Считалось, что «Аэрофлот» не подведет — по крайней мере, такой слоган авиакомпания использовала еще с советских времен, когда была монополистом авиаперевозок в стране. Сейчас «Аэрофлот» продолжает доминировать в небе, в том числе по ценовой политике на билеты — хочешь лететь, значит плати. Выяснилось, что ценность полета на каждом самолете разная, самым дорогим оказался российский Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), перелет на котором стоит на 20 процентов больше, чем наAirbus и Boeing. Причина роста стоимости билетов в дорогом обслуживании и длительном простое «Сухих» из-за ремонта и длительного ожидания запчастей.
В советские времена самими дорогими были самолеты Як-40 и Ту-144. Первый непомерно «жрал» керосин, при том, что вместимость его была невелика и это был ближнемагистральный самолет, окупаемость которого была невелика. Второй — сверхзвуковой, тоже очень прожорливый и, как выяснилось, далеко небезопасный. При этом цены на билеты были везде одинаковыми, независимо от авиалайнера. От Москвы до Ленинграда можно было долететь за 14 рублей, самыми дорогими были билеты до Анадыря (168 р.) и до Петропавловска-Камчатского (150−210 р.), но цены были фиксированными, отсутствовали и топливные сборы, которые сегодня составляют 10−15 процентов от стоимости билета.
Летать пассажирскими самолетами сейчас стало слишком дорого. Для сравнения — в 1990 году гражданская авиация СССР перевозила ежегодно 142 миллиона пассажиров, на уровень 2014 года этот показатель опустился до 35 миллионов, в 2019 составляет около 80 миллионов, с учетом международных рейсов и перевозимых иностранных граждан. В США, к примеру, почти миллиард авиапассажиров в год, 600 миллионов в Китае, 350 миллионов в Германии. А вот самая большая по территория страна в мире от самолетов отказывается, в первую очередь из-за высокой цены на билеты. Слетать на ту же Камчатку далеко не каждому по карману. В Крым люди предпочитают ехать личным автотранспортом, благо, что мост построили, так получается дешевле. Воздушным транспортом как средством передвижения на сегодняшний день пользуются лишь 5−7 процентов россиян.
Казалось бы, что появление на отечественных авиалиниях российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 будет способствовать изменению ценовой политики на авиаперевозки в сторону уменьшения. Вышло все с точностью до наоборот — российский самолет оказался дороже. Причем именно на внутренних рейсах, которые по идее должны пользоваться большей популярностью. Однако люди предпочитают ездить на автобусах (у РЖД цены тоже не маленькие), чем летать на самолетах. Довелось как-то видеть автобус маршрутом Махачкала-Москва, где второй этаж был переоборудован под спальные места, а первый переоборудован под мини-кухню. Не особо комфортно, зато дешево. К слову, именно на рейсы Москва-Махачкала, Москва-Волгоград «Аэрофлот» установил самые высокие цены ввиду отсутствия конкуренции.
В общем, как-то не особо летит SSJ-100, которых в «Аэрофлоте» сейчас авиапарк из 49 таких машин, а к 2026 году планируется закупить еще 100. При этом за последний год с самолетами Sukhoi Superjet 100 произошло шесть аварий, 5 мая при жесткой посадке этого самолета в Шереметьево погиб 41 человек. Даже сами летчики отказываются летать на «Сухих» из-за постоянных отказов техники и надлежащего ремонта. Теперь и пассажиры не хотят летать на «гордости» отечественного авиапрома, в том числе из-за завышенной стоимости на билеты. Ранее Федеральная антимонопольная служба выяснила, что перелет на российских Sukhoi Superjet 100 стоит на 20 процентов больше, чем на Airbus и Boeing из-за дорого обслуживания и длительных простоев SSJ-100 из-за ремонта и ожидания запчастей.
— Это одна из самых больших проблем в развитии отечественной авиации — отсутствие надлежащего технического обслуживания и дефицит запчастей, — рассказывал бывший директор Ульяновского авиационного завода «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. — Авиакомпании после развала производившей отечественные самолеты промышленности перешли на Boeing и аэробусы даже не из-за их дешевизны в закупках, тот же «Аэрофлот» закупает новенькие воздушные машины, которое достаточно дорогие. Тут дело именно в запасных частях. Скажем, вышедшая из строя деталь для Boeing поставляется со склада в течение трех-четырех часов и ее оперативно меняют. Для наших самолетов запчасти нужно ждать несколько суток и то не факт, что они будут в наличии. В это время воздушное судно простаивает и не эксплуатируется. Это большие расходы. Вот производили мы в Ульяновске Ту-204, хорошая машина, но в серийное производство так и не пошла — дорогой оказалась в ремонте.
Sukhoi Superjet 100 производит компания «Гражданские самолеты Сухого» — огромное предприятие с филиалами по всей стране, хотя «выкатывают» самолеты в Комсомольске-на-Амуре, там где сейчас активно собирают истребители пятого поколения Су-57 и еще целую «линейку» боевых истребителей Су. В Новосибирске (НАЗ им. В.П. Чкалова) производятся детали, агрегатная сборка отсеков, оперение. В Воронеже (ОАО «ВАСО») изготавливаются полимерные композитные материалы. В Ульяновске (ЗАО «Авиастар-СП») устанавливают интерьер, а ОАО «Спектр-Авиа» осуществляет покраску воздушных судов. В самом Комсомольске-на-Амуре SSJ-100 занимаются «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина и ЗАО «ГСС» (КнАФ), которые производят детали, осуществляют сборку отсеков, центроплана, огрегатную сборку, сборку фюзеляжа и пр. Уже в Жуковском (Московская область) проводятся наземные и летные испытания.
Однако получается, что все эти усилия направлены исключительно на выпуск конечного продукта — пассажирского авиалайнера. Без необходимого количества запасных частей. Не хочется даже предполагать, что подобная ситуация и с боевыми истребителями, которые тоже могут простаивать на земле. Или все-таки военным отдается большее предпочтение, а гражданской авиации «не докладывают» по определению?
«Прежде всего в вопросах ценообразования многое зависит от тарифной политики самих авиакомпаний. Авиакомпания „Аэрофлот“ никогда не была лоукостером, а позиционирует себя как премиального национального перевозчика, что соответствующим образом отражается на цене билетов», — так прокомментировали возросшую стоимость перелетов на самолетах SSJ-100 в «Гражданских самолетах Сухого» в Минтрансе. От такого понимания российскому авиапассажиру легче не станет, и теперь он будет внимательно следить за тем, на каком самолете лететь. На американском или европейском, конечно, менее патриотично, зато дешевле и надежнее.
К слову, к 2021 году планируется запуск российского авиалайнера нового поколения МС-21. Станет ли он дешевле «Суперджета»?
Новости России: Вертолет под Вологдой зацепил линию ЛЭП и упал в реку