Пенсионная реформа, как и все за ней последующие для российских стариков стали настоящим благом. К такому выводу пришел негосударственный пенсионный фонд Сбербанка, проведя исследование по тратам россиян на пенсии, а также продемонстрировавший, сколько денег необходимо россиянам для комфортной жизни на пенсии.
Оказалось, что для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни в зрелом возрасте необходимо сохранить по окончании трудовой деятельности доход на уровне 80 — 100% от зарплаты. И поможет в этом, конечно же, очередная пенсионная реформа.
«Индивидуальный пенсионный план (ИПП) от НПФ Сбербанка поможет решить эту задачу. Он не требует больших затрат, предполагает индивидуальный график взносов и возможность воспользоваться сбережениями досрочно при необходимости. Достаточно откладывать на индивидуальный пенсионный план всего лишь 2 — 4% зарплаты сроком на 25 — 30 лет, чтобы достичь желаемого результата», — заявил генеральный директор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий.
По его словам, пенсионеры, которые делают самостоятельные пенсионные накопления, в старости существенно меньше экономят и намного чаще проводят досуг активно. А вы говорите — пенсионная реформа.
Пятая часть клиентов НПФ после выхода на пенсию продолжает путешествовать по России, а 11% не реже одного раза в год выезжает за рубеж. На одежде и обуви экономит менее четверти из них (23%). А вот граждане, не делавшие добровольных взносов во время работы, после выхода на пенсию экономят на вещах почти вдвое чаще (45%).
Кроме того, по результатам опроса НПФ Сбербанка, выясняется, что примерно 60% их клиентов, достигших пенсионного возраста, тратят на продукты питания меньше половины месячного дохода. Интересно, кто же клиенты Сбербанка. Не те ли, что стали жертвами пенсионной реформы, потеряв деньги?
Отмечается, что среди людей без собственных накоплений доля таких респондентов меняется в зависимости от региона. Так больше всего денег на приобретение непродовольственных товаров остается у пожилых людей из Краснодарского края (здесь 47% тратят на продукты менее половины своего дохода), а также жителей Ярославской и Свердловской областей. В целом по стране, по данным Росстата за II квартал 2019 года, только на минимальный набор продуктов питания у пенсионеров уходит 4 632 рубля в месяц при средней пенсии в 15,4 тыс. рублей. Выходит что? Люди после пенсионной реформы вообще питаться перестали? Даже с учетом личного подворья, траты на хлеб, крупы, макаронные изделия, муку никак не могут обойтись в такие смешные суммы.
При этом сообщается, что людям на пенсии зачастую приходится экономить, потому что их ежемесячный доход после окончания трудовой деятельности ощутимо снижается. 72% респондентов НПФ Сбербанка утверждают, что их доход после выхода на пенсию сократился в 1,5 раза и более. Из-за этого 82% опрошенных снижают расходы, а 64% отказываются от запланированных ранее крупных покупок. В этом все и кроется — люди во всем отказывают себе и экономят на самом необходимом, а их опять зовут в очередную пенсионную реформу. И сулят золотые горы прямо сейчас.
Оказывается, как утверждают специалисты фонда, средний уровень дохода пенсионеров в России — 25 000 рублей в месяц, причем сюда входит сама пенсия, помощь от родственников, подработка и прочие доходы. При этом те, кто пользуются услугами фонда, имеют пенсию 38 500 рублей, что позволяет путешествовать и не экономить на вещах. Все до копейки посчитали! Даже помощь родственников. С такими-то деньжищами любая пенсионная реформа не страшна, уже можно нести излишки в Сбербанк.
—Вот именно, что Сбербанк оценил в 25 тысяч рублей не среднюю пенсию, а средний доход пенсионера, в который включил и те деньги, которые получают работающие пенсионеры, и даже помощь от родственников, — подчеркивает председатель Центрального Совета Российской Партии Пенсионеров за социальную справедливость Владимир Бураков.
— Понятно, что большинство пенсионеров работают для того, чтобы как-то компенсировать низкий уровень пенсии, и помощь от родственников также принимают не от хорошей жизни. Однако было бы ошибкой полагать, что руководители Сбербанка стараются намеренно исказить реальность. Просто на их представления о жизни российских пенсионеров оказывает большое влияние положение сотрудников Сбербанка, вышедших на пенсию. Оно, прямо скажем, неплохое, а потому руководители Сбербанка полагают, что и в среднем по стране картина такая же радужная. Кроме того, Сбербанк со своими предложениями о пенсионных накоплениях и продолжении пенсионной реформы обращается исключительно к представителям среднего класса, которые могут направить на это часть своего нынешнего дохода. Российские граждане в своем большинстве никаких накоплений делать не могут, а потому не представляют интереса для Сбербанка. В этой связи он не уделяет внимание их истинному положению, а рисует привлекательную картинку для своей целевой аудитории.
«СП»: — Действительно ли те, кто делает накопления получают больше на пенсии, чем те, кто не делает? Или это миф?
— К сожалению, мы не можем этого проверить, поскольку накопительная часть пенсии фактически конфискована государством, а те, кто доверял частным пенсионные фондам, стали жертвами неоднократного обесценивания российской валюты и обвала финансового рынка. Однако нужно понимать, что Сбербанк обращается исключительно к гражданам с высокими доходами, у которых 4% от заработной платы составляют, по меньшей мере, 6−7 тысяч рублей. Если такие люди в течение 30 лет будут вносить подобную сумму, то, наверное, они смогут получить дополнительно к пенсии около 20−25 тысяч рублей в месяц. Но для этого нужно, во-первых, чтобы Сбербанк и его пенсионные фонды продолжали существовать и готовы были выполнять свои обязательства, а пенсионные накопления не обесценились в результате очередного экономического кризиса.
«СП»: — В Сбере утверждают, что для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни в зрелом возрасте необходимо сохранить по окончании трудовой деятельности доход на уровне 80 — 100% от зарплаты.
— Для людей с высокими доходами вполне возможно. Для среднего российского работника, который, как мы знаем, едва находит средства для того, чтобы купить себе и членам своей семьи самую необходимую одежду и обувь, это, разумеется, нереально. Но руководство Сбербанка ничего не хочет знать об этом, поскольку выступает за то, чтобы власть сняла с себя практически все социальные обязательства, унаследованные от советского времени.
«СП»: — Специалисты фонда утверждают, что средний уровень дохода пенсионеров — 25 000 рублей в месяц, а те, кто пользуются услугами фонда, имеют пенсию 38 500 рублей, что позволяет путешествовать и не экономить на вещах. Насколько реальны эти данные?
— Высокооплачиваемые работники, которые могли делать пенсионные накопления, и не успели стать жертвами пенсионной реформы, наверняка, обладают какими-то сбережениями. Разумеется, они их тратят после выхода на пенсию. Кроме того, дети таких людей часто также являются высокооплачиваемыми работниками, которые могут приобретать для своих родителей заграничные поездки и дорогие вещи. По сути дела, Сбербанк признал, что в России сложился непреодолимый разрыв в доходах (и, соответственно, в уровне потребления) между средним классом (в эту группу, на мой взгляд, входят граждане, чей легальный доход составляет не менее 150 тысяч рублей) и наиболее бедной частью общества. Причем те, кто получают сегодня заработную плату в 30 тысяч вряд ли могут рассчитывать на то, что к концу жизни их легальный доход увеличится в пять раз, и они войдут в состав среднего класса (нам приходится говорить именно о легальном доходе, поскольку финансовое положение небогатых людей, связанных с «серым» сектором экономики, является неустойчивым, и отнести их к среднему классу можно только в том случае, если они обладают значительными накоплениями, что требует в свою очередь существенно большего дохода). Российское общество становится кастовым со всеми вытекающими отсюда последствиями. И больнее всего пенсионная реформа ударила по бедным.
«СП»: — Нет ли в таких исследованиях попыток подсластить пилюлю от пенсионной реформы? Кстати, насколько она реально повлияла на уровень жизни пенсионеров? А еще какие факторы повлияли в последнее время?
— Подобные исследования, как я уже отмечал, призваны подтолкнуть власть к отказу от социальных обязательств. Жизнь и настроения большинства российских граждан их заказчиков и авторов попросту не волнуют. Что касается факторов, влияющих на жизнь пенсионеров, то среди них, как мне кажется, самым серьезным является становится ухудшающаяся ситуация на рынке труда. Из-за того, что число рабочих мест, обеспечивающих высокий уровень оплаты труда, неуклонно сокращается, люди пенсионного возраста лишаются возможности подработки, поскольку на их место начинают претендовать представители младших возрастных групп. И тут пенсионная реформа только усугубляет ситуацию.
— Пенсионер в РФ существо достаточно легковерное, его настолько часто обманывали за его долгую жизнь, что он уже с трудом отличает правду от лжи, — считает главный редактор ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Человек едва сводит конце с концами на 14 тысяч, ждет надбавки после пенсионной реформы, сидит на крупе и макарошках, и читает рассуждения о том, что он, на самом деле, получает 25 тысяч, а с помощью детей и все 38 тысяч. И верит, хотя на самом деле сам подкидывает детям какую-то мелочь, и не с 25 тысяч, а с суммы почти в два раза меньше. На кого это рассчитано? На идиотов, конечно. Но посмотрите, как голосуют эти люди год за годом — идиоты и есть. Хотя я не проживу и на 25 тысяч, я гораздо больше на себя трачу — это ведь иллюзия, что с возрастом человеку меньше надо. Ему надо гораздо больше тратить на поддержание своей формы, чем в юности. Ему трудней прилично одеваться. Ему надо гораздо избирательней и дороже питаться. Плюс к тому ему надо больше тратить на медицину. А что такое 25 тысяч? Это один день пребывания в платной клинике, только и всего.
«СП»: — Действительно ли для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни в зрелом возрасте необходимо сохранить по окончании трудовой деятельности доход на уровне 80 — 100% от зарплаты. Справедливо ли это утверждение? А главное — насколько это реально?
— Это ведь смотря от какой зарплаты. Думаю, от зарплаты Сечина и 10 процентов — это несбыточная мечта большинства пенсионеров. А если брать среднюю зарплату по стране, то для нормальной жизни в пенсионном возрасте нужно процентов 300.
«СП»: — Достаточно откладывать на индивидуальный пенсионный план всего лишь 2 — 4% зарплаты сроком на 25 — 30 лет, чтобы достичь желаемого результата, говорит Зарецкий, рекламируя очередную пенсионную реформу. Вот все правда так просто? Какие тут могут возникнуть сложности?
— А кто знает, сколько будет стоить полновесный российский рубль через 25−30 лет? Не надо забывать, что вы откладываете сегодня один рубль, а получите в будущем — совсем другой. Напомню, что именно Сбербанк возвращает сейчас советские вклады пенсионерам, достигшим 80-ти лет, по курсу один к одному — за один советский рубль один российский. Но за современный рубль вы и коробку спичек не купите, а советский рубль — это был хороший обед в столовой плюс бутылка пива.
«СП»: — Действительно ли те, кто делает накопления получают больше на пенсии, чем те, кто не делает? Специалисты фонда утверждают, что средний уровень дохода пенсионеров — 25 000 рублей в месяц, а те, кто пользуются услугами фонда, имеют пенсию 38 500 рублей.
— Знаете, я вот недавно покупал в кафе в Севастополе «марочное» вино, которое стоит 2 800 за бутылку. Зачем — это отдельный вопрос, но марочное вино начинается от 7−8 лет, а фирме, которая выпускает это вино — всего три… Так и пенсионный фонд Сбербанка. Он сколько лет существует? Сколько людей они довели от первого взноса до пенсии? Обождем лет двадцать еще хотя бы, тогда и поговорим. Мы уже сейчас видим плоды пенсионной реформы.
«СП»: — По утверждению специалистов фонда, примерно 60% их клиентов, достигших пенсионного возраста, тратят на продукты питания меньше половины месячного дохода. Пятая часть клиентов НПФ после выхода на пенсию продолжает путешествовать по России, а 11% не реже одного раза в год выезжает за рубеж. На одежде и обуви экономит менее четверти из них (23%). Насколько реальны эти цифры?
— Подумайте, чем они гордятся: половина их клиентов тратит на питание большую часть пенсии. Только у пятой части их клиентов есть возможность раз в год проехаться по России, три четверти экономят на одежде и обуви. А остальные… У нас ведь есть богатые старики. Их немного, но они есть. Но какова в этом заслуга Сбербанка и его пенсионного фонда? Наверно, эти люди были умными, и не хранили в Сбербанке свои пенсионные накопления советского периода.
«СП»: — Исследование PwC «Последние тенденции на рынке розничной торговли и производства потребительских товаров» показало, что россияне чувствуют, что инфляция растет быстрее, чем они ожидают, и более высокими темпами, чем утверждает официальная статистика, потому покупают меньше и выбирают более дешевые товары.
— А у нас уже лет 25 инфляция обгоняет официальные доходы большинства граждан. Люди приспособились, только и всего.