Идея США об экспорте СПГ в Европу, строительстве необходимой для этого инфраструктуры может сыграть с Вашингтоном злую шутку. Выступая против строительства «Северного потока -2», США обещают Европе свой «демократичный» сжиженный газ и продвигают идею строительства СПГ-терминалов. И их в Европе начали строить, но оказывается и на рынке сжиженного газа у США есть конкуренты. В их числе и Россия.
И конкуренцию, по крайней мере американскому СПГ, российский может составить серьезную, даже за счет стоимости доставки.
«Цена на природный газ находится ниже уровня безубыточности для американских поставщиков СПГ в Европу. По данным Rystad Energy, в мае на нидерландском хабе (газораспределительном центре) TTF цена фьючерсного контракта на газ с ближайшим месяцем поставки находилась вблизи уровня безубыточности для американцев — около $4,20/млн BTU. Однако в июне цены продолжили снижение, а в начале июля упали до $3,2/млн BTU — самого низкого уровня с марта 2010 года, когда начались торги на TTF», — пишет «ПРАЙМ» со ссылкой на агентство Rystad Energy.
Не секрет и то, что в Европе СПГ дешевле, чем на азиатских рынках. Однако торговая война США и Китая, который был крупнейшим покупателем американского сжиженного газа, уже привела к отказу Пекина от услуг США в этой сфере. Так что стремление США побороться за европейский рынок понятно.
Однако авторы статьи в Handelsblatt считают, что терминалы для сжиженного газа в Европе больше выгодны России, чем США. По их мнению, если в Германии появятся новые терминалы для СПГ, то перед российскими экспортерами, такими как НОВАТЭК, ГАЗПРОМ и другими откроются новые возможности. И в Германии не видят причин для возведения преград поставкам СПГ из России.
«Как и в случае с газом из трубопроводов, частные компании, то есть рынок, должны решать, у кого и каким образом покупать газ», — считают в министерстве экономики ФРГ.
По мнению управляющего «Немецким энергетическим агентством» Андреаса Кульманна (Andreas Kuhlmann), соперничество на рынке СПГ способствует диверсификации в поставках газа.
«В итоге возникнут благоприятные цены, которые ускорят необходимый переход с угля на газ в Германии и во всей Европе», — считает он. Кроме того, эксперт выступает против возникновения политически мотивированных монополий, в том числе в области СПГ.
Его точку зрения разделяет и эксперт в области энергетики «Фонда науки и техники» Кирстен Вестфаль (Kirsten Westphal).
«Стремление изолировать отдельных игроков противоречит логике этого глобального рынка СПГ», — заявила она газете Handelsblatt.
Авторы статьи также отмечают, что прошлой зимой в Евросоюз было поставлено больше сжиженного газа из России, чем из США.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что попытки США навязать американский СПГ вместо трубопроводного газа из России у европейских лидеров поддержки не найдет. Тем более, что для американских энергетических компаний европейский рынок не является приоритетным.
«На мировом рынке американский СПГ будет конкурировать не с Россией, а с Катаром, Австралией и другими странами. Разве что тут можно назвать российский СПГ с проектов на Ямале, которые также будут очень активно торговаться», — заявил эксперт. Сомнений в том, что проект «Северный поток -2» будет реализован, у него нет.
Впрочем, и у российского СПГ перспективы неплохие, однако, по словам руководителя института национальной энергетики Сергея Правосудова ситуация в Европе в целом и по отдельным странам различна.
— Общая ситуация в Европе по СПГ достаточно плачевна: понастроили много приемочных мощностей — порядка 200 млрд кубометров можно принимать, а загружены они процентов на 25 — максимум на 30. Очень много людей потеряли деньги, вложившись в этот бизнес. У них была надежда, что будет супербольшое предложение, дешево, и все будет великолепно, но получилось не очень. Тем более, что азиатский рынок стремительно растет, особенно китайский, ему нужно все больше газа. Соответственно, СПГ уходит, а для Европы остается по остаточному принципу.
Если смотреть по странам, то, например, до Испании и Португалии не доходит российский трубопроводный газ, и они покупают СПГ, а также алжирский трубопроводный. Юг Италии, океанское побережье Франции также покупают СПГ, Великобритания, поскольку она остров.
Есть локальные рынки, где СПГ чувствует себя нормально, а где-то проигрывает трубопроводному.
Кроме того, есть страны, которые целенаправленно делают выбор в пользу СПГ. Это Литва и Польша, которые могут покупать российский газ по более низким ценам, чем СПГ, и они его покупают, но при этом построили приемочные терминалы и покупают более дорогой СПГ. Они обосновывают это политическими причинами: это дороже, но, они считают, что в целях энергетической безопасности его будут покупать, чтобы не зависеть от России на 100%.
Каждая страна делает собственный выбор — одни в пользу дешевизны, другие, потому что до них российский газ не доходит, кто-то по политическим причинам. Ситуации везде разные, но в целом мощности слабо загружены. Строить дополнительные, чтобы еще больше простаивали — зачем?
«СП»: — Некоторое время назад появилась информация, что Китай в связи с торговыми войнами отказался от американского СПГ. Реально ли увеличить долю американского СПГ на американском рынке, учитывая, что США сейчас строят у себя заводы по сжижению газа?
— Да, они действительно строят заводы. Так получилось, что прошлая зима в Европе была теплая и, соответственно, потребление было ниже, чем позапрошлой, которая была холодная. Соответственно, достаточно много газа осталось в подземных хранилищах, в результате цены на газ на европейском рынке сильно упали. В результате американский СПГ нельзя продать с прибылью, его можно продать только себе в убыток. Какие-то поставки идут, но они совсем не интересны с точки зрения поставщиков. Им более интересно продавать в Азии. Там тоже цены упали, но все-таки они там повыше, чем в Европе, и туда поставлять более рентабельно.
Поставки в Европу идут, но американский газ там не доминирует, его доля незначительна.
«СП»: — Насколько российский СПГ конкурентоспособен с СПГ других стран, в частности, с американским?
— Себестоимость добычи в России очень низкая. И тут мы чувствуем себя королями. Что по трубе поставлять, что сжижать. Да, технологически сжижать объективно дороже — сжижение, танкер и так далее, поэтому по трубе самый дешевый вариант. Но российский СПГ точно конкурентоспособнее американского, где и себестоимость выше, и транспортировать дальше.
Но самый дешевый на этом рынке - это катарский СПГ. У них, как и у нас, очень низкая себестоимость добычи, но они на юге и у них нет таких суровых условий и крупное месторождение. Плюс у них много конденсата газа, потому они уже только за счет конденсата практически окупают затраты, а газ могут бесплатно раздавать. Поэтому катарский СПГ — номер один. Они всех сделают в любом направлении. Дальше идем мы. Наиболее дорогой СПГ — австралийский и американский. А далее все зависит от месторождений.
Наши компании больше будут конкурировать между собой — газпромовский и НОВАТЭКа, прежде всего. Так уже и происходит во многом. Это рынок.
«СП»: - Как ситуация с все-таки растущими поставками СПГ может сказаться на «Северном потоке — 2»?
— Здесь несколько направлений. Первое — собственная добыча газа в Европе снижается, нужно ее компенсировать. Все прекрасно понимают, что наиболее дешевый вариант - российский газ.
Далее. Если какая-то страна по каким-то причинам, например, политическим, будет покупать американский газ, но все прекрасно понимают, что основным драйвером спроса на СПГ будет оставаться азиатский рынок. Прежде всего, Китай, потом Индия, Пакистан, Вьетнам и так далее — стремительно растущие азиатские экономики, где огромное количество населения. Туда будут идти основные объемы.
Если Китай ставит пошлины на американский СПГ, то он просто пойдет в большем объеме в Японию, Индию, Вьетнам. Произойдет перераспределение.
Новости мира: Лукашенко предложил Путину к декабрю решить все проблемы между странами