Директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех», бывший министр обороны Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Об этом, в частности, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу публичного акционерного общества, более чем на 90% принадлежащего государству в лице Росимущества.
В соцсетях это событие мгновенно вызвало мощную волну негативных комментариев, общий смысл которых сводится к тому, что теперь российские самолеты станут деревянными и с табуретками, вообще перестанут взлетать, а российская авиация окончательно прикажет долго жить.
Вероятно, это назначение не вызвало бы такого шквала критики, если бы не два интересных обстоятельства.
Во-первых, стоит освежить в памяти, что фактически главой государственной корпорации, призванной сохранить за Россией место в тройке лидеров мирового авиапроизводства, стал человек, которого в 2007 году, назначая на пост министра обороны РФ, президент Владимир Путин характеризовал как «человека с опытом работы в сфере экономики и финансов». Именно такой, по его мнению, и был необходим в то время на данном посту, поскольку задумывавшаяся тогда реализация программы развития и перевооружения Вооружённых сил Российской Федерации требовала расходования «огромных бюджетных средств».
А спустя 5 лет гарант Конституции был вынужден отправить Анатолия Сердюкова в отставку, чтобы обеспечить чистоту расследования разразившегося в Министерстве обороны грандиознейшего скандала, связанного со многомиллиардными махинациями при реализации непрофильных военных активов. В декабре 2012 года на пресс-конференции Владимир Путин заявил, что при наличии оснований Сердюков будет привлечён к уголовной ответственности, и его будут судить, невзирая на прошлые заслуги и регалии
Следствие было уверено, что решения о продаже ценных объектов недвижимости не могли приниматься без ведома Сердюкова. Кроме того, в ходе доследственной проверки была установлена его прямая заинтересованность в финансировании строительства дороги к базе отдыха в дельте Волги, принадлежащей его зятю, за счёт бюджетных средств. В 2013 году Следственный комитет РФ даже возбудил в отношении экс-министра обороны уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность). Но в 2014 году Анатолий Сердюков чудесным образом попал под амнистию к 20-летию российской Конституции, и дело было прекращено.
Во-вторых, буквально за месяц до вступления Анатолия Сердюкова в новую должность, в самом конце марта было объявлено: правительство России инвестирует 2,22 млрд. рублей в ОАК для финансирования производственной инфраструктуры и обслуживания новых самолетов Ил-114−300, первый прототип которого должен подняться в воздух до 31 мая 2019 года. При этом была анонсирована суммарная мощность подлежащих вводу в эксплуатацию производственных площадей — более 8,5 тысячи квадратных метров.
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы оценить всю двусмысленность ситуации. Стоило отраслеобразующей корпорации получить возможность освоить «огромные бюджетные средства» на возведение недвижимости и инфраструктуры в рамках жизненно важного для российской экономики проекта, как практически сразу же во главе ее совета директоров появилась фигура, попавшая под следствие по подозрению в махинациях с недвижимостью и инфраструктурой в министерстве, которое напрямую отвечает за безопасность страны.
В том, что проект по запуску в производство ИЛ-114−300 жизненно важен для нашего авиапрома, находящегося сейчас далеко не в лучшем состоянии, сомневаться не приходится. Как рассказал «СП» эксперт в области российской авиации, независимый аналитик Дмитрий Адамидов, этот винтовой самолет, способный садиться на слабоподготовленные взлетно-посадочные полосы, разрабатывается именно для региональной авиации, в первую очередь — для северных территорий и Дальнего Востока.
— Это такая рабочая лошадка, — пояснил он, — которая на самом деле нужна малой авиации. Это нормальный проект, который действительно будет востребован многими удаленными населенными пунктами. О нем, кстати, не так много и говорят, потому что этот проект лишен какой-то моды или хайпа, в отличие, например, от SSJ. Мы делаем его не для международной арены, а для себя. Особенно если он будет простой в обслуживании и недорогой, тем более что он лишен проблем с теми же самыми импортными комплектующими. На такой проект у нас хватит компетенции, потому что мы не пытаемся изобрести велосипед и кому-то утереть нос, а делаем машину под конкретную задачу. Пусть она будет не слишком экономична, но зато аэродромы строить не надо.
А вот тот факт, что главой совета директоров назначили Сердюкова - большая неожиданность. Ведь компания занимается не только гражданскими разработками, но и созданием боевых машин, в числе которых истребитель пятого поколения ПАК ФА Су-57, истребитель-перехватчик ПАК ДП МиГ-41 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец ПАК ДА Ту-изделие 80.
— Я думаю, что это назначение не самое лучшее, — поделился своей точкой зрения эксперт-экономист Леонид Хазанов. — Во-первых, что касается выделения средств на обслуживание Ил-114−300, возникает первый вопрос: а зачем вообще нужны такие инвестиции? Чего там в плане производства создавать? По логике, производиться он должен на каком-то из уже существующих авиастроительных заводов. Соответственно, там вся необходимая инфраструктура и оборудование уже есть. Или оно в таком ужасающем состоянии, что никаких деталей уже не сделаешь? Но это довольно странно. Что касается обслуживания, то, опять-таки, самолеты обслуживаются либо в аэропорту, куда они заходят на посадку, либо на авиаремонтных заводах. Они у нас есть, с этим все нормально. Это одна странность.
«СП»: — А есть другая?
— Само назначение Сердюкова на этот пост. Я с ним лично не знаком, но он не авиастроитель. А, по логике вещей, такой корпорацией должен руководить человек, имеющий хороший опыт в авиастроении, причем желательно с нуля, побывавший как минимум инженером. Был у нас Погосян, и как бы мы к нему ни относились, он, по крайней мере, свое дело знал. А у Сердюкова даже соответствующего образования нет. И как он будет всем этим управлять?
«СП»: — Ну, по словам председателя экспертного совета по авиационной промышленности при комитете Госдумы по экономической политике, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, Сердюкову «предстоит решить задачу с улучшением технического обслуживания и ремонта гражданских самолетов, усовершенствованием процедуры логистики, усилением тематики импортозамещения в гражданской авиации и сокращением управляющих кадров».
— Возможно, он начнет проводить оптимизацию финансовых потоков и управленческого персонала. Но вопрос в том, не приведет ли это к уменьшению количества инженерных и рабочих кадров? Ведь у нас в авиастроении в частности, да и в промышленности в целом вообще просто аховая ситуация с ними. В военном авиастроении дела еще как-то движутся, а вот в гражданском серьезная пробуксовка. Потому что, во-первых, зарплаты на наших предприятиях низкие, а, во-вторых, квалифицированных кадров элементарно не хватает. Молодежь-то не идет, потому что ее не прельщает перспектива работать за копейки. Так что я ничего хорошего от этого не жду.
Последние трагические события с гражданскими самолетами показывают, что надо досконально разбираться — на какой стадии возникают проблемы, кто и как делает детали, и так далее. А Сердюкову в этом не разобраться, он человек не из той среды. Эффективно управлять он вряд ли сможет.
«СП»: — Так ведь был же он до последнего момента индустриальным директором «Ростеха», курирующего предприятия-производители комплектующих как раз для ОАК…
— А каков результат его деятельности в этой должности? Я как обыватель, недавно, кстати, летавший, чего-то не заметил улучшений. Самолеты дешевле, надежнее, лучше и качественней не стали. В этом отношении у меня нет никакого позитива. Возможно, он прекрасный финансист, но ведь уже была одна история. Не дай бог, будет другая. Устанем последствия разгребать.
Впрочем, «СП» уже сообщала ранее о том, по какой причине политико-экономическая элита нашей страны так усердно цепляется за оскандалившегося экс-министра обороны, при одном упоминании фамилии которого кадровых военных начинает бить крупная дрожь.
— Сердюкова вообще не следовало бы устраивать ни в какие государственные структуры, — считает директор «Национального исследовательского института проблем коррупции» Сергей Сапронов — Но, видимо, он очень близок к президенту, потому что без ведома последнего назначения в такую отрасль вряд ли осуществляются.
Может, Сердюков обладает какими-то невероятными личностными качествами? Но все равно, ставить его на такие посты, я считаю, неправильно. В глазах россиян подобное назначение наносит колоссальный удар по имиджу власти. У нас же много талантливых людей, зачем же выбирать такую кандидатуру?
«СП»: — Неужели в Кремле не понимали того, что появление на такой должности Анатолия Сердюкова фактически ставит крест на всех правительственных заявлениях о борьбе с коррупцией?
— Надо бы, конечно, детально разобраться, кто конкретно принял такое решение. Но я лично считаю, что это вопрос дружбы. Посмотрите, Сердюков движется просто семимильными шагами по административной лестнице, и я так понимаю, что следующая его ступень — либо правительство, либо должность помощника президента, где он будет тихонечко сидеть.
Новости внутренней политики: Кремль припомнил губернаторам «пенсионные» и «мусорные» протесты
Власть: Путин прилетел в Астраханскую область в сопровождении шести истребителей