К 2024 году страховые пенсии по прогнозу Минэкономразвития вырастут на 39,4% к уровню 2018 года. Правда, с учетом инфляции рост будет намного меньше — 9,5% в реальном выражении. Это значит, что в среднем реальные пенсии будут повышаться на 1,5% в год с поправкой на инфляцию, что в принципе соответствует поручению президента о ежегодной индексации в тысячу рублей.
В Минтруде уточнили, что если в 2019 году средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит 15,4 тыс. рублей, то к 2024 году он достигнет 20 тыс. рублей.
Что касается зарплат, то в тех же «Сценарных условиях и основных параметрах социально-экономического развития на этот год и плановый период 2020—2024 годов» МЭР прогнозирует их увеличение на 14,6% в реальном выражении к 2024 году.
В расчетах МЭР по пенсиям есть некоторые нестыковки. Так, не совсем понятно, почему при относительно низкой инфляции (4,3 и 3,8% в этом и 2020 годах и 4% ежегодно с 2021-го, то есть 24,1% в общем) номинальный рост настолько превышает реальный.
Как пояснил «СП» директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров, скорее всего, это означает, что ведомство исходит из того, что работающим пенсионерам, как и сейчас, пенсии индексироваться вообще не будут, чем и объясняется расхождение в цифрах.
— Если посмотреть прогноз по инфляции и скорректировать номинальный рост пенсий на ее рост, реальный рост пенсий должен был получиться в районе 15%. Однако МЭР говорит о 9,5%. Это означает, что определенная часть пенсий будет расти медленнее. Это полностью соответствует текущему законодательству в том плане, что пенсии работающих граждан не индексируются, и средняя пенсия растет не так быстро, как у неработающих. У последних рост будет немного больше, в районе 14%.
«СП»: — То есть пенсии работающих в эти годы повышаться не будут вообще?
— Не совсем так. У работающих пенсионеров пенсия будет пересчитываться исходя из того, что они будут получать дополнительные пенсионные баллы каждый год. Но при этом сама стоимость этого балла фиксированная и не меняется. Поэтому рост у каждого будет индивидуальным и будет зависеть от того, какой у человека стаж и сколько баллов уже накоплено. Скорее всего, этот рост будет ниже инфляции.
«СП»: — Как можно оценить этот рост в 9,5% - это много или мало?
— Смотря с чем сравнивать. При низкой инфляции и не очень высоком экономическом росте это нормальный показатель, можно даже сказать, хорошая прибавка. Если бы пенсионный возраст не повысили, при прочих равных и такой прибавки бы не было. Скорее всего, мы бы индексировали пенсионерам пенсию по инфляции, а работающим — ниже инфляции. В результате реальные пенсии сокращались бы из года в год.
Если бы экономический рост у нас в стране был выше, в районе 7%, мы могли бы позволить себе и более щедрые темпы индексации. Но при нынешних темпах роста, это максимум возможного.
«СП»: — А если экономический рост окажется ниже заявленного, эту прибавку удастся обеспечить?
— Эти трансферты уже заложены в бюджет. Повышение пенсионного возраста было направлено на повышение пенсий, прежде всего, неработающим россиянам. Прибавка тысячи рублей каждый год означала, что уходит вся экономия от повышения пенсий и что трансферт из федерального бюджета увеличивается по сравнению с ситуацией без повышения пенсионного возраста.
Но этот прирост вполне подъемен для бюджета и никакой разбалансировки не предвидится. Даже если экономический рост окажется меньше на полпроцента-процент, ситуация не выйдет из-под контроля, бюджет от этого не рухнет.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов считает, что хотя любой рост — это лучше, чем его отсутствие, в общей массе российские пенсионеры практически его не почувствуют, так как база слишком низкая, и с учетом этого 9,5% - не очень существенная сумма. Для качественного повышения пенсий необходимо переформатирование рынка труда и резкий рост зарплат либо политическое решение о повышении пенсий.
— Прогноз Минэкономразвития взял за основу те бюджетные проектировки, которые были предложены социальным вице-премьером Голиковой и Минфином для купирования последствий пенсионной реформы. В среднем пенсии должны увеличиваться на тысячу рублей в год.
Но с точки зрения качественного изменения уровня жизни лиц пенсионного возраста, ничего не произойдет. Если средняя пенсия сегодня составляет 14 с небольшим тысяч рублей, то прирост в 9,5% - это небольшая сумма, чуть больше тысячи рублей. Тем более что более четырех миллионов человек имеют пенсии в пределах прожиточного минимума. Для них это увеличение составит и вовсе мизерную сумму. Поэтому качественного перелома ситуации с доходами не произойдет. И понятно почему.
«СП»: — Почему именно?
— МЭР просто привел те цифры, которые у него получаются в результате выполнения бюджетных значений, определенных на ближайшие три года. Для того чтобы кардинальным образом увеличить пенсии, нужно решить главную проблему, которой должно заниматься Минэкономразвития — это изменение уровня оплаты труда и качества занятости. Потому что чем выше у человека зарплата, тем больше потом его пенсия.
У нас достаточно слабо развит рынок труда, на котором присутствует огромное количество людей с низким уровнем квалификации, не потому, что они так захотели, а в силу специфики самой экономики. Наиболее распространенные профессии — это водители (а права могут получить практически все), лица, работающие в торговле, охранники, а также работники бюджетной сферы. На девять профессий у нас приходится почти половина рынка труда.
В этом есть серьезная проблема. У государства нет ресурсов, чтобы тотально повышать зарплату всем бюджетникам. Поэтому нужно создавать как можно больше проектов, которые бы продуцировали рабочие места с высоким качеством. Это айтишники, инженеры, логистики, специалисты в области оказания услуг по развитию человеческого капитала, то есть все, что связано с современной экономикой и высокими технологиями.
Если смещения занятости не будет происходить, то наиболее часто встречающейся, то есть медианной зарплатой останутся 15−17 тысяч рублей. По конвенции Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% утраченного заработка. Но 40% от даже 20 тысяч рублей — это примерно 8 тысяч.
«СП»: — Могут ли пенсии расти быстрее, например, если экономический рост у нас ускорится?
— Рост пенсий МЭР считает очень просто и в этих расчетах нет взаимосвязи с темпами экономического роста. У нас действует закон, который говорит, что пенсии должны индексироваться по уровню инфляции. Соответственно, в свою модель МЭР вставляет коэффициент-дефлятор, который рассчитывается из спрогнозированного на 6 лет уровня инфляции.
Дальше, есть поручение президента, которое гласит, что пенсии ниже прожиточного минимума должны индексироваться опережающими темпами. Минэкономразвития учел это решение. Вот и все цифры, других цифр нет.
С экономическим ростом эти прогнозы, повторю, никак не связаны. Пенсии в рамках действующего законодательства могут увеличиваться только в двух случаях.
Первый — если заплаты увеличатся, с них начнут поступать большие отчисления, что приведет к начислению более высоких пенсий новым пенсионерам. Если кривая зарплат останется прежней, ничего не изменится. Закон об индексации на уровне инфляции продолжает работать, поэтому будет просто чисто математическое распределение бюджета.
«СП»: — А второй случай?
— Если будет принято политическое решение, которое заключается в том, что ниже определенного уровня вне зависимости от стажа и зарплаты пенсия опускаться не может. Это валоризация пенсионных прав граждан, аналогичная той, что была проведена в 2009 году. Это чистые расходы бюджета, но пока они никакими сценариями не предусмотрены.
Поэтому расчеты, представленными Минэком сейчас — это просто основной формат планирования бюджета, Пенсионного фонда и пенсий, исходя из двух условий: закона об индексации пенсий и поручения президента об опережающей индексаций пенсий низкого уровня.
Пенсионная система: Спасать пенсионную реформу позвали Матвиенко, но она отказывается идти в ПФР
Новости социальной политики: Депутат сравнил пенсионную реформу с ездой по встречной полосе