Лето в России — традиционная пора отпусков. В том числе, за рубежом. По данным ВЦИОМ, на сегодня конкретные планы на такой отдых имеют 10% сограждан. Годом раньше их было всего 4%.
Мало того. В 2019-м первое место в рейтинге наиболее желанных мест отдыха досталось именно заграничному отпуску. 39% россиян заявили, что будь такая возможность, они провели бы лето «за бугром».
Наверняка многие уже отложили на поездку энную сумму в валюте. А тем, кто только планирует это делать, следует поторопиться.
Судите сами. По предварительным данным Росстата, рост ВВП РФ в первом квартале 2019 года оказался на уровне 0,5% год к году. Это значит, экономика России весьма ощутимо замедляется. Можно сказать, РФ так и норовить впасть в рецессию — вслед за мировой экономикой.
Да, иностранные держатели пока не спешит сбрасывать российские долговые бумаги. По данным ЦБ, на долю нерезидентов в формировании спроса на ОФЗ сейчас приходится около половины. Столь масштабный приток иностранного капитала в ОФЗ в значительной мере уравновешивает процесс покупок валюты Минфином в целях исполнения бюджетного правила. То есть, поддерживает курс рубля.
Есть еще два позитивных момента для российской валюты. Если в июне Банк России — как ожидают аналитики — снизит ключевую ставку, это еще сильнее повысит иностранный спрос на ОФЗ. В результате укрепятся и позиции российской валюты.
Летом на стороне рубля будет и нефть. Вне зависимости от продления действия ОПЕК+ на летнем заседании министров, на рынке нефти почти наверняка будет дефицит предложения — из игры выбыли Венесуэла, Ливия и Иран. По оценкам аналитиков, это позволит котировкам удерживаться в диапазоне 70−80 долларов за баррель.
Но все эти факторы может перечеркнуть обострение торговой войны между США и Китаем. Напомним, в середине мая США подняли с 10% до 25% пошлины на китайский экспорт объемом $200 млрд.
Президент Дональд Трамп назвал причиной затягивание китайцами переговоров и попытку «передоговориться в последний момент». В ответ Китай ввел дополнительные пошлины на американский экспорт объемом $60 млрд.
Как отмечала газета South China Morning Post в Пекине, в этом раунде тарифной войны Китай впервые вынужден был прибегнуть к исключениям. То есть, был вынужден начать выдавать изъятия из тарифов тем китайским фирмам, которые сильно зависят от американских комплектующих и обанкротятся от ответных действий Пекина. Механизм исключений, по сведениям газеты, разрабатывался около полугода, но авторы «до последнего надеялись, что США и Китаю удастся достичь сделки и он не понадобится».
Для России это плохие новости. Если Пекин и Вашингтон столкнут глобальную экономику в кризис, Россия имеет все шансы попасть в «идеальный шторм».
Проблема в том, что РФ даже среди рисковых активов выглядит наиболее рисковыми. Наша страна, с точки зрения инвесторов, опасна в военно-политическом плане. К нам страны Запада относятся практически как к противнику. И нам они точно не будут помогать.
Все сказанное означает, что рубль в перспективе будет только дешеветь. Так что съездить за границу или прикупить для этого валюту имеет смысл прямо сейчас. Ну, или можно плюнуть на заграницу, и предпочесть Крым.
— Курс рубля на сегодня, несмотря на некоторое ослабление, остается выгодным для приобретения валюты, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Так что тем, кто едет отдыхать за границу, можно спокойно покупать — неважно, доллары, евро или турецкие лиры. Сейчас рубль в комфортной зоне, из этого и следует исходить. А вот дальше возможны негативные варианты.
Неслучайно еще в начале мая помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил, что в случае повышения американской стороной пошлин на ряд китайских товаров рубль может ослабнуть. А потом министр экономического развития Максим Орешкин выразил мнение, что мировая экономика может потерять до нескольких процентов в темпах роста при развитии негативного сценария в противостоянии Китая и США. Причем, если эскалация будет серьезной, то это может произойти довольно быстро.
На мой взгляд, вероятность, что события в мировой экономике будут развиваться негативно, действительно большая. Скорее всего, летом обвала не случиться. Но момент, когда негативные факторы сложатся вместе, однозначно приближается.
«СП»: — Что это за факторы?
— Прежде всего, может прекратиться игра на повышение нефти. Игра, напротив, может пойти в обратную сторону — даже без наличия особых факторов.
Безусловно, экономический рост в мире уже сейчас стагнирует, но он может перейти на гораздо более низкий уровень. Причем, не только из-за торговой войны Трампа с Китаем, а по причинам, которые скопились с кризиса 2008 года. Это монетарная политика смягчения ведущих центробанков. Она позволила купировать кризис, но она же создала новые проблемы — крупные государственные и корпоративные долги.
Аналитики хорошо понимают: дальнейшее экономическое развитие во многих регионах, прежде всего в Китае, на нынешней основе невозможно. Этим регионам нужно разворачивать экономику на внутренний рынок, а это процесс болезненный.
В ЕС и Японии также наблюдаются проблемы. На деле, худо-бедно сегодня развиваются только США.
Решение этого набора проблем не сводится к одной торговой войне США-Китай. Система мировой торговли на глазах претерпевает большие изменения, и будет трансформироваться в новые соглашения. Этому будет предшествовать, я считаю, целая серия торговых войн — прежде чем договориться, стороны будут пытаться грубо давить друг на друга.
Словом, в глобальной экономике наступает турбулентный период. Десятилетие финансово-монетарного благополучия осталось позади. Когда-нибудь все это приведет к новой архитектуре мировой торговли, но пока она даже не просматривается.
«СП»: — Какая валюта в этой ситуации выглядит предпочтительной?
— США, я считаю, выгодно нагнетать сложности в мировой экономике. Потому что Штаты при этом выглядят надежным инвестиционным убежищем. Таким же убежищем выглядит и доллар.
По сути, США выгодно выглядеть хорошо на фоне кризиса в остальных странах. Не будь этого кризиса, Америка смотрелась бы значительно хуже.
«СП»: — Когда может грянуть мировой кризис?
— На мой взгляд, уже в текущем году. Как только все поймут, что торговая война США-Китай надолго, что речь идет не просто о торговле, но и о размещении производств, включая борьбу на рынке высоких технологий — неизбежно будет переоценка стоимости активов и рисков. На финансовом рынке за десять лет скопилось много мусора, кругом «пузыри» — так что переоценка будет серьезной.
«СП»: — Что в этом случае будет с Россией?
— Россия относится к развивающимся рынкам — то есть, к наиболее спекулятивным. Плюс мы под санкциями, плюс наша экономика завязана на нефть — актив, наиболее подверженный перепадам в кризисных ситуациях.
Все это означает, что мировой кризис может вызвать в российской экономике сильное напряжение. Думаю, в Кремле это понимают. Именно этим, я считаю, вызвано кажущееся бессмысленным накопление резервов, и отказ от инвестирования.
Российские власти, я считаю, ждут серьезного кризиса. Они уже решили для себя, что «не до жиру, быть бы живу» — и теперь копят, чтобы продержаться подольше.
Все вместе это наводит на мысль: если произойдет резкая просадка в мировой экономике, нефть жестко полетит вниз, то Кремль в такой ситуации вряд ли будет удерживать курс рубля. Крепкий рубль, я считаю, не является приоритетом для российских властей. Его удержат, конечно, от катастрофического падения. Но если конъюнктура будет меняться, нас ждет новый виток девальвации.
Финансовые новости: Отпуск-2019: Девальвация играет с рублем в «кошки-мышки»
Курс валют: Курс доллара пошел вверх: плохие новости для рубля из Китая