Еще не утихли страсти по вероятной сделке Китая с Украиной по покупке запорожского завода «Мотор Сич», производящего авиационные двигатели, как возник новый «виток напряженности» — Поднебесная присматривается к авиационному госпредприятию «Антонов».
Как уже рассказывала «Свободная пресса», сделка с Пекином в Киеве по «Мотор Сич» началась еще с 7 июня 2019 года, когда в Антимонопольный комитет Украины было подано совместное заявление от «Укроборонпрома» и компаний Skyrizon и Xinwei (КНР) на концентрацию соответственно более 25% и 50% акций «Мотор Сич» с целью совместного управления и контроля над предприятием. Вскоре был подписан и основной пакет договоров, который вступил в силу автоматически на основе позитивного решения антимонопольного ведомства. Впрочем, пока окончательное решение отсутствует.
В Киев срочно примчался помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, чтобы не допустить приобретение китайской компанией единственного на Украине производителя авиационных двигателей. Болтона президент Дональд Трамп сейчас вот уволил, надо полагать, что не из-за Украины, а по другим причинам, так что свою миссию в Киеве по запрету продавать Китаю авиационные предприятия он так и не выполнил.
В Киеве потирают руки — здесь полагают, что уже в ближайшее время мощности украинского моторостроительного завода «Мотор Сич», который потерял множество заказов из-за запрета военно-технического сотрудничества с Россией (страна-«агрессор»), могут быть снова загружены. Надо полагать, что именно за счет китайских инвесторов, вернее практически полноценных хозяев украинского предприятия.
Предполагается, что сделка по «Мотор Сич» благополучно состоится уже в ближайшее время. В случае успеха, как отмечают местные аналитики, есть вероятность того, что китайская компания Skyrizon заинтересуется и другими проектами на Украине, которые могут дать импульс стагнирующей экономики страны. Названия не афишируются, но вот предполагается, что это может быть авиационное предприятие «Антонов», к которому китайцы присматривались еще с 2016 года.
— Сделку по «Мотор Сич» можно считать уже решенной, — считает украинский авиационный эксперт Александр Дерке. — Для Украины это должно обернуться возвращением госконтроля над приватизированным стратегическим предприятием в виде 25% в акций и правом «вето». Появится и гарантированный рынок сбыта, плюс стабильность в регионе, ведь на предприятии работает порядка 25 тысяч сотрудников.
В Китае сегодня имеется 13 типол и более 1,2 тысячи единиц авиационных двигателей, изготовленных «Мотор Сич». Покупка украинского производителя позволит Пекину сократить отставание в технологиях, а Киеву обеспечить загрузку собственного предприятия. С «Антоновым» не все так просто, его продавать не выгодно, да и не перспективно — китайцы получат не только технологии, но и могут вывезти все производство на свою территорию. Опять же есть элемент перспективности развития украинского авиапрома и возобновление производства самолетов. Возможно, что опять вместе с Россией.
Украина едва не продала концерн «Антонов» в 20116 году. Тогда Министерство экономического развития Украины опубликовало на своем сайте официально утвержденный правительством перечень предприятий, которые в долгосрочной перспективе должны остаться в государственной собственности, быть переданы в концессию, приватизированы или же ликвидированы. Оказался в этом списке и концерн «Антонов», которому была уготована судьба оказаться уже не на Украине, а в… Китае. Как сообщал тогда китайский телеканал CCTV, компания China Airspase подписали договор о сотрудничестве с украинским государственным предприятием «Антонов».
Китай тогда интересовало не всё украинское авиапредприятие, а лишь гигантский транспортный самолет Ан-225, включая использование чертежей и спецификации самолета. После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Впрочем, «китайский вариант» украинской «Мрии», созданной еще в советские времена, пока так и не появился, несмотря на обещание запустить самолет в начале 2019 года. В том числе из-за того, что Украина не продала все технологии и не отправила своих специалистов для налаживания производства.
И вот сейчас Китай, похоже, решил завершить начатое — купить концерн «Антонова» на корню. Пример с «Мотор Сич» вдохновил, тем более что ослабло давление на Киев со стороны Вашингтона и у Пекина оказались развязанными руки. Интерес Китая к Украине сейчас огромен — можно за недорого купить технологии, которые создавались еще при Советском Союзе, а это был настоящий «Знак качества».
Недавно аналитический портал RuBaltic.Ru выделил пять отраслей экономики Украины, которые интересуют Китай. Приоритет, естественно, в области авиастроения и двигателестроения. Присматривается Китай и к военно-промышленному комплексу Украины. КНР в 2013—2017 годах был вторым после России покупателем изделий украинского ВПК. В списке интересов Пекина еще энергетика, морские порты и агропромышленный комплекс Украины.
В нынешней ситуации Китай стал для Украины основным партнером. С Россией связи разорвали (КБ Антонова было совместным предприятием многих республик СССР), Европа заметно охладела к Киеву, Вашингтон тоже стал менее щедрым на подачки. Остается надеяться только на Китай.
Новости Украины: На Украине опасаются ликвидации железных дорог
Новости экономики: Козырная карта Зеленского: Украина выставляет на продажу чернозём