Объявление дефолта на Украине приведет к падению курса гривны почти в 10 раз и к тотальному обнищанию народа. Такое мнение выразил депутат Верховной Рады Вадим Рабинович, комментируя предложение олигарха Игоря Коломойского объявить страну банкротом и не расплачиваться с международными долгами.
«Я думаю, что гривна будет за 200 (гривен за доллар, — прим. ред.), я думаю, что будет полное обнищание населения, а потом — да, с нуля начнем подниматься. Но кто выживет с этого нуля?» — заявил Рабинович в эфире одного из украинских телеканалов.
При этом депутат признал, что положение Украины в любом случае незавидное. По его словам, экспорт металлургической промышленности сократился на 7,5 процента, а химической — на 18 процентов. Именно эти отрасли могли бы стать локомотивом развития экономики страны.
Напомним, что Игорь Коломойский предложил объявить дефолт несколько дней назад в интервью Financial Times. Примером для Киева он назвал Грецию и Аргентину, которые также в свое время объявляли себя банкротами. «По моему мнению, мы должны относиться к нашим кредиторам, как Греция. Это пример для Украины. В противостоянии с кредиторами в 2015 году Греция стала первой развитой страной, которая не стала выплачивать кредит МВФ, пусть даже временно», — заявил он, добавив, что долги были реструктурированы, и ничего страшного с греками не случилось.
Если же новый президент Владимир Зеленский будет слушать Запад, то, по мнению олигарха, закончит так же, как Петр Порошенко. «Если Зеленский будет слушать Запад и не будет делать собственные назначения, то он повторит судьбу Порошенко. У него будет тот же уровень поддержки — 5, 10 или 15% вместо 73», — сказал он.
Кроме того, Коломойский призвал ЕС и США вообще полностью списать долги Украины, так как она является разменной монетой в геополитической игре Вашингтона и Брюсселя с Россией. И, видимо, за это Киеву нужно хорошо заплатить.
Глава партии Зеленского «Слуга народа» Дмитрий Разумков, комментируя интервью Коломойского, назвал дефолт «маловероятным путем», по которому Украина вряд ли может пойти. С другой стороны, учитывая, что нового лидера республики многие открыто называют ставленником самого Коломойского и его группы, возможно, новый президент прислушается к мнению олигарха.
Несколько проясниться ситуация может уже 28 мая. В этот день должна состояться встреча Зеленского с миссией МВФ. Но отношения с этой организацией у Киева все прошлые годы складывались непросто.
В 2014 году МВФ утвердил для Украины двухлетнюю программу общей суммой в 17,01 млрд. долл. Фонд перевел 4,3 млрд., после чего в стране развернулся полномасштабный экономический кризис и программа была свернута. Вместо нее в 2015 году Украина подписала с Фондом соглашение о четырехлетней программе помощи на 17,5 млрд. долл. Но и она не была доведена до конца — Киев успел получить 6,7 млрд.
Очередная программа stand-by была утверждена в конце 2018 года. Она рассчитана всего на 14 месяцев и 3,9 млрд. долл. Из них пока выплатил только 1,4 млрд.
Проблема для Украины в том, что без денег МВФ ей сложно расплатиться по уже взятым кредитам. По данным украинского минфина, в 2019 году общий объем платежей по государственному долгу составляет 417 млрд грн (15,6 млрд. долл.). В том числе 9 млрд. долл. в иностранной валюте.
Но для того, чтобы и дальше получать транши от Фонда, нужно выполнять его условия. А это, помимо прочего, не только создание антикоррупционных судов, но и уравнивание цен на газ для населения и промышленных предприятий. С учетом того, что цены на газ для населения с 2013 года и так были подняты в 12 раз, такой шаг сильно ударит по позициям нового президента. Да и количество неплатежей наверняка вырастет. Кроме того, во время избирательной кампании Зеленский обещал снижать, а не поднимать цены.
На прошлой неделе украинские СМИ написали, что миссии МВФ досрочно завершила свою работу на Украине из-за указа Владимира Зеленского о роспуске парламента. Официальной причиной были названы «изменения в стране». Судя по тому, что на 28 мая назначена встреча украинского лидера с руководством миссии, на ней будут расставлены какие-то точки над i. Например, принято решение о сворачивании текущей программы.
Но что Киев будет делать в этом случае — не совсем понятно. Уже в сентябре необходимо выплатить 2 миллиарда долларов по внешним обязательствам. Рост украинской экономики, между тем, замедлился до 2,5%. Экс-премьер Владимир Гройсман перед уходом в отставку заявил, что дефолт приведет к серьезным последствиям, «от которых пострадают обычные украинцы».
Однако и продолжение сотрудничества все больше загоняет страну в долговую яму. Тот же Вадим Рабинович, который предсказал обнищание народа в случае дефолта, признал, что рецепты МВФ не работают. «МВФ не может являться партнером Украины, потому что он финансовый доктор. Этот финансовый доктор лечит нас четыре с половиной года. В результате этого мы полностью убили экономику, мы в безнадежной долговой яме, а значит, доктор — шарлатан», — сказал депутат.
Получается замкнутый круг. Сотрудничество с МВФ вредит украинской экономике, но дефолт навредит ей еще больше. Впрочем, возможно президент Зеленский готов прислушаться к своему предполагаемому спонсору Игорю Коломойскому. Интересы последнего в этой ситуации легко просматриваются.
Как рассказал доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС, кандидат экономических наук Павел Грибов, дефолт грозит серьезными последствиями не только для граждан, но и для государственной экономики. Той же Греции пришлось выставить на продажу значительную часть госимущества, в том числе стратегического — железные дороги и аэропорты. Их затем скупили местные и иностранные миллиардеры и миллионеры.
Коломойский, который потерял свой ПриватБанк в результате национализации при Порошенко, таким образом может не только вернуть утраченное, но и приобрести множество других активов по бросовой цене. Другой вопрос, что государство в этом случае останется ни с чем.
Кандидат экономических наук, политолог Александр Дудчак считает, что Киев все же продолжит сотрудничество с МВФ. Но не исключает и варианта, при котором команда Зеленского погрузит Украину в «дикий капитализм» с дефолтами каждые несколько лет. Населению страны в этом случае можно будет только посочувствовать.
— В таком явлении, как дефолт, конечно, мало хорошего. Можно было бы начать с него, чтобы выходить из-под зависимости от Запада. Делать что-то нужно, потому что такие долги, которые уже навешали стране, обслуживать практически невозможно. Если оставить все, как есть, это можно сравнить с коматозным состоянием. В него Украину вводили пять лет, и выбраться из него можно только в теории.
Но и при дефолте надеяться на лучшее особо не приходится. Чтобы начать выходить из ситуации, нужно полностью поменять экономическую политику и предпринять ряд важнейших шагов. Например, восстановить сотрудничество с теми странами, которые приносят реальный экономический эффект. Евроинтеграция не смогла заменить Россию и СНГ. Она привела ровно к тем результатам, о которых предупреждали «евроскептики» в 2013 году.
«СП»: — Как дефолт скажется на населении?
— Лучше ему точно не станет. Насколько хуже — вопрос открытый. Важный момент в том, что дефолт позволит нынешней власти все списать на предшественников и сказать, что они во всем виноваты.
Хотя это правда, такой шаг развяжет новым властям руки. Они смогут распрощаться с остатками каких-то социальных моментов в системе образования и здравоохранения. Можно будет не выплачивать пенсии, сокращать зарплаты, отправлять людей в неоплачиваемые отпуска. Для населения все это может вылиться в то, что руководство страны будет только использовать дефолт, чтобы прикрывать им свои личные корыстные цели, а не решать проблемы. Новая администрация на этом сможет неплохо заработать.
«СП»: — Может ли гривна упасть до 200 за доллар, как говорит Рабинович?
— Это не исключено. Курс определяет государство. Можно его сдерживать административными методами, а можно отпустить в свободное плаванье. И он доплывет до 200.
Как я сказал, нужно в корне менять экономику. Но прошлая власть, видимо умышленно, очень многое сделала для ее разрушения. И теперь, какое бы правительство ни пришло, перед ним будут стоять практически неразрешимые проблемы. Они в цугцванге.
«СП»: — Может ли команда Зеленского реально пойти на дефолт?
— Пока мне не кажется, что до этого дойдет. Украина в полностью управляемом положении со стороны Запада. В ней есть потребность, как в важном элементе дестабилизации на границе с Россией. Поэтому нужно поддерживать ее в коматозном состоянии, когда и жить — не получается, и умереть — не дают. Кредиты МВФ рассчитаны именно на это. И, думаю, Фонд продолжит выдавать такие строго дозированные транши.
Думаю, Зеленский будет рассказывать, что сотрудничество с МВФ — это важно и престижно. Если такое произойдет, это подтвердит, что генеральная линия Киева не сменилась даже после смены президента.
Хотя полностью исключать вариант дефолта нельзя. По сути, Киев уже был в состоянии дефолта. Просто тогда это назвали реструктуризацией, закрыв глаза на три миллиарда долларов, которые Украина должна России. Так выгодно было Западу.
Вот и сейчас Запад может как признать дефолт, так и его отсрочить. Аргентина за последние 20 лет прошла через 8−9 дефолтов. Можно и Украину пустить по этому пути. Видимо, Коломойского такой сценарий устраивает. В условиях дикой конкуренции он чувствует себя, как рыба в воде.
Но если это сознательная политика новой власти, то очень печально. А такие признаки есть. Представители команды Зеленского уже заявляли, что либертарианство — это основа их государственной политики. Если это так, девять дефолтов за два десятилетия — это вполне реально.