Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Ценный кадр: Командовать «воздушным парадом» будет Анатолий Сердюков

Скандального экс-министра обороны поставили во главе крупнейшей авиакорпорации страны

14952
Материал комментируют:

Директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех», бывший министр обороны Анатолий Сердюков возглавил совет директоров «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Об этом, в частности, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу публичного акционерного общества, более чем на 90% принадлежащего государству в лице Росимущества.

В соцсетях это событие мгновенно вызвало мощную волну негативных комментариев, общий смысл которых сводится к тому, что теперь российские самолеты станут деревянными и с табуретками, вообще перестанут взлетать, а российская авиация окончательно прикажет долго жить.

Вероятно, это назначение не вызвало бы такого шквала критики, если бы не два интересных обстоятельства.

Во-первых, стоит освежить в памяти, что фактически главой государственной корпорации, призванной сохранить за Россией место в тройке лидеров мирового авиапроизводства, стал человек, которого в 2007 году, назначая на пост министра обороны РФ, президент Владимир Путин характеризовал как «человека с опытом работы в сфере экономики и финансов». Именно такой, по его мнению, и был необходим в то время на данном посту, поскольку задумывавшаяся тогда реализация программы развития и перевооружения Вооружённых сил Российской Федерации требовала расходования «огромных бюджетных средств».

Читайте также
Кремль припомнил губернаторам «пенсионные» и «мусорные» протесты В Москве определились со списком глав, которых назначат «стрелочниками» за провальные реформы

А спустя 5 лет гарант Конституции был вынужден отправить Анатолия Сердюкова в отставку, чтобы обеспечить чистоту расследования разразившегося в Министерстве обороны грандиознейшего скандала, связанного со многомиллиардными махинациями при реализации непрофильных военных активов. В декабре 2012 года на пресс-конференции Владимир Путин заявил, что при наличии оснований Сердюков будет привлечён к уголовной ответственности, и его будут судить, невзирая на прошлые заслуги и регалии

Следствие было уверено, что решения о продаже ценных объектов недвижимости не могли приниматься без ведома Сердюкова. Кроме того, в ходе доследственной проверки была установлена его прямая заинтересованность в финансировании строительства дороги к базе отдыха в дельте Волги, принадлежащей его зятю, за счёт бюджетных средств. В 2013 году Следственный комитет РФ даже возбудил в отношении экс-министра обороны уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность). Но в 2014 году Анатолий Сердюков чудесным образом попал под амнистию к 20-летию российской Конституции, и дело было прекращено.

Во-вторых, буквально за месяц до вступления Анатолия Сердюкова в новую должность, в самом конце марта было объявлено: правительство России инвестирует 2,22 млрд. рублей в ОАК для финансирования производственной инфраструктуры и обслуживания новых самолетов Ил-114−300, первый прототип которого должен подняться в воздух до 31 мая 2019 года. При этом была анонсирована суммарная мощность подлежащих вводу в эксплуатацию производственных площадей — более 8,5 тысячи квадратных метров.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы оценить всю двусмысленность ситуации. Стоило отраслеобразующей корпорации получить возможность освоить «огромные бюджетные средства» на возведение недвижимости и инфраструктуры в рамках жизненно важного для российской экономики проекта, как практически сразу же во главе ее совета директоров появилась фигура, попавшая под следствие по подозрению в махинациях с недвижимостью и инфраструктурой в министерстве, которое напрямую отвечает за безопасность страны.

В том, что проект по запуску в производство ИЛ-114−300 жизненно важен для нашего авиапрома, находящегося сейчас далеко не в лучшем состоянии, сомневаться не приходится. Как рассказал «СП» эксперт в области российской авиации, независимый аналитик Дмитрий Адамидов, этот винтовой самолет, способный садиться на слабоподготовленные взлетно-посадочные полосы, разрабатывается именно для региональной авиации, в первую очередь — для северных территорий и Дальнего Востока.

— Это такая рабочая лошадка, — пояснил он, — которая на самом деле нужна малой авиации. Это нормальный проект, который действительно будет востребован многими удаленными населенными пунктами. О нем, кстати, не так много и говорят, потому что этот проект лишен какой-то моды или хайпа, в отличие, например, от SSJ. Мы делаем его не для международной арены, а для себя. Особенно если он будет простой в обслуживании и недорогой, тем более что он лишен проблем с теми же самыми импортными комплектующими. На такой проект у нас хватит компетенции, потому что мы не пытаемся изобрести велосипед и кому-то утереть нос, а делаем машину под конкретную задачу. Пусть она будет не слишком экономична, но зато аэродромы строить не надо.

А вот тот факт, что главой совета директоров назначили Сердюкова - большая неожиданность. Ведь компания занимается не только гражданскими разработками, но и созданием боевых машин, в числе которых истребитель пятого поколения ПАК ФА Су-57, истребитель-перехватчик ПАК ДП МиГ-41 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец ПАК ДА Ту-изделие 80.

— Я думаю, что это назначение не самое лучшее, — поделился своей точкой зрения эксперт-экономист Леонид Хазанов. — Во-первых, что касается выделения средств на обслуживание Ил-114−300, возникает первый вопрос: а зачем вообще нужны такие инвестиции? Чего там в плане производства создавать? По логике, производиться он должен на каком-то из уже существующих авиастроительных заводов. Соответственно, там вся необходимая инфраструктура и оборудование уже есть. Или оно в таком ужасающем состоянии, что никаких деталей уже не сделаешь? Но это довольно странно. Что касается обслуживания, то, опять-таки, самолеты обслуживаются либо в аэропорту, куда они заходят на посадку, либо на авиаремонтных заводах. Они у нас есть, с этим все нормально. Это одна странность.

Читайте также
Тайна гибели японского F-35: Чудовищный взрыв на борту? О чем говорит найденный «черный ящик» разбившего истребителя-невидимки

«СП»: — А есть другая?

— Само назначение Сердюкова на этот пост. Я с ним лично не знаком, но он не авиастроитель. А, по логике вещей, такой корпорацией должен руководить человек, имеющий хороший опыт в авиастроении, причем желательно с нуля, побывавший как минимум инженером. Был у нас Погосян, и как бы мы к нему ни относились, он, по крайней мере, свое дело знал. А у Сердюкова даже соответствующего образования нет. И как он будет всем этим управлять?

«СП»: — Ну, по словам председателя экспертного совета по авиационной промышленности при комитете Госдумы по экономической политике, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, Сердюкову «предстоит решить задачу с улучшением технического обслуживания и ремонта гражданских самолетов, усовершенствованием процедуры логистики, усилением тематики импортозамещения в гражданской авиации и сокращением управляющих кадров».

— Возможно, он начнет проводить оптимизацию финансовых потоков и управленческого персонала. Но вопрос в том, не приведет ли это к уменьшению количества инженерных и рабочих кадров? Ведь у нас в авиастроении в частности, да и в промышленности в целом вообще просто аховая ситуация с ними. В военном авиастроении дела еще как-то движутся, а вот в гражданском серьезная пробуксовка. Потому что, во-первых, зарплаты на наших предприятиях низкие, а, во-вторых, квалифицированных кадров элементарно не хватает. Молодежь-то не идет, потому что ее не прельщает перспектива работать за копейки. Так что я ничего хорошего от этого не жду.

Последние трагические события с гражданскими самолетами показывают, что надо досконально разбираться — на какой стадии возникают проблемы, кто и как делает детали, и так далее. А Сердюкову в этом не разобраться, он человек не из той среды. Эффективно управлять он вряд ли сможет.

«СП»: — Так ведь был же он до последнего момента индустриальным директором «Ростеха», курирующего предприятия-производители комплектующих как раз для ОАК…

— А каков результат его деятельности в этой должности? Я как обыватель, недавно, кстати, летавший, чего-то не заметил улучшений. Самолеты дешевле, надежнее, лучше и качественней не стали. В этом отношении у меня нет никакого позитива. Возможно, он прекрасный финансист, но ведь уже была одна история. Не дай бог, будет другая. Устанем последствия разгребать.

Читайте также
Обещания Медведева: Страшно подумать, что было бы с премьером и его кабмином при Сталине Вместо возвращения денег из офшоров власти будут искать «лишние» доходы у бедняков

Впрочем, «СП» уже сообщала ранее о том, по какой причине политико-экономическая элита нашей страны так усердно цепляется за оскандалившегося экс-министра обороны, при одном упоминании фамилии которого кадровых военных начинает бить крупная дрожь.

— Сердюкова вообще не следовало бы устраивать ни в какие государственные структуры, — считает директор «Национального исследовательского института проблем коррупции» Сергей Сапронов — Но, видимо, он очень близок к президенту, потому что без ведома последнего назначения в такую отрасль вряд ли осуществляются.

Может, Сердюков обладает какими-то невероятными личностными качествами? Но все равно, ставить его на такие посты, я считаю, неправильно. В глазах россиян подобное назначение наносит колоссальный удар по имиджу власти. У нас же много талантливых людей, зачем же выбирать такую кандидатуру?

«СП»: — Неужели в Кремле не понимали того, что появление на такой должности Анатолия Сердюкова фактически ставит крест на всех правительственных заявлениях о борьбе с коррупцией?

— Надо бы, конечно, детально разобраться, кто конкретно принял такое решение. Но я лично считаю, что это вопрос дружбы. Посмотрите, Сердюков движется просто семимильными шагами по административной лестнице, и я так понимаю, что следующая его ступень — либо правительство, либо должность помощника президента, где он будет тихонечко сидеть.


Новости внутренней политики: Кремль припомнил губернаторам «пенсионные» и «мусорные» протесты

Власть: Путин прилетел в Астраханскую область в сопровождении шести истребителей

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня