Центробанк РФ за считанные дни потерял $2 миллиарда из-за девальвации юаня, в который Россия вкладывается все больше. В том числе, наверное, и чтобы позлить США. Но тем самым российские власти обрекают себя на роль невольной жертвы в торговых войнах Китая и США, с которыми по экономической мощи Москве тягаться уже нереально.
Трамп развязал новую войну… в твиттере
Главные экономические новости в мире всю минувшую неделю начинались с упоминаний о китайском Народном банке. Именно действия ведомства И Гана стали определяющими для глобальной экономики: в ответ на очередной раунд торговой войны Китая и США было принято решение снизить курс юаня.
Началось все с того, что еще 1 августа американский президент Дональд Трамп заявил (как обычно, в своем любимом твиттере), что с 1 сентября вводит 10-процентные ограничительные пошлины для китайского импорта. Точнее — на ту его часть, которая пока остается необложенной заградительными пошлинами (те были введены с 10 мая 2019 года: для товаров общей стоимостью около $200 млрд. ставка увеличена с 10% до 25%). Ее суммарная стоимость оценивается в $325 млрд.
В ответ на заявление Трампа китайские власти прекратили закупать сельскохозяйственную продукцию из США (речь, в первую очередь, о кукурузе и сое). Тут же «подсуетились» российские чиновники: наш министр экономического развития Максим Орешкин пообещал, что ушедшие с китайского рынка американские товары с легкостью заменит Россия.
— Мы с китайскими партнерами ведем активные переговоры по сельскому хозяйству и другим направлениям с целью переключения Китая на российский рынок… С точки зрения взаимоотношений мы серьезно продвинемся вперед, — заявил Орешкин.
Олигархов не жалко, а кто пожалеет россиян?
Пока Орешкин раздавал оптимистичные обещания, финансовые власти России хватались за голову: из-за очередного раунда торговой войны между Китаем и США резко обесценились золотовалютные запасы Центробанка.
5 августа официальный курс китайской валюты (он жестко контролируется Народным банком Китая) рухнул до многолетнего минимума. Официальный Пекин пошел на такие беспрецедентные меры, чтобы подержать отечественного производителя, страдающего от американских санкций.
На девальвацию юаня мгновенным шоком отреагировали глобальные рынки: американский фондовый рынок S&P 500 упал более чем на 2%. А нефть с начала недели подешевела почти на 6%.
Обесценились и капиталы миллиардеров: скажем, президент LVHM (Louis Vuitton Moеt Hennessy) Бернар Арно за считанные дни потерял $4 млрд., а основатель Facebook Марк Цукерберг — $2,7 млрд.
Но, собственно, их и не особо жалко… А вот кто бы пожалел простых россиян? Из-за девальвации юаня Центробанк России потерял почти $2 млрд.
Напомним, что с прошлого года ведомство Эльвиры Набиулиной активно наращивает долю юаня в золотовалютных резервах страны: на настоящий момент они составляют уже почти 15%. Но, как видно, в критический момент это политическое решение Кремля обернулось против России.
Разуваев: Центробанк РФ будет играть против рубля
И пока непонятно, сколь долго еще будут продолжаться валютные шоки из-за китайско-американской торговой войны. После девальвации юаня Дональд Трамп заявил, что Китай — валютный манипулятор. И это не просто заявление: фактически, оно развязывает Вашингтону руки, чтобы продолжить «давить» Пекин санкциями.
Во-первых, госкомпании Китая могут лишить права участвовать в государственных закупках для нужд США. Во-вторых, Международный валютный фонд по требованию США может ввести жесткий контроль над китайской валютой.
«СП»: — Август начался со множества негативных экономических новостей, которые шли из разных концов света — от Китая до Ирана. Азию лихорадит, а западные рынки замедляются. На этом фоне каковы, на ваш взгляд, перспективы рубля?
— С начала августа против рубля сыграло сразу несколько факторов, которые стали сюрпризом для рынка, — говорит руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев, — Хочу напомнить, что ставка ФРС США, как и ожидалось, была снижена на 25 базисных пунктов до 2,00−2,25%. Негативом стало то, что в заявлении не было фраз по поводу дальнейшего смягчения. Председатель совета управляющих ФРС Джером Пауэлл не исключил, что снижение ставки будет разовым. Соответственно, длительный период снижения ставки почти исключен.
Плюс — новые санкции США против России по «делу Скрипалей», которые должны вступить в силу 19 августа и будут действовать как минимум год. Санкции касаются нерублевых займов России со стороны международных организаций, операций с российским суверенным долгом и поставок товаров и технологий. С моей точки зрения, данное решение уже в ценах российских акций и котировках российского рубля.
Но главный международный негатив, конечно, — это планы Трампа ввести 10-процентные пошлины на импорт китайских товаров в объеме $300 млрд с 1 сентября.
«СП»: — Рубль в последние месяцы поддерживали в том числе и спекулятивные покупки. Остается ли он по-прежнему интересен для биржевых спекулянтов?
— Конечно, рубль по-прежнему интересен для спекулянтов. Дивиденды многих компаний хороши, а оценочные мультипликаторы шепчут: «Покупай».
Трубопроводные проекты «Газпрома» идут к завершению. «Газпром» должен стать фаворитом не только российского, но и глобального рынка акций. Плюс — в России снижается инфляция. На прошлой неделе в нашей стране была зафиксирована даже дефляция. То есть — снижение цен.
«СП»: — А какой прогноз относительно курса рубля вы можете дать?
— Думаю, что в ближайшее время стоит ориентироваться на курс доллар/рубль в районе 64−66 рубля. Естественно, обязан напомнить, что Банк России ориентируется на инфляцию, а не на валютный курс. При этом — вероятно, что Центробанк продолжит снижать ключевую ставку. Что также будет играть против рубля.