Скандал вокруг «грязной» российской нефти, поставляемой в Европу по трубопроводу «Дружба», растет как снежный ком. Вечером 24 апреля польский оператор PERN S.A. заявил, что больше не может принимать загрязненную нефть из трубопровода «Гомельтранснефть Дружба» — белорусского участка нефтепровода — «подвергая опасности польскую инфраструктуру и НПЗ».
«По сообщениям, получаемым от наших клиентов, ни один НПЗ, находящийся на нефтепроводе „Дружба“, не готов принимать на свои установки и перерабатывать нефть с такими показателями, с какими она в настоящее время поставляется в пункт приема поставок в Адамово», — говорится в письме PERN на имя вице-президента российской «Транснефти» Сергея Андронова.
«Продолжение поставок нефти с содержанием органических хлоридов выше лимита… рождает риск серьезной промышленной аварии как для НПЗ, так и для логистической системы PERN», — говорится в письме польской компании.
Итог — трубопровод к западу от Мозыря белорусской стороной остановлен, и транспортировка российской нефти в направлении Польши прекращена на неопределенный срок.
В заявлении на сайте PERN говорится, что Польша вновь начнет принимать российскую нефть, когда будет устранен источник загрязнения, а в случае длительного прекращения работы нефтепровода Польша сможет закупать нефть через морской терминал в Гданьске.
Как сообщает телеканал «Беларусь 1», на белорусском участке трубопровода «Дружба» скопилось более миллиона тонн поступившей из России загрязненной нефти. По его данным, «сотни тысяч тонн» загрязненной хлором «ядовитой» нефти поступили в Белоруссию и страны Евросоюза (ЕС) из-за «халатности».
Также отмечается, что Белоруссия провела переговоры по этому вопросу с российской стороной. «Увы, российские партнеры не смогли дать никакого ответа о том, как собираются разрешать ситуацию. Нет ответа и по проблеме вытеснения ядовитой нефти из резервуаров белорусского участка „Дружбы“», — подчеркнули на телеканале.
Со своей стороны, «Транснефть» сообщила, что обнаружила источник загрязнения на участке Самара-Унеча, смогла частично возобновить транспортировку «чистой» нефти, и что сейчас стороны обсуждают вопрос компенсации.
Напомним, 19 апреля государственный концерн «Белнефтехим» сообщил, что по трубопроводу из России поступает нефть, в которой содержание хлорорганических соединений превышает допустимые значения в десятки раз. В связи с этим оба белорусских НПЗ — ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область) и ОАО «Нафтан» (Витебская область) сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки. В результате Белоруссия «вынужденно приостановила» экспорт светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии.
По мнению экспертов, Минск намеренно раздувает скандал, в надежде все-таки добиться от Кремля компенсации потерь от налогового маневра, который проводит Россия.
До последнего времени Белоруссия получала российскую нефть беспошлинно, по российским внутренним ценам, и неплохо зарабатывала на ее переработке и дальнейшей продаже на Запад бензина и дизтоплива — уже по европейским ценам. И вот — лавочка стала закрываться: в 2019—2024 годах по решению правительства РФ поэтапно увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых, и это лишает Минск привычного куска пирога.
Насколько серьезно влетела Россия с «грязной» нефтью, как велик ущерб, причиненный «Транснефтью» ее партнерам?
— С производственной точки зрения, ничего сложного в нынешней ситуации нет — это чистая политика, — считает декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина. — Конечно, когда содержание хлора в нефти повышается, ничего хорошего в этом нет. Но трудно себе представить, что концентрация хлора ни с того ни с сего повысилась в десятки раз — как утверждает белорусская сторона. Небольшие отклонения могут быть — но это, в принципе, нормально.
«СП»: — Белорусы и поляки говорят, что от хлора могут повредиться НПЗ…
— Ничего там не повредится — нет.
«СП»: — Миллион тонн «грязной» нефти действительно нужно вытеснить из белорусского участка «Дружбы», или ее можно переработать?
— Такую нефть, конечно, нужно очищать перед тем, как перерабатывать. Но это технологический процесс, который настроен на любом современном НПЗ. Чтобы очистить хлорированную нефть на заводе, никаких особых усилий не нужно.
«СП»: — То есть ущерб действительно, как утверждает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, укладывается «в несколько десятков миллионов, причем рублей»?
— На белорусских НПЗ нет насадок и систем, обеспечивающих высокую очистку от тяжелых соединений серы — им нужно инвестировать в производство, чтобы перерабатывать хлорированную нефть. Это достаточно дорого.
«СП»: — А польские НПЗ имеют такое оборудование?
— Да, должны иметь. Все НПЗ, реконструированные за последние 10 лет, настроены на глубокую очистку и переработку. По стандартам Евросоюза — рынка, на котором продаются все продукты нефтепереработки — должно быть высокое очищение.
Замечу, именно поэтому все российские НПЗ перестроились и поставили современное оборудование для очистки.
«СП»: — То есть, для российских НПЗ переработать «грязную» нефть не составило бы труда?
— Нет, не составило бы. И для польских — тоже, причем без всяких дополнительных затрат. Польша член ЕС, и экологические стандарты обязывают польские НПЗ иметь соответствующее оборудование.
Повторюсь: переработка «грязной» нефти — не вопрос технологий. Это политические вещи.
— Белорусы пытаются получить от «Транснефти» дисконт, — уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Однако на практике может выйти иначе. Минск успешно раскрутил скандал вокруг «грязной» нефти, и даже повысил градус антироссийских высказываний. Но теперь он может «попасть» сам — на жесткие претензии со стороны Варшавы.
Такой сценарий вполне в духе политической логики поляков — максимально использовать ситуацию. К тому же, с точки зрения бизнеса, эти претензии вполне естественные и справедливые: раз «грязная» нефть пришла со стороны Белоруссии, и белорусы ситуацию вовремя не отследили — они должны нести за это ответственность.
Зачем белорусам такие разборки с Польшей — не знаю. Разве что они с поляками закулисно договорились, и теперь продолжают давить на Россию.
Для нас эта ситуация неприятная. Загрязнение нефти хлором имело место, и мы от этого не отказываемся. Но главная проблема в том, что все это происходит в контексте повышенных эмоциональных отношений между Москвой и Минском, причем не связанных с нефтегазовой сферой.
Надо понимать: рассуждения о том, что Белоруссия пострадает от налогового маневра РФ — не вполне добросовестная аргументация. Мы уже компенсировали эти потери белорусам открытием кредитных линий — вот и сейчас Минск просит о дополнительном выделении кредита в $600 млн.
Ключевая проблема не в нефти, а в углублении интеграции. Недавно прошла информация, что Москва передала Минску свои предложения на этот счет, и они изучаются белорусской стороной. Кремль ждет реакции и воздерживается от комментариев. Видимо, эмоции Минска, в том числе по поводу «грязной» нефти — попытка повлиять на российскую интеграционную позицию.
Нефть и газ: Москва посадила Лукашенко на голодный паёк
Новости экономики: Европа прекратила принимать российскую нефть