Сочи готовится к майскому, а затем и летнему сезону, который обещает снова стать рекордным. РЖД запускает новые поезда, аэропорт — дюжину новых международных рейсов… А чиновники думают, как победить самострои в прибрежной полосе, портящие жизнь туристам. Меры будут жесткие: дома запретят строить в полукилометре от моря.
В Сочи — самолетом, поездом… и круизным лайнером
Сочи продолжает оставаться самым востребованным российским курортом, который легко может соперничать по популярности даже с некоторыми зарубежными. По подсчетам Avito, на Черноморское побережье отправится 16% среди россиян, выбравших на майские праздники путешествия по стране; по 10% поедут в Москву и Санкт-Петербург, далее следуют Казань, Крым, города Золотого Кольца…
По подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), десятидневный тур в Сочи как минимум с однократным питанием (завтрак) обойдется в среднем в 42 тысячи рублей. Это заметно дешевле, чем поездка на средиземноморские курорты: Хорватия на двоих стоит от 66 тысяч рублей, а Болгария — от 73 тысяч.
Сочинские власти подготовились к наплыву туристов. РЖД отмечает, что спрос на железнодорожные билеты до Краснодарского края (Сочи, Анапа, Новороссийск и Краснодар) на 20% превысил прошлогодний показатель — и на майские праздники запустили 400 дополнительных поездов дальнего следования. Причем большинство из них продлят до станции «Имеретинский курорт» (ранее поезда в основном ходили до Адлера).
Сочинский аэропорт в преддверии летнего сезона объявил об открытии дюжины новых рейсов, в том числе в Ригу и Дубай. Также на майские праздники откроется наконец-то круизное сообщение между курортами Чёрного моря: лайнер «Князь Владимир» будет курсировать между Сочи, Новороссийском, Ялтой и Севастополем.
Сочинского мэра «обложили» силовики
Отчеты о туристических рекордах в Сочи проходят под «аккомпанемент» коррупционных скандалов, связанных с хищнической застройкой города-курорта. И понятно, почему: турпоток растет, а вместе с ним и стоимость земель.
В Первомайский районный суд Сочи поступило уголовное дело в отношении бывшего главного архитектора города Игоря Мазурка, обвиняемого в незаконной выдаче разрешений на строительство 10 многоквартирных домов. Вменяют чиновнику превышение должностных полномочий.
Ну а бывшего первого вице-мэра Сочи Мугдина Чермита уже осудили: Центральный районный суд приговорил его к 2 годам и 3 месяцам колонии за незаконную выдачу двух документов — на строительство жилого дома и эксплуатацию построенного с нарушениями здания.
Скандалы, сотрясающие градостроительную отрасль Сочи, естественно, влияют и на его инвестиционную и туристическую привлекательность. Вот и кубанский губернатор Вениамин Кондратьев внес в Законодательное собрание законопроект, запрещающий строить высотные дома (выше 20 метров) в полукилометре от кромки моря. В первой версии документа, рассмотренной еще в феврале, эта «стоп-зона» составляла всего 300 метров.
— Мы превращаем курорты в спальные районы крупных городов. Масштабное жилое строительство, конечно, повышает рентабельность строительного бизнеса, но убивает бизнес курортный. Этого нельзя допустить! — решительно заявил Кондратьев.
Напомним, что сочинский мэр Анатолий Пахомов неоднократно обещал — и губернаторам, и журналистам — что всеми силами будет сдерживать высотное строительство на Имеретинском взморье и в Центральном районе. Правда, как доказывают уголовные дела и приговоры в отношении подчиненных Пахомова, поделать он так ничего и не смог.
Аппетиты застройщиков только вырастут
Сами отдыхающие, приезжающие в Сочи, поражаются обилию огромных жилых комплексов, построенных порой у самой кромки моря. В преддверии Олимпиады девелоперы бросились возводить в городе огромное количество жилья, зачастую невзирая на строительные нормы и правила. Зато сейчас половина из этих зданий пустует — предложение дорогой прибрежной недвижимости заметно опередило платежеспособный спрос.
— Само решение не строить в прибрежной зоне жилье — очень правильное! Прибрежную зону, конечно, нужно беречь для курорта, а не застраивать ее спальными микрорайонами. — говорит председатель правления «Народного университета Сочи» Дмитрий Богданов. — Результатом принятия закона станет то, что могут вырасти запросы продавцов недвижимости. Не факт, что вырастет цена реализации, так как цены в Сочи сейчас уже несравнимо выше, нежели на качественное жилье даже в Москве. А вот что касается туристической привлекательности, то она зависит от очень многих факторов.
— Конечно, законопроект ударит по карману застройщиков. Да и строить первичное жилье в 500 метрах от моря все равно будут — причем оно будет продаваться, так как нет альтернативы, — не скрывает пессимизма руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Денис Лесняк. — Инициатива оставить эту зону только для санаториев, пансионатов и гостиниц сама по себе хорошая, но надо подумать о кредитах от субъекта либо о налоговых послаблениях для тех, кто там будет строить, чтобы сократить срок окупаемости.
Сейчас сам регион заявляет о сроке окупаемости в 50 лет. Естественно, его надо сокращать, так как нет никакого смысла застраивать территорию санаториями и гостиницами, которые так долго будут окупаться.
Особенно такие условия не подходят российским застройщикам. Если иностранные компании еще могут позволить себе такой срок окупаемости, то российские застройщики на такое не пойдут. То есть следующим шагом после введения ограничений должны быть какие-то льготы и преференции для тех, кто будет возводить те строения, которые необходимы региону.
С другой стороны, закон положительно скажется на окружающей среде. К тому же не надо будет усиленно укреплять многоэтажные дома: они имеют определенный вес, и для строительства их на береговой линии нужна сложная конструкция укрепления.
Новости мира: Белоруссия полностью остановила прием нефти из России