В финансовых кругах США разгорается нешуточная дискуссия. Предмет споров — возрождение золотого стандарта. За это выступает Джуди Шелтон, представитель Штатов в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Ее президент Дональд Трамп хочет назначить в Совет управляющих ФРС.
«Предложив новую международную валютную систему, основанную на золоте, Америка обеспечит себе постоянное место в мировых валютных делах», — говорит Шелтон.
В одном интервью она так описала возможный механизм возвращения «золотого доллара».
«Впервые облигация, обеспеченная золотом, была предложена в 1981 году Аланом Гринспеном (крупнейший американский финансист, председатель Совета управляющих ФРС США на протяжении 18,5 лет, — „СП“). Думаю, США должны выпускать их в пилотной программе, вроде облигаций TIPS (казначейские облигации, защищенные от инфляции). Тем, кого волнует крупный финансовый кризис, такие облигации предоставят определенную страховку. Ведь золото обычно растет в цене в периоды финансовых потрясений», — рассказала Шелтон.
По ее мнению, возвращение США к золотому стандарту на руку и Пекину. Это защитит китайские активы в долларах. Кроме того, Китай сможет выпустить собственные «золотые» облигации, которые будут четко — через золотой паритет — соотноситься с американскими.
Напомним, именно золотой доллар сделал Америку мировым гегемоном. К концу Второй мировой в хранилищах американской военной базы в Форт-Ноксе скопилось 20,2 тыс. тонн золота, включавших ценности из Европы, вывезенные на хранение. На тот момент это составляло 70% мировых резервов золота. Поэтому именно доллар, получивший золотое обеспечение ($35 за тройскую унцию), стал тогда мировой резервной валютой. А впоследствии — единственной валютой, которую правительства других стран могли обменять на золото.
В 1970-х годах Западная Европа и Япония достигли экономического паритета с США, а золотые запасы Старого Света превысили американские. В 1976 году на Ямайке была принята новая международная валютная система, где курсы валют устанавливаются рыночным способом. США решили, что международная торговля важнее, чем золотое обеспечение. Золотой стандарт и валютные паритеты были отменены, а МВФ запретил расчеты золотом между государствами.
Но теперь, похоже, ситуация снова меняется. В начале июля первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов и председатель Народного банка Китая И Ган подписали соглашение о создании новой платежной системы. Она позволит проводить расчеты между компаниями РФ и КНР в национальных валютах, без использования доллара.
Дистанцируется от доллара и Европа. ЕС продолжает покупать иранскую нефть, оплачивая поставки в евро. Для обхода американских санкций европейцы разработали специальный механизм транзакций, о запуске которого Великобритания, Франция и Германия объявили 28 июня.
Наконец, Базельский комитет по банковскому надзору (орган, который устанавливает глобальные правила банковского бизнеса) разработал новый стандарт — так называемый «Базель III». Он признает золото банковским активом высшего уровня. Этот стандарт должен был вступить в силу 31 марта, но под давлением США его введение отложили до 1 января 2022 года. Больше отсрочек не будет, и через три года количество золота в резервах любого банка станет важнее количества долларов.
Из-за этого Вашингтон рискует столкнуться с падением спроса на US Treasuries. В результате США будет нечем финансировать дефицит бюджета. Возможность избежать такого сценария — привязать доллар к золоту.
Заметим, от возвращения золотого стандарта могла бы выиграть и Россия. В первом квартале 2019 года золотой запас РФ достиг рекордного уровня за последние шесть лет — 2183 тонны. По данным World Gold Council, за этот период основным покупателем стал Банк России — он приобрел 55,3 тонны. Если РФ продолжит закупать золото такими же темпами, она может обогнать Францию и Италию, и войти в тройку стран с самым большим золотым запасом.
И если уж США возвратят золотой доллар, не вернуть ли и нам золотой червонец?
— Вернуться к золотому стандарту в его классическом виде просто-напросто невозможно, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Это примерно так же, как заменить наличные деньги в обращении раковинами каури. Когда-то племена, которые жили по берегам морей и океанов, использовали «фарфорки» в качестве платежного средства. Потом платежные средства менялись, и человечество пришло к золоту как к всеобщему эквиваленту.
Но постепенно экономика стала совершенно другой. И надо понимать: каждый этап развития экономики требует своих денег — своего всеобщего эквивалента. Поэтому вернуться в век золота — все равно, что вернуться в неолит.
В этом случае национальные деньги у вас должны быть обеспечены золотом. А это значит, вы должны быть готовы обменять свою, грубо говоря, бумажку на — условно — одну тройскую унцию.
Такой обмен прекратился в 1971 году, когда США четко сказали: мы не может это делать. Это было потрясением для мировой валютной системы. Доллар долгие годы летел вниз. Все предрекали крах американской экономике вместе с кризисом капитализма.
Но ничего подобного не случилось. Ситуация выровнялась, и возникла новая — Ямайская — валютная система. С разными модификациями она продолжает действовать по сей день.
Да, сейчас эта система уже не удовлетворяет потребностям — ни международной торговли, ни платежного оборота. И сегодня ясно: эта система будет двигаться в сторону полицентричности, и сбалансированности между ведущими валютами.
«СП»: — Что случиться, с точки зрения рядовых граждан, если золотой стандарт вернется?
— Сегодня количество официальных денег настолько велико, что привязка их к запасам мирового золота резко обесценит все валюты. То есть, накопления граждан улетучатся. Это будет уже совершенно другая история и другая экономика. Поэтому ни один из серьезных финансистов не размышляет на эту тему.
Но строить на ней политические спекуляции можно сколько угодно. Именно этим, я считаю, занимается Джуди Шелтон.
«СП»: — Но Трампу ее идеи импонируют, как быть с этим?
— Честно говоря, ведущие финансисты на Трампа смотрят с дрожью. Никто не знает, что президент США устроит в следующий момент. Но правда и в том, что Трамп часто делает ставку на эпатаж, когда разыгрывает внутриполитические комбинации.
Возвращение США к золотому стандарту относится именно к таким эпатажным идеям.
«СП»: — Как в реальности будет развиваться международная валютная система?
— Она будет включать в себя криптовалюты и электронные деньги. Именно это — будущее, а не золото или платина. Цифровой мир уже перестраивает банковскую сферу и общественные институты. Он меняет структуру общества, социальных связей, отношения государства, индивида и бизнеса. Все это через 10−15 лет будет выглядеть иначе, чем сейчас.
Я не удивлюсь, если через какое-то время центральные банки разных стран начнут выпускать официальные цифровые валюты. К этому уже вплотную подошли Центральный банк Швеции и ЦБ Великобритании. А число банков, где ведутся соответствующие разработки, исчисляется десятками.
«СП»: — В России появится своя официальная криптовалюта — свой виртуальный «золотой червонец»?
— Банк России внимательно смотрит за тем, что происходит в мире. Но быстрыми перемены не будут. У нас очень много неясного с внутренним регулированием криптовалют, и вообще с правовым полем, относящемся к цифровой экономике.