Последняя трагедия на Черном море, когда на старый катамаран, который давным-давно должны были списать в утиль, набилось 55 человек вместо 12 возможных и два туриста погибли, говорит о российском отдыхе буквально все. На достойный отдых у людей нет денег, вот их и набивают такие мелкие дельцы с дешевых курортов, как селедку в бочку на утлые суденышки. И никто это не контролирует. Власть это устраивает. Она отчитается потом о числе отдыхающих на российских курортах, скромно замолчав цифру погибших и пострадавших.
Это российские селебрити отдыхают на всю катушку, тратя на это внушительные суммы. Так, по подсчетам журналистов, 21 день отдыха на коралловом острове Дерош в Индийском океане обошелся Николаю Баскову почти в 2 миллиона рублей. А Ольга Бузова провела в прошлом году в Таиланде свой 10-дневный отпуск вообще за 6,5 миллиона. Можно представить, сколько тратят на отдых российские правители, там деньги вообще не считают.
Судя по результатам различных опросов, вдохновляясь пропагандой дорогостоящего отдыха за рубежом, 39% россиян (порядка 57 миллионов граждан) тоже хотели бы отдохнуть хотя бы раз в год за границей, а не в Джугбе под Туапсе. Однако в реальности в 2019 году это смогут сделать только 10% из них. При этом 14% российских туристов потратят на путешествие до 20 тысяч рублей, 20% - от 20 до 50 тысяч рублей, 24% опрошенных туристов готовы выделить из семейного бюджета на летнюю поездку от 50 до 100 тысяч рублей на семью. От 100 до 150 тысяч рублей готовы потратить на летнее путешествие всего лишь 13% российских туристов и только 7% - более 150 тысяч. Очевидно, что желания россиян не совпадают с их финансовыми возможностями.
— А все потому, — считает руководитель Центра экономической политики и бизнеса, доктор экономических наук, профессор Елена Румянцева, — что в России занижен прожиточный минимум, от которого зависит минимальный размер оплаты труда. В его величину не включены ни расходы на образование (оно по умолчанию как бы абсолютно бесплатное), ни на здравоохранение, ни на ремонт (здесь хотя бы накопительно нужно закладывать 100 тысяч рублей каждый год), ни тем более на отдых. Который, кроме оздоровления и лечения, включает культурные развлечения и экскурсионное обслуживание. На него как минимум требуется 40 тысяч рублей ежегодно. То есть вместо нынешних 120 тысяч рублей в год прожиточный минимум должен составлять не менее 25 тысяч рублей в месяц.
Минимальный же заработок, обеспечивающий достойный уровень существования, соответственно, должен быть больше прожиточного минимума и превышать 60% от средней зарплаты по стране. А у нас в условиях коррупции, благодаря в основном злоупотреблениям в системе власти и негласному ограничению свободы, административно установлена беспрецедентная, высочайшая в мире дифференциация между выплатами, производимыми узким группам получателей выгод в нашей стране, и всем остальным.
«СП»: — То есть получается, отпуск нормативно не заложен в системе материального обеспечения большинства граждан? Которые, исходя из размеров прожиточного минимума и связанной пока с ним минимальной заработной платы, как признал сам глава правительства Дмитрий Медведев, «просто выживают»?
— По сути, мы наблюдаем парадокс, при котором выход в отпуск и выплата отпускных в России законодательно все же установлены. Однако реалии таковы, что выехать половине россиян в отпуск не на что. И вот что удивительно — на протяжении 30 лет социологи публикуют одни и те же данные (с некоторыми улучшениями или ухудшениями), но никаких действий со стороны государства в части увеличения доступности отдыха для работающих россиян мы особо и не наблюдаем.
Никаких публикаций со стороны российских социологов, призывающих что-то изменить (в защиту бедных и бесправных), тоже почему-то нет. Вероятно, поэтому и данные соцопросов не меняются. То есть никого, кто мог бы повлиять на изменение этих цифр, защитить интересы многих россиян, не задевает, что половина граждан не может себе позволить отдых не то что за рубежом, а хоть где-нибудь — с выездом или даже хотя бы пешим переходом в другое, более экологически чистое место.
«СП»: — И что, все это — из-за низкого прожиточного минимума?
— Не только из-за этого. Экономика туризма в нашей стране недоразвита. Поездка, скажем, из Москвы на Байкал будет в 2−4 раза дороже только по авиаперелету, чем в Европу — в Италию, Грецию или Черногорию. Одна лишь ее стоимость фактически равняется всему отпускному бюджету большинства россиян. Транспорт в России много лет остается чрезмерно дорогим при том, что транспортная сеть при таких завышенных ценах развивается слабо, напряжение с качеством и количеством автомобильных дорог не ослабевает.
Можно возразить: Байкал — это 5 тысяч километров, а Европа в два раза ближе. Давайте смотреть на экономику транспорта за рубежом. В экономически развитых странах внутренние перелеты и переезды намного дешевле, чем международные, да еще и проезд детей в них очень часто бесплатный или с огромными скидками. Таких расценок, по которым мы путешествуем в европейских странах, в России и близко нет.
А теперь сравним основные позиции комфортабельного отдыха в России и в Европе. Медицинские услуги в санаториях отпускаются примерно по одной стоимости при значительной разнице в зарплатах и социальных выплатах. Транспорт же в России существенно дороже и пока все еще хуже, гостиничный фонд также дороже и хуже, его существенно меньше по предложению. Питание по примерно сопоставимым ценам, но по качеству значительно хуже опять же в России. Сегодня это не просто признак слабости управления, а в условиях коррупции — вообще нежелание что-то делать для людей, для страны, как-то развивать ее в целом, а не очагами.
И непонятно, на основании каких расчетов в условиях всеобщей дороговизны социальным категориям граждан возмещают всего 1.603 рубля 44 копейки в год (133,62 руб. в месяц)! При том, что стоимость пребывания в санатории в десятки раз дороже. Какая-то неоправданная экономия государства на социальных нуждах нетрудоспособных граждан. Это, кстати, было подмечено и проверкой Счетной палаты России. Выплата эта, безусловно, должна быть многократно повышена. Как минимум до 2 тысяч рублей в месяц.
«СП»: — Каковы же главные причины проблем в части государственного управления туротраслью в России? И что следовало бы предпринять для заметного улучшения ситуации?
— Развитие туризма нужно рассматривать комплексно, как положено в грамотном планировании и как это делается в развитых странах мира. Если же планировать точечно, как это сейчас мы наблюдаем хотя бы на примере программы реновации пятиэтажек, то реалии будут другими. На общественных слушаниях с населением обсуждаются не планы развития района и города, а в основном только квартальная застройка многоэтажными жилыми домами.
Понятно, что если Москва в скором времени будет перенаселена, ни о каких доходах от развития туризма тут невозможно даже и мечтать — репутация у существенно перенаселенного города станет существенно менее привлекательной для посещения. Между тем, планы развития туризма постоянно принимаются. Только их не выполняют, а за невыполнение особо никого не наказывают. Для улучшения статистики, без принятия каких-то серьезных усилий по существу, международными туристами считают всех прибывших в Россию мигрантов, даже тех, кто приехал не отдыхать, а работать.
«СП»: — Неужели так все плохо с туризмом? Ведь это же очень доходная отрасль…
— Туризм создает 10% мирового ВВП, каждое десятое рабочее место. В России вклад туризма в ВВП (в основном, национального и во многом связанного с развлечениями) в 2017 г. составил 4,8%. К 2025 году эту долю запланировано увеличить до 5,93%. Это свидетельствует, что не только на деле, но и в долгосрочных планах никаких существенных изменений в сфере развития туризма в нашей стране не предвидится. Для 83% стран мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран — это главный источник дохода. Эта индустрия занимает первое место по количеству рабочих мест среди всех остальных секторов экономики. Косвенно 3−4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны. Но мы не можем позволить никакой позитивный, оздоравливающий, действительно эффективный отдых в России, потому что из-за неэффективной системы управления и неблагоприятных макроэкономических условий в этой сфере цены на все виды услуг чрезмерно завышаются. И обман также нельзя скидывать со счетов.
«СП»: — Какой именно обман вы подразумеваете?
— Например, обман в сфере искажения сведений о местах размещения. Частные предприниматели, которые подобным бизнесом занимаются, не боятся на практике размещать на сайтах сведения, которые не соответствуют действительности. Не боятся также привлекать туристов на более низкие цены, которые затем по приезде не подтверждают. Нормой становится сначала договориться о встрече гостя в аэропорту, а на время его прибытия отключить телефон.
«СП»: — А за рубежом так массово не обманывают?
— В развитых странах собственники частных гостиниц, во-первых, дорожат репутацией, а, во-вторых, не представляют опасности из-за контроля со стороны государства и полиции. Устойчивый многолетний бизнес позволяет частным предпринимателям делать существенные вложения в него, создавая более комфортные условия для проживания без значимого повышения цен.
«СП»: — Что можно посоветовать россиянам сегодня?
— Все рекомендации хорошо известны, только они плохо пропагандируются. Поскольку отдыхать обязательно нужно из соображений здоровья, следует не полагаться на информацию о ценах на отдых в каком-то одном, наиболее раскрученном месте, а сравнивать цены в разных местах. Если позволяет график работы и учебы, планировать отпуск лучше в низкий сезон, а летом совершать больше прогулок. Благо, что леса и водоемы пока для всех нас бесплатны.
Новости туризма: 4 поездки в год: Как в Китае развивают внутренний туризм