«…Ряд (российских) банков уже подключены к CIPS (Chinese International Payment System — Китайская международная платежная система — авт.), что позволяет упростить процедуру маршрутизации платежей». Об этом заявил в ходе международного российско-китайского форума Владимир Шаповалов, возглавляющий подразделение по работе с зарубежными регуляторами в Департаменте международного сотрудничества ЦБ РФ.
Наверняка, эти решения связаны с угрозой новых санкций со стороны США, хотя здесь, безусловно, присутствует очевидная экономическая выгода. Да и с точки зрения перспективы, озвученные шаги национальных финансовых организаций являются своевременными.
Как известно, в течение очень долгого времени фактическим монополистом для трансграничных транзакций (международных переводов денег и других финансовых операций), используемых банками во всех частях Земного шара, была платформа SWIFT. И хотя она была создана в соответствии с бельгийским законодательством, с 2011 года де-факто контролируется Государственным департаментом США. Причем, строго в интересах Вашингтона, несмотря на робкие протесты оператора.
Осознание того, что даже ЕС, вроде бы верный союзник США, может оказаться под колпаком заокеанской ФРС, заставило Европу создать в 2008 году собственную межбанковскую систему SEPA, которая в пределах еврозоны осуществляет платежи в евро без ограничений. Но как показало время, SEPA так и не стала альтернативой платформе SWIFT, которая заточена, прежде всего, на «его величестве долларе», хотя и поддерживает другие валюты.
При всем при этом старушка-Европа рефлекторно политически солидарна с Америкой в рамках западного единства, что, само собой, подтолкнуло Россию в сторону платежной платформы CIPS, которую уже сегодня называют китайским SWIFT.
Тем не менее, позиции американской валюты по сравнению с юанем по-прежнему очень сильны, несмотря на то, что Китай является абсолютным лидером по производству и продажам товаров. Об этом свидетельствует профицит торгового счета КНР, который, по данным Всемирного банка, в 2018 году оценивается в размере $351,76 млрд. А в США, напротив, фиксируется гигантский дефицит — $891,3 млрд., который вопреки усилиям президента Трампа в прошлом году вырос почти на 13%.
В свою очередь, дополнительные деньги позволили Народному Банку Китая выделить CIPS практически неограниченный лимит, чем и воспользовался оператор платежной платформы, предоставив своим клиентам прямой доступ к финансам, тогда как SWIFT всякий раз обращается к корреспондентским банкам. Плюс к этому обслуживание в CIPS стало круглосуточным, что тоже повысило привлекательность системы.
В 2018 году система CIPS обрабатывала ежесуточно 5388 трансакций на 89,391 млрд. юаней или примерно на $13 млрд. И хотя по итогам этого года может быть зафиксирован двухзначный рост, все равно по сравнению с объемами SWIFT, конечно, немного. Бельгийско-американская платформа каждые 24 часа проводит финансовые транзакции в общей сложности до $6 трлн. С другой стороны, львиная доля этих операций заключается в конвертации главным образом юаня и евро в доллар, а затем — наоборот, из доллара в те же юани и евро. Да, там обрабатываются и другие валюты, но они явно «не делают погоды».
Таким образом, в глобальной экономике наблюдается товарно-денежный алогизм. Понятно также, что американцы не смогут бесконечно долго паразитировать на привязке юаня, обеспеченного материальной ценностью, к доллару, реальная стоимость которого значительно ниже. Китайцам рано или поздно удастся вырваться из вашингтонской ловушки.
Первые шаги уже сделаны: импортеры и торговые сети видят для себя все больше выгод в приобретении продукции «Made in China» через систему CIPS за юани. Причем, сделки можно совершать даже в случае дефицита ликвидности. В частности, именно по этой причине Япония присоединилась к китайской платежной системе.
Да, пока в качестве базы для взаимных расчетов берется биржевой курс национальной валюты к доллару, но и от него в будущем тоже можно будет оказаться. Предлагаются разные механизмы определения цены, в том числе с использованием золотого эквивалента.
Другими словами, сегодня зарождается новая реальность, которая уже через несколько лет может кардинально изменить картину миру. В этом плане присоединение ряда российских банков к CIPS заставило других участников рынка международных платежей активнее реагировать на открывающие перспективы, отмечает издание Ethereum World News (EWN), специализирующее на тематике онлайн-сервисов на базе блокчейна*, и «умных контактов» в интернете.
Учитывая, что власти США слишком часто хватаются на санкционную дубинку, многие производственные и коммерческие компании ищут альтернативу бельгийско-американской платформе в крипто-блокчейн-пространстве, пишет EWN. Как следствие, лидирующая криптовалютная платформа Ripple для платёжных систем, ориентированная на операциях с обменом валют, дышит в спину SWIFT.
По словам Кори Джонсона, бывшего главного маркетолога Ripple Inc, основная цель его компания вытеснить SWIFT и стать доминирующей транзакционной системой в мире. Джонсон также отметил, что, хотя уже сегодня есть компании, использующие как Ripple, так и SWIFT, они в конечном итоге отдают предпочтении опции, которая предоставляет им более быстрые транзакции с меньшими затратами. Плюс к этому эти переводы не подконтрольны Вашингтону.
Для информации: осенью 2017 года Ripple Inc сообщила, что оператор American Express намерен использовать протокол Ripple для платежей между США и Британией. Об аналогичном намерении заявил и крупнейший в Саудовской Аравии банк — Arab National Bank. Никому не хочется однажды получить штраф от дяди Сэма, который любит считать деньги в чужих карманах.
Брэд Гарлингхаус, генеральный директор Ripple Inc, поделился с агентством Bloomberg, что 2018 году более ста банков, подключенных к SWIFT, в том числе испанский банк Santander, уже перешли на программное обеспечение Ripple.
Если система SWIFT будет свергнута платформой Ripple, это может сигнализировать о конце эпохи доллара. И тогда китайский юань станет мировой валютой номер один, а CIPS по праву займет свое место как трансграничная платежная платформа, делает вывод Ethereum World News. И случится данное событие, с большой долей вероятности, до конца 2030 годов, при этом первая девальвации американской валюты может начаться раньше — примерно через 7−10 лет.
Поживем — увидим.
* Блокчейн — технология распределенного хранения и транзакции информации, в которой база данных не подключена к общему серверу.
Новости международной политики:Трамп хочет, чтобы Россия и Китай сократили траты на оружие
Международное положение: Главным трофеем для Москвы в битве за Венесуэлу станет Украина