мифических инвестиций. Теперь вот это… Почему переговоры фактически проходят тайно?

— Любые крупные коммерческие сделки готовятся не на виду. А в условиях. скажем так, повышенного интереса к России со стороны Запада, это тем более объяснимо. Что касается восприятия новой приватизации россиянами, то не считаю, что на ментальном уровне существует какое-то отторжение. Есть другое неприятие, и оно естественно. Это неприятие спайки коррумпированных чиновников с проворовавшимися бизнесменами, разбазарившими госсобственность, доставшуюся в наследство от СССР, и рассовавшими, по сути, украденное по своим карманам. Если частные инвесторы повысят зарплаты, обеспечат лучший социальный пакет на предприятиях, которые при этом будут всячески развивать, то это воспримут положительно.

— Бессменное либерально-бюрократическое правительство РФ лучше всего умеет торговать госактивами, — считает член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.

— Тот факт хорошо известен ещё со времён тотальной приватизации и залоговых аукционов. Ежегодные Гайдаровские форумы подтверждают, что данный курс и по сей день не ставится под сомнение. Фактически, правительство наиболее комфортно себя чувствует именно в роли торгового агента. При этом полученные прибыли никак не влияют на социально-экономическое состояние населения, так что другими излюбленными рабочими опциями членов кабинета министров являются повышение налоговой нагрузки на граждан и причудливые манипуляции с пенсионной системой. Приватизация в России была и остаётся отнюдь не способом оздоровления экономики и снижения финансового бремени государства, но инструментом решения совсем иных задач, среди которых главная, пожалуй, это личное и корпоративное обогащение.

Читайте также

«СП»: — Почему не разглашаются подробности переговоров?

— Разумеется, подобные вещи по возможности делаются без лишней огласки. Что касается непосредственно заявления министра экономического развития РФ господина Орешкина на Всемирном экономическом форуме в Давосе, то оно больше похоже не на констатацию факта, а на деловое предложение иностранным партнерам. Дескать, мы открыты для сотрудничества и нам есть, что предложить… Надо понимать, что довольно влиятельная и многочисленная часть российского политического класса была и продолжает быть либерально-западной по своим воззрениям и деловым установкам. Эта позиция могла бы быть вполне нормальной, если бы ее сторонники стремились к экономическому лидерству России в мире, к национальному прорыву. Но эти дамы и господа в своем абсолютном большинстве рассматривают нашу страну лишь как «младшего партнера» Запада, и это еще в лучшем случае. В худшем — просто как территорию для добычи и транзита ресурсов. Именно эта группа лиц является наиболее горячей сторонницей возобновления тотальной приватизации, в том числе с участием иностранцев. Надо также учитывать, за последние годы, несмотря на все международные санкции, Россия продолжает достаточно активно развивать внешнеэкономические связи. А тема привлечения зарубежных компаний к участию в приватизации российской госсобственности звучала еще до 2014 года, так что процесс продолжается в соответствии с давно утвержденными, хотя и серьезно скорректированными планами. Назовем это явление «транснациональной приватизацией».

Транснациональная приватизация — отнюдь не изобретение нашего правительства, она широко практикуется по всему миру как неотъемлемый элемент глобальной экономики. Однако, ее позитивный эффект существенно варьируется в зависимости от конкретной страны и всей совокупности обстоятельств. Существуют отрасли и объекты, к которым транснациональная приватизация в принципе не должна применяться, исходя из национальных интересов. Особенно это касается России, где приватизационный опыт в целом весьма и весьма сомнительный. Речь идет о стратегически важных, базовых отраслях и предприятиях, от работы которых напрямую зависит национальная и экономическая безопасность страны. Даже гипотетическое включение таких объектов в списки на транснациональную приватизацию вызовет резкое отторжение у российского общества. И никакой уровень секретности не поможет, ведь все тайное становится явным, особенно в наш век интернета.


Новости по теме: Часть взорвавшегося в Магнитогорске дома снесли

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня