Министр экономического развития России Максим Орешкин — едва ли не главный оптимист в правительстве страны. Обещает снижение инфляции, рост доходов населения, экономический прорыв. «Свободная пресса» собрала самые радужные его обещания и прогнозы за последние месяцы, которые все больше не «убаюкивают» население, а раздражают его.
Метания из крайности в крайность
Вечно пышущий оптимизмом министр экономического развития Максим Орешкин снова обрадовал россиян очередным благостным обещанием: угрозы рецессии нет. Поводом для такого бодрого заявления стала публикация статистики Росстата: в мае темпы роста ВВП значительно замедлились до 0,2% в годовом выражении — против 1,7% в апреле. Одновременно и Всемирный банк снизил прогнозы развития российской экономики до конца года до 1,2%.
Стоит напомнить, что не далее как полмесяца назад тот же Орешкин в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) пугал население рецессией. По мнению министра, она может начаться в 2021 году, если не остановить лавинообразный рост необеспеченных потребительских кредитов. Правда, до этого Орешкин обещал, что в 2021 году в России будет вовсе не рецессия, а «настоящий рывок»: темпы экономического роста, мол, вырастут до 3%.
Для министра экономического развития подобные «метания» из крайности в крайность — дело, похоже, привычное. Видимо, дело в следующем: Минэкономики регулярно потчует население настолько фантастическими прогнозами, которые тут же приходится опровергать.
Например, ведомство Максима Орешкина преисполнено оптимизма не только по поводу экономического роста, но и роста доходов россиян. Они, напомним, снижаются пятый год подряд, а вот министерство обещает, будто в этом году доходы вырастут на 1%, а в ближайшие два — еще на 1,8%. Правда, затем Орешкин был вынужден признать, что рост реальных доходов граждан неостановимо «сжирает» выплата процентов по кредитам.
С министра сорвали розовые очки
Советовал Максим Орешкин россиянам избавляться от валюты (кстати, не он один — но также и премьер-министр Дмитрий Медведев). Дескать, доллар и евро вообще от лукавого: вдруг США и Евросоюз введут новые санкции, наложив запрет на работу с валютой для государственных (а они крупнейшие) российских банков. Зато инвестиции в рубль, по словам министра, в долгосрочной перспективе принесут большой доход.
Но пока Орешкин грозится введением новых санкций, Минэкономики «рисует» благостные прогнозы для рубля: ведомство ожидает, что в нынешнем году курс доллара не превысит 65,1 рубля, и даже через пять лет окажется не выше 68,6 рублей.
«Держать» рубль на плаву, по мнению Орешкина, должны большой золотовалютный резерв, устойчивость государственных финансов и экономический рост (если верить Орешкину, Россия должна «обогнать» Германию и войти в пятерку крупнейших экономик планеты). Если верить министру, то экономика страны (как и курс рубля) сохранит абсолютную стабильность при цене нефти выше $40 за баррель.
Пышут оптимизмом и инфляционные прогнозы Минэкономики: в нынешнем году ведомство Максима Орешкина ожидает снижения инфляции до 4%, а в будущем году она якобы не превысит 3,5%.
И это лишь часть обещаний, прогнозов и заявление министра. А еще обещал он обеспечить «прорывное развитие» российского туризма, поддержку государством инновационного малого бизнеса и даже снижение ставок по ипотеке до 8%. Правда, истинную цену министра-оптимиста (одного из самых молодых в Белом доме, кстати) продемонстрировал скандал в стенах в Госдуме, куда Орешкина пригласили с отчетом о работе 6 марта. Тогда спикер верхней палаты Вячеслав Володин прилюдно отчитал министра, который оказался просто не готов отвечать на предметные вопросы депутатов о макроэкономических показателях.
Власть перестала слышать народ
О том, почему сегодня кремлевские «небожители» так оторваны от реальной жизни в стране, «Свободная пресса» поговорила с генеральным директором Центра социального проектирования «Платформа» Алексеем Фирсовым.
— Каналы коммуникации действительно «забиты». Причина — их несоответствие социальной реальности. В общем, какие есть каналы? Представительская власть, но это в области имитаций. СМИ — они в силу ряда причин утратили связь с локальной повесткой. Медийные рейтинги формируются по своим законам жанра, трансляция положения дел к этим законам имеет косвенное отношение. Плюс управляемость медийного поля.
Социологические службы. Устарел инструментарий. Долго рассказывать почему, про это сейчас много говорят. Плюс нехватка аналитиков в отрасли. Что еще? Социальные сети. Их самих по себе явно недостаточно.
Существует еще интеллигенция, так сказать совесть нации. Но она замкнута внутри своего круга, сама ничего толком не знает. В итоге — да, огромная пустота.
«СП»: — В то же время президент, например, все же пытается общаться напрямую с народом, прямую линию проводит…
— Прямая линия по сути своей — как модель общения без посредника — разумеется, абсурдна, так как посредником здесь выступает вся медийная оболочка продукта. Тем не менее, технология заостряет саму проблему — может ли власть реализовывать коммуникацию каким-то прямым образом, возможен ли в принципе разговор власти и народа именно как разговор, как, например, говорят два собеседника в вагоне поезда.
Проблема эта решалась еще давно разными художественными и мифологическими приемами. Отсюда вырос образ царя, переодевшегося простолюдином, образ императора, ставшего странником. А сейчас? Какие варианты сейчас? Завести аккаунт в социальной сети под вымышленным именем — комичная и бессмысленная идея.
Новости мира: Медведев ответил президенту Грузии, обвинившей РФ в организации массовых беспорядков