Цены на нефть в понедельник подскочили сразу на 20% после пятничной атаки дронов на НПЗ в Саудовской Аравии. И хотя позднее котировки слегка пришли в норму, остановившись на уровне 66,62 долларов за баррель, рост все равно составил 10,7%.
Курс рубля отреагировал на эти события, подорожав еще на 80 копеек к уровню прошлого закрытия биржи — до 63,57 за доллар. Однако уже к середине дня «деревянный» откатился до 64,03, то есть подорожал всего на 30 копеек. Как говорят эксперты, рост рубля выглядит достаточно скромно по сравнению с впечатляющим скачком цен на нефть.
Напомним, что в ночь на 14 сентября беспилотники атаковали два крупнейших саудовских комплекса по подготовке нефти в Абкайке и в Хурайсе. По заявлениям госкомпании Saudi Aramco, это привело к выбытию мощностей по добыче в 5,7 млн. баррелей нефти в сутки. То есть 58% добычи Саудовской Аравии в августе и около 6% мировой добычи. За 70 лет истории нефтедобычи в стране — это первый технологический сбой такого масштаба.
Ответственность за атаки взяла на себя группировка йеменских повстанцев-хуситов. С августа 2014-го они воюют против президента страны Абд-Раббу Мансура Хади, которого поддерживает коалиция арабских и исламских государств во главе с Саудовской Аравией. Проблема в том, что власти США уже поставили под сомнение «авторство» атак, заявив, что за ними на самом деле стоит Иран. Некоторые американские политики даже начали говорить об ответном ударе по иранским нефтяным объектам.
Если события начнут развиваться по такому сценарию, нефть, как писала «Свободная пресса», может подскочить и до ста долларов за баррель. Эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов считает, что даже если до этого не дойдет, самой Саудовской Аравии выгодно поддерживать неопределенность на рынке.
«Неопределенная ситуация на руку Саудовской Аравии. Когда длился период низких цен на нефть (ниже 65 долларов за баррель), бюджет страны серьезно истощался. Но теперь условия такие, что можно сформировать положительное сальдо бюджета — для этого нужны цены выше 80 долларов за баррель», — считает эксперт.
Казалось бы, рост цен на нефть в любом случае станет позитивом для России и приведет к дальнейшему укреплению рубля. Однако надеяться на то, что нацвалюта скоро вернется к 30 долларам, как в 2014 году до девальвации, или хотя бы к 50, что выглядит логичным при цене в 80 долл. за барр., не стоит.
Во-первых, рост нефти до ста долларов — это все же не самое вероятное развитие событий. Во-вторых, политика российского правительства не даст рублю слишком вырасти. Сильная нацвалюта им просто не нужна.
— Причин такой скромной реакции «россиянина» на скачок котировок сразу несколько. Во-первых, рубль стал менее чувствительным к росту нефтяных цен с момента введения бюджетного правила в 2017 году, — поясняет эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Во-вторых, к моменту открытия российских площадок нефть частично откатилась, уже отступив на 300 пунктов от достигнутых вершин после первоначальных эмоций игроков.
В-третьих, участники рынка не спешат делать выводы, поскольку саудиты могут довольно оперативно восстановить добычу, хотя учитывая масштабы, в считаные дни этого не произойдет.
В-четвертых, рост рисковых активов в целом сдерживает удручающая статистика по розничным продажам и промышленному производству в Китае, которая напомнила игрокам об угрозе мировой рецессии и последствиях торговой войны.
Аналитик группы компаний «Финам» Сергей Дроздов также считает, что сильный рубль не выгоден российским финансовым властям и экспортерам, поэтому как бы нефть ни подскочила, правительство будет сдерживать нацвалюту в жестких рамках. До летних максимумов «деревянный» вполне может укрепиться, но не более.
— На фоне спекулятивного скачка нефтяных котировок рубль не желает сильно укрепляться, — говорит Дроздов. — Это связано с тем, что игроки считают, что рост цены за баррель носит неустойчивый характер, и при появлении позитивных новостей из Саудовской Аравии может в любой момент пойти вниз.
Саудиты уже объявили, что приложат все силы для устранений последствий аварии и восстановления добычи. Если им удастся сделать это достаточно быстро, а американцы распечатают резервы, как обещали, нефть может снова опуститься под 65 долларов за баррель. Соответственно, для рубля своеобразной планкой выступает отметка в 63,50 к доллару.
«СП»: — А если цены на нефть продолжат расти?
— Тогда у рубля появятся шансы вернуться к летним максимумам в 62,5 за доллар, но вряд ли выше. Если бы скачок нефтяных цен был обоснован фундаментальными моментами, например, ростом глобальной экономики, тогда можно было бы говорить о более серьезном росте рубля.
Но когда это спекуляция на событиях, которые носят техногенный характер или теракт, это новость нескольких дней.
«СП»: — Если бы рост был фундаментальным, рубль смог бы укрепиться до 40−50 за доллар?
— Нет, до этих значений не смог бы. Еще в прошлом году и Антон Силуанов, и Максим Орешкин говорили о том, что рубль не будет сильно укрепляться. Им просто это не выгодно. Поэтому про 50 рублей за доллар можно забыть. Шансы, конечно, есть, если нефть продолжительный период будет стоить сто долларов за баррель, да и то вряд ли.
Если говорить о курсообразовании российской валюты, в первую очередь оно устраивает бюджет и экспортеров. После 2014 года, когда произошла сильная девальвация рубля, правительство, посмотрев на реакцию населения на подобные катаклизмы, увидело, что всех все устраивает, и решило, что это хороший выход из ситуации.
Центральному банку при этом удается удерживать инфляцию на низком уровне. Соответственно, можно курс сделать и 70 без особых негативных последствий. Конечно, чрезмерная девальвация рубля тоже не несет ничего хорошего. Но в целом курс, который устраивает и экспортеров, и правительство, находится в диапазоне от 60 до 70 руб. за доллар.
«СП»: — Можно ли действительно ждать роста нефти до 80−100 за баррель?
— В ближайшее время рынки еще будет продолжать лихорадить на этих новостях. Трамп наверняка будет высказываться на эту тему, как и саудиты. Волатильность останется высокой, но это нормально для рынков, тем более, для рынка нефти. В любом случае, этот инцидент — не фундаментальный, а спекулятивный фактор, который со временем сойдет на нет.
Курс валют: Курс валют на завтра: Центробанк сообщили о падении доллара и евро
Новости экономики: Мир ждет $ 100 за баррель: «Саудовская Аравия сама полезла в Йемен, и теперь получила по мордам»