Сразу семь федеральных руководителей получили «двойки» от Счетной палаты России. В прошлом году они провалили стратегические госпрограммы: деньги из федерального бюджета им до копейки выделили, но чиновники умудрились их не потратить.
Могли бы год все Подмосковье кормить!
Счетная палата, которую возглавляет Алексей Кудрин, опубликовал шокирующие результаты исполнения федерального бюджета за 2018 год. Оно оказалось самым низким за последние десять лет — всего 95,5%. Иными словами, органы власти не сумели освоить 4,5% средств федерального бюджета — это почти 790 млрд. рублей (сумма выросла на треть в сравнении с 2017 годом). Чтобы было понятно: это примерно столько же, как годовой бюджет всей Московской области!
Сразу дюжина федеральных ведомств не использовали более 10% выделенных им федеральных средств (причем 10 ведомств работали даже медлительнее, чем в 2017 году). Причем хуже всего, по оценкам Счетной палаты, поработали три федеральных агентства: по делам национальностей (Игорь Баринов), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Юрий Цветков) и воздушного транспорта (Александр Нерадько), у которых не истрачены более 20% бюджетных ассигнований!
По 10 государственным программам бюджетные назначения исполнены менее чем на 10% (в том числе по 9 программам — ниже уровня 2017 года). Менее чем на 80% были освоены три госпрограммы: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (ее главный исполнитель — Министерство промышленности и торговли, возглавляемое Денисом Мантуровым), «Космическая деятельность России» (ее исполняет госкорпорация «Роскосмос» под чутким руководством Дмитрия Рогозина) и, наконец, «Реализация государственной национальной политики» (и снова Игорь Баринов!).
Исполнение федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) и вовсе оказалось самым низким за последние 15 лет — не использовано 138 млрд. рублей. Это вдвое больше, чем было в 2017 году. Не потратили на новые капитальные объекты почти 20% всех доведенных лимитов. Причем сразу по двум программам не потратили вообще ни копейки — это «Информационное общество» (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Носкова) и «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Министерство энергетики Александра Новака).
Силуанов боится деньги «проесть»
Палата подтвердила данные Минфина РФ о том, что прошлогодний бюджет был исполнен с рекордным профицитом — доходы превысили расходы на 2,8 трлн. рублей (это 2,7% ВВП). Подобная мобилизация была связана как с ростом притока доходов от экспортной продажи углеводородов (нефти, газа и сжиженного газа), так и с ростом несырьевого экспорта: выше как прошлогодних, так и прогнозных показателей оказались и таможенные, и налоговые платежи.
Ведомство Алексея Кудрина, впрочем, отмечает: несмотря на рекордный профицит (то есть по сути, переизбыток «лишних» денег), правительство продолжало тратить деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Видимо, отреагировав на критику, вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов предложил в 2019 году вкладывать «лишние» деньги напрямую в этот фонд… «чтобы их не проесть».
Почему же так получается: правительство купается в деньгах, а потратить их с умом не может? Счетная палата считает, что причин у рекордно низкого исполнения бюджета несколько.
Самая главная причина — это слишком долгое принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации закона о федеральном бюджете. Из-за этого изменения в закон о бюджете (по увеличению расходов) экстренно вносят уже в конце года.
Потратить деньги, естественно, уже не успевают. По подсчетам ведомства Алексея Кудрина, остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в 2019 финансовом году на те же цели, увеличились… в полтора раза!
Рябинин: деньги тратим… на отставание
По мнению эксперта «Свободлной прессы», управляющего партнера консалтинговой компании KRK Group (Люксембург) Никиты Рябинина, причина не только в долгом принятии поправок к законам.
— Неэффективность исполнения расходования средств федерального бюджета в большей степени связана с изначальным завышением сметной стоимости проектов. А также с процедурными моментами Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе».
Стоит учитывать и психологический фактор исполнителей бюджета. Увеличившееся число коррупционных случаев, которым дают свою оценку правоохранительные органы и суды РФ, инстинктивно заставляет исполнителей бюджетных расходов быть предельно аккуратными — дополнительно «верифицировать» свои решения с расширенным кругом уполномоченных лиц. А это, в свою очередь, делает процесс реализации принятых решений еще более продолжительными по времени.
Возьмем для примера государственную программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», которая упоминается в отчете Счетной палаты. Есть стремление государства к развитию современной и актуальной промышленности, но оно пока, к сожалению, не реализуется в технологических прорывах и скачках. А государственные расходы оказываются направлены на создание мощностей… для воспроизводства продукции с большим технологическим отставанием от зарубежных аналогов.
Новости экономики: Forbes составил рейтинг богатейших семей России