Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
23 марта 2010 19:38

Лужков поможет «Газпрому» посадить на газ всю Москву

Заманивать автолюбителей газовыми двигателями будут освобождением от транспортного налога

25

На заседании столичного правительства во вторник, 23 марта был рассмотрен вопрос о расширении использования газа в качестве автомобильного топлива на автотранспорте в Москве. Суть вопроса — постепенная замена бензиновых двигателей на агрегаты с альтернативными источниками топлива. Об этом совсем недавно говорилось на федеральном уровне. Московские чиновники решили взять инициативу в свои руки и провести в столице эксперимент по газификации всего автотранспорта. Начать решено с автобусов и спецтехнкии, а пример брать — с развитых стран.

«Большинство стран мира активно внедряют использование природного газа, там разработаны государственные меры по стимулированию перехода на использование газа вместо бензина и дизтоплива», — пояснила идею замруководителя департамента природопользования Москвы Марина Вакула. По ее данным, в Малайзии, Великобритании и Австралии государство датирует покупку автомобиля с газовым двигателем, в Италии и Германии за использование таких машин дают премии, в Италии запрещают строить автозаправки без газовых колонок, а в Хорватии владельцев автомашин с газовыми двигателями освобождают от ежегодного экологического техосмотра. «В нашей стране пока таких мер не принято, Российская Федерация их еще только декларирует, но Москва же уже сейчас может выступить „пилотной площадкой“ для перевода транспорта на природный газ», — заявила Вакула.

Подробности этой затеи сообщил исполняющий обязанности руководителя департамента транспорта и связи столицы Алексей Казанин. Начинать газификацию будут с общественного транспорта. «В этом году начнется полная реконструкция 11 автобусного парка, который с прошлого года укомплектован 130 „газовыми“ автобусами. Он также получит свои газовые АЗС, свою ремонтную базу, инфраструктуру, на природный газ будет переведен весь подвижной состав. Таким образом, мы получим первый в стране автопарк, полностью работающий с экологически чистым транспортом», — сообщил чиновник.

После этого столичные власти планируют «посадить на газ» коммунальщиков, автокомбинаты города и рядовых автолюбителей. По словам Казанина, одной из мер, которая должна последних побудить броситься устанавливать газовые баллоны в свои машины, станет освобождение от транспортного налога. «Федеральных льгот в этой сфере практически нет, поэтому необходимо выходить с таким предложением в Госдуму», — заявил Казанин.

Кроме того, столичные чиновники надеются, что многие горожане откажутся от бензина по экономическим причинам. Сейчас 1 кубометр газа стоит около 11 рублей, тогда как 1 литр дизельного топлива — в среднем 19 рублей 40 копеек, бензин еще дороже.

Дешевое топливо — это, конечно, хорошо, но где заправляться газом? Ведь по данным того же Казанина, из 84 московских автозаправок сейчас лишь 4 оборудованы «газовыми составляющими», еще 10 газовых заправок размещены в районе МКАД. Маловато будет для всеобщей газификации Москвы. «Еще газозаправками оборудованы федеральные трассы Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новгород», — прибавил чиновник. Но не ездить же за «бензином» на трассу.

Однако на помощь подчиненным пришел сам мэр Москвы Юрий Лужков. Градоначальник намерен сделать «шикарное» предложение «Газпрому» по развитию газотопливных станций. «Надо с „Газпромом“ выработать программу: с их стороны увеличение количества газозаправочных станций, с нашей — рост автопарка, работающего на газе, — пояснил свою инициативу Лужков. — У нас должны быть взаимные обязательства: у „Газпрома“ не должно быть сомнений в том, что эти заправки будут пустовать, а мы должны развивать газовый транспорт в коммунальном, пассажирском и иных направлениях».

При таком раскладе, по словам столичного мэра, «в экологическом плане мы сразу с Евро-2 переходим на Евро-5 — если используем газ в качестве топлива». Лужков также призвал и регионы России активно подключиться к воплощению этой мечты в жизнь. «Давайте вместе двигаться в этом направлении, тогда мы сделаем очень правильное дело», — заключил градоначальник.


Мнения автомобильных экспертов на очередную инициативу московских властей оказались кардинально противоположными.

— Это крайне правильная и перспективная вещь. Во-первых, газ дешевле, во-вторых, применение газа существенно уменьшает износ двигателя, и, в-третьих, использование газа менее опасно для экологии. Газ — это альтернатива нефти, дизельному и бензиновому топливу. Его активно используют в развитых странах, например, в Японии, — считает лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Но для воплощения замыслов правительства Москвы в жизнь, по его мнению, нужно обязательно разработать и законодательно оформить «стимулирующие и поощряющие меры».

— Во многих странах мира, где потребитель использует двигатели с альтернативными видами топлива, будь то газовые или электрические, он освобождается, например, от транспортного налога, для него снижены таможенные пошлины на ввоз зарубежных автомобилей и другие привилегии, — сообщил эксперт. — В России же пока все ни как у всех. К сожалению, у нас сегодня люди, которые ездят на машинах с «гибридными» двигателями платят налог дважды: за мощность бензинового агрегата и мощность электродвигателя. Это абсурд, ведь их транспорт меньше загрязняет окружающую среду, то есть они должны, наоборот платить меньше. Если бы владельцы, использующие альтернативное топливо, например, освобождались от транспортного налога это было бы большим стимулом для использования газовых двигателей, — уверен Лысаков.

С ним категорически не согласен известный российский автомобильный эксперт Сергей Асланян.

— Лужков, конечно, бывший химик, но получается, что он какой-то однобокий химик и думает, что до него жизни не было. Еще в Советском союзе была предпринята попытка газификации автомобильной промышленности, которая закончилась катастрофой. Машина на газу зимой не едет, в чистом виде использование газа в России, при ее то морозах, зимой не эффективно. Для этого нужно две системы. На бензине машина должна заводиться и прогреваться, а ехать уже на газу, — уверен эксперт. - Чисто технически для большинства водителей иметь в автомобиле две топливные системы большая проблема. Тут с одной-то не все разобраться могут!

Асланян также сомневается в экономической эффективности использования одновременно двух систем на автопредприятиях.

— В Союзе, например, была такая машина ГАЗ-53, которая работала на 95-м бензине. У нас тогда были грузовики не дизельные, а бензиновые, да еще и работали на 95-м топливе. Так вот, когда на них установили газовые установки, то 95-й бензин водители продавали налево, — напомнил он. По мнению Асланяна, безосновательны и ссылки столичных чиновников на европейские страны.

— В Европе на газу ездят, но там и климат другой, почти нет отрицательных температур, и газ другой, и асфальт другой и дороги, и зарплаты, — объясняет он. — Лужков как всегда хочет изобрести собственный Интернет, радио, компьютер. Жаль, что такие инициативы вообще обсуждаются в правительстве. Это говорит о чудовищной некомпетентности людей, которые выдвигают такие предложения. И странно, что Лужков, химик и бывший министр химической промышленности этого не знает. Получается или он себя исчерпал как химик, или был плохим химиком.

Непонятно Асланяну и заявление градоначальника о том, что путем газификации автотранспорта Россия от стандарта «Евро-2» сразу перейдет на «Евро-5».

— Сейчас по закону мы не имеем права ввозить в страну машины с двигателями ниже стандарта «Евро-3», в то же время наши нефтяные компании выбили себе привилегию производить топливо формата «Евро-2». Надо с этого и начинать — сначала обязать компании производить бензин стандарта «Евро-3», потом «Евро-4», потом и «Евро-5», а уж промышленность быстро подтянется, — считает эксперт. — Таким путем, кстати, пошла Европа. Надо не газ вводить повсеместно, а улучшать качество бензина. В Европе стоишь рядом с автобусом, который оснащен двигателем «Евро-4», и не поймешь сразу, работает он или нет — тихо и не пахнет совсем, а «Евро-5» — это и вовсе фантастика.- По мнению Асланяна, вся инициатива столичных чиновников направлена на получение личной выгоды и не более.- Видимо Лужков нашел неплохую возможность на этом заработать, наверняка есть уже какая-нибудь фирма, которая за определенные «откаты» готова оснастить газовыми установками все что можно. В очередной раз убеждаешься, что задача чиновников не Родине помогать, а набивать свой карман. Кстати, попытки Лужкова переоснастить все наши маршрутки электрическими двигателями уже предпринимались, и, слава Богу, они закончились ничем, — заключил эксперт.

Последние новости
Цитаты
Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Борис Долгов

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня