Госдума на прошлой неделе в первом чтении приняла законопроект, который предусматривает классификацию субъектов Федерации и муниципальных образований по уровню долговой нагрузки, а также устанавливает максимальное ограничение на обслуживание долга на уровне 10% от общего объема расходов бюджета региона.
Документ, подготовленный и внесенный российским правительством, предполагает разделение всех российских регионов и муниципальных образований на три группы: с высокой, средней и низкой долговой устойчивостью.
Попавшие в первую группу получат освобождение от необходимости согласовывать с Минфином программы государственных или муниципальных заимствований и гарантий. На эту прерогативу смогут претендовать образования, объем долга в которых, уточняет, в частности, ИА Regnum, ниже 50% от бюджетных поступлений. При этом годовой платеж по погашению и обслуживанию долга для этой категории регионов не должен превышать 13% к налоговым, неналоговым доходам и дотациям местного бюджета, причем на обслуживание долга субъект сможет направлять не более 5% от расходов бюджета
В третью занесут регионы, имеющие объем долга более 85% от бюджетных поступлений. Сюда же попадают субъекты, у которых на погашение и обслуживание долга уходит более 18% к налоговым, неналоговым доходам бюджета и дотациям. Также в эту группу попадут регионы, если доля обслуживания их долга превышает 8% от расходов.
Они смогут осуществлять рыночные заимствования исключительно в целях рефинансирования задолженности. Естественно, согласовывать с Минфином программы государственных или муниципальных заимствований и гарантий им придется, что называется, по умолчанию. Кроме того, с этим ведомством им придется еще согласовывать и реализуемый план восстановления собственной платежеспособности.
«Середнячков» же, чей объем долга и расходы на его погашение колеблются между этими пределами, планируется обязать согласовывать с соответствующим финансовым органом только программы государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, а также предоставлять проект основных направлений долговой политики.
Также законопроект, помимо прочего, предусматривает:
А) классификацию государственного (муниципального) долга на внешний и внутренний для всех публично-правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств;
Б) ограничение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20% общего объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы РФ;
В) исключение возможности предоставления государственных кредитов иностранным юридическим лицам в связи с высоким риском их невозврата.
Как пояснил замминистра финансов Сергей Сторчак, в документе не идет речи об ужесточении регулирования заимствований субъектов РФ, это всего лишь разработка мер превентивного характера, на основе которых регионы смогут самостоятельно оценивать свою долговую устойчивость и, при необходимости, обращаться к федеральным органам за соответствующей помощью.
А без поддержки федерального центра регионам, похоже, не обойтись. Несмотря на то, что в ряде информационных агентств проскакивало довольно бравурное сообщение о том, что с начала 2019 года госдолг регионов сократился сразу на 103 миллиарда рублей, ситуация в этой сфере, мягко говоря, от идеала довольно далека.
— При общих доходах региональных бюджетов в размере 10 триллионов рублей размер госдолга немного не дотягивает до отметки в 2,5 триллиона рублей, — отметил, комментируя эту инициативу для «СП», директор АНО «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов. — Эксперты полагают, что по международным стандартам это сравнительно невысокий показатель долговой нагрузки. Но здесь, конечно, все относительно, и надо понимать — некоторые регионы оказались в очень закредитованном состоянии.
Еще два года назад 14 из них имели госдолг, превышающий 100% объема всех налоговых и неналоговых поступлений. Совсем нет долга у Сахалинской области и Ненецкого автономного округа. Его размер не критичен для Москвы и Санкт-Петербурга, но в целом число самодостаточных регионов не такое большое, как хотелось бы.
— У нас, как ни крути, а примерно 60 регионов, даже если все собираемые налоги останутся у них, не смогут исполнить свои расходные полномочия. В некоторых регионах степень долговой нагрузки зашкаливает за 90%, и они никогда не смогут собрать необходимое количество налогов, — развивает мысль профессор РАНХиГС, эксперт в области региональной экономики Сергей Раевский.
«СП»: — Из-за чего в регионах сложилась такая критическая ситуация?
— Для этого есть две основные причины. Первая — и основная — тип экономики, существующий на той или иной территории. Например, регион может быть чисто сельскохозяйственным. Где-то отсутствуют серьезные промышленные предприятия или природные ресурсы, которые могут быть разработаны и реализованы.
Вторая причина — по существующему Налоговому кодексу в федеральный бюджет идет большая часть сборов, а на местах остается лишь их малая часть. Это несправедливое распределение налоговых полномочий приводит к тому, что отдельные территории перманентно находятся в ситуации недостаточности доходов.
Например, Камчатский край, как ни крути, а каждый год получает 40−45 миллиардов рублей субсидий для финансирования своего бюджета. То же самое происходит с нашими южными республиками и некоторыми восточными регионами — Республикой Алтай, Тывой, Забайкальским краем, Бурятией. Я, например, в свое время делал экспертизу по одному из краев, в котором было 19 муниципальных образований. Так вот, из них только два были способны формировать собственный бюджет, а остальные получали дотации.
На вопрос о том, сможет ли принятие рассматриваемого Государственной Думой правительственного законопроекта о ранжировании регионов по степени их долговой нагрузки не допустить дальнейшего ухудшения ситуации в этом вопросе, эксперты ответили без особого энтузиазма.
— Понимаете, есть регионы, которые набрали столько долгов, что попросту не в состоянии их погасить хоть когда-нибудь, — поделился своими соображениями Сергей Раевский — Поэтому мечта любого субъекта — получить субсидию из федерального бюджета. Помощь, которая либо оказывается бесплатно, либо под очень низкие проценты. Потому что надо же как-то финансировать социальную сферу, какие-то другие проекты. Конечно, если мы разделим эти территории согласно предлагаемым критериям, я бы сказал, что это поможет местным властям в финансировании своих расходных полномочий.
Впрочем, подчеркнул Владимир Климанов, предлагаемые законопроектом новации, безусловно, будут сдерживать развитие регионов с высокой долговой нагрузкой.
— Поскольку здесь нет прямой зависимости между степенью дотационности регионов и объемом их долга, в этом списке могут оказаться даже и не слишком высокодотационные субъекты. Ограничения, которые наложатся на местный бюджет, будут сковывать действия региональных властей, что скажется на всей экономической деятельности. И там, где потребуется государственное участие, оно просто не будет оказано в полной мере.
Так что, резюмировал эксперт, этот законопроект, хоть и был в принципе, довольно давно ожидаем, проблему с высокой долговой нагрузкой регионов решить не в состоянии. Максимум, на что он способен, так это лишь несколько снизить напряженность в этом вопросе.
Новости экономики: Зюганов заявил о бедственном положении российских регионов
Проблемы регионов: «СевКавказмиллиардгаз»: Куда утекли деньги Арашуковых