Россия «сватает» Эрдогану «сырую» авиацию

Долетят ли МС-21 и Superjet-100 до Стамбула?

  
5623
На фото: российский среднемагистральный самолет МС-21
На фото: российский среднемагистральный самолет МС-21 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Количество опций российско-турецкого сотрудничества стремительно увеличивается. Очередным высокотехнологичным товаром для экспорта в Турцию могут стать наши гражданские самолеты МС-21 и «Суперджет-100». Оба лайнера были представлены в ходе фестиваля авиации, космоса и технологий TEKNOFEST в Стамбуле.

По словам гендиректора «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрия Слюсаря, были проведены встречи с рядом авиакомпаний, которым ОАК готова предложить МС-21 и Superjet-100. «Турция, как страна с высокоразвитой промышленностью, может быть заинтересована в проектах кооперации по различным направлениям», — поманил Анкару перспективами глава ОАК.

На авиасалоне МАКС-2019 первый полет МС-21 на публике наблюдал президент Турции Реджеп Эрдоган. Помимо гражданского лайнера ему показали также Су-57. «Можете купить», — предложил ему тогда Владимир Путин, очевидно, войдя в роль после успешной продажи Анкаре систем ПВО С-400. Так почему бы не продать еще и МС-21 с «Суперджетом»?

Видимо, основным конкурентным преимуществом отечественных машин должна стать их цена. Как заявил руководитель «Корпорации «Иркут» Равиль Хакимов, МС-21 будет на 20% дешевле аналогичных моделей прямых иностранных конкурентов — «Боинга» и «Эйрбаса». Ранее источники в ОАК называли сумму в 92,3 млн. долларов за один лайнер.

Читайте также
Китай скупает украинский авиапром на корню Китай скупает украинский авиапром на корню Запретить Киеву продавать «советское наследие» не может теперь даже Вашингтон

Несмотря на отсутствие сертификата, стало известно о заключении ОАК «мягких контрактов» на поставку 20 самолетов МС-21 казахстанской авиакомпании Bek Air и еще пяти лайнеров — российской «Якутии». Также существуют планы в 2020 году подписать контракт на поставку 35 таких судов государственной компании «Аэрофлот».

А вот у лайнера «Суперджет-100» дела похуже. После катастрофы в «Шереметьево» репутация машины упала. Главе госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову, в которую входит производитель, даже пришлось пообещать рынку ребрендинг. 19 сентября в ОАК прошла конференция по повышению качества лайнера. Контроль за сборкой лайнера возложат на нейросети и беспилотники.

Таким образом, оба самолета пока достаточно «сырые». Заинтересуют ли они Турцию? Стоит ли России пытаться навязать такую сделку своему новому союзнику?

— Это правильная попытка — чтобы наши гражданские самолеты взяли в эксплуатацию турецкие авиакомпании, — считает заслуженный пилот, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. - Нужно воспользоваться тесными связями, возникшими в результате наших поставок в Турцию систем С-400. Такой момент нельзя упускать. Другое дело, какая будет реакция с турецкой стороны.

«СП»: — А может быть и негативная реакция?

— В компании «Турецкие авиалинии» работают очень компетентные специалисты. Они ориентируются на лучшие самолеты как по безопасности, так и по экономике. А вы знаете, как показал себя «Суперджет-100»… К тому же с ним произошла катастрофа. Это снижает его конкурентные возможности по сравнению с машинами «Боинг» и «Эйрбас». Тем не менее, это летающий самолет. Производство его массовое.

К сожалению, до этого самолетостроители обманывали президента (Путина — авт.), говоря ему, что это чуть ли не лучший самолет в мире. Президент потом об этом говорил другим мировым лидерам, в частности, премьеру Италии Берлускони, когда он был в Сочи. А когда получили на «Суперджет» европейский сертификат — а это главный документ, Берлускони отказался от ранее заявленного приобретения этих самолетов. И это при том, что Италия — сопроизводитель этих лайнеров.

И это сыграло очень плохую роль в продажах, в тех намерениях, которые Погосян (руководитель разработчика в период создания лайнера — авт.) популяризировал тогда среди руководства страны. Мол, этот самолет рассчитан на то, что 85% машин пойдет на экспорт, за валюту и лишь 15% будет эксплуатироваться на внутреннем рынке. Увы, сейчас ситуация сложилась с точностью до наоборот. Потому что Запад, увидев, что Италия отвернулась, отказался от заказов.

Но деньги, затраченные на разработку «Суперджета» надо возвращать. Надо убедить Анкару покупать его или брать в лизинг.

«СП»: — Непростая задача — тягаться с западными гигантами самолетостроения…

— Сейчас, наконец, завершается ликвидация самой страшной ошибки, связанной с «Суперджет-100». Она заключалась в том, что вместе с его производством не была организовано послепродажное техобслуживание этого самолета, как это делает «Боинг» и «Эйрбас». Ни одна авиакомпания мира не будет покупать «Суперджет-100» пока в договоре на его поставку не будет пункт как у них, что любая запасная часть самолета доставляется в любую точку мира в течение суток.

А у нас в «Аэрофлоте» самолеты стоят неделями, месяцами в ожидании какой-нибудь детальки, которую можно привезти в кармане брюк. Все потому, что система техподдержки не организована должным образом. Плюс в самолете много комплектующих, производимых в Европе или Америке. Но сейчас, после того как к тоннам золота, потраченным на создание «Суперждет-100», добавлено еще несколько миллиардов, техподдержка налаживается.

«СП»: — А что можно сказать о перспективах МС-21?

— Этот самолет сейчас как раз на такой стадии, когда его надо всячески рекламировать и предлагать. Но он еще не имеет сертификатов. А для нас, профессионалов, разговоры о том, какой хороший самолет, не имеют значения до тех пор, пока мы не увидим сертификат, где будут указаны истинные данные лайнера: взлетная масса, расход топлива, пассажировместимость, качество салона и т. д.

Сейчас МС-21 проходит сертификационные испытания, и мы надеемся, что он благополучно выйдет на рынок. Ниша такого самолета весьма востребована. Есть шанс и наши авиакомпании обеспечить, и широко продавать его на Запад. Может быть, это станет первым за 30 лет реальным шагом к возвращению России статуса великой самолетостроительной державы, какой наша страна была до 1991 года.

— Процессы получения нашего и европейского сертификатов идут сейчас параллельно, — пояснили «СП» в пресс-службе АО «Корпорация «Иркут». — По сертификации у нас работают 18 совместных с EASA (Европейское агентство авиационной безопасности — авт.) групп. Летчики EASA провели две сессии полетов. Сейчас готовится третья сессия полетов. Основные усилия компании сосредоточены на сертификации и на разворачивании серийного производства.

Ожидается, что российский сертификат на МС-21 будет получен в конце 2020 — начале 2021 года. После этого где-то в течение года будет получен европейский сертификат.

Читайте также
Две новые ракеты НАТО: От С-400 и «Панциря» будут только щепки лететь Две новые ракеты НАТО: От С-400 и «Панциря» будут только щепки лететь Что могут сделать с российской системой ПВО перспективные «убийцы» противника

«СП»: — Какая реакция на МС-21 была в Турции?

— Представители ОАК и корпорации «Иркут» демонстрировали самолет турецким авиакомпаниям, проводили презентации. В целом посетителям нравится салон. Они отмечают, что пространства в самолете стало больше. Пассажирам это всегда приятно. Мы в этом убедились еще на авиасалоне МАКС. Естественно, что авиакомпании наблюдают, присматриваются, ждут, как пойдет эксплуатация, но интерес проявляют все. Это закономерно.

«СП»: — Глава «Корпорации «Иркут» пообещал, что МС-21 будет дешевле аналогичных западных машин на 20%. Видимо, имеются ввиду совсем современные Airbus F320neo и Boing 373MAX

— Цена лайнера зависит от компоновки и серии. В любом самолете достаточно большое количество опций: интернет на борту, специальное освещение и т. д. Если вы закажете лакшери-комплектацию, цена будет одна, а если демократичная комплектация легкими креслами — другая. Это как квартира с разным ремонтом. Также цена зависит от формы покупки, от количества покупаемых машин.

До получения сертификата МС-21, возможно, будет еще участвовать в международных салонах. Сейчас в испытаниях принимают участие три машины, и в этом году подключится еще одна.

Доцент Института стран Азии и Африки МГУ Павел Шлыков предполагает политическую заинтересованность Турции в приобретении российских гражданских самолетов.

Читайте также
Генерал Ивашов: США против Ирана могут применить тактическое ядерное оружие Генерал Ивашов: США против Ирана могут применить тактическое ядерное оружие Вашингтону важно показать, что гарантии безопасности союзникам — не пустой звук

— Все контракты, которые Россия заключает с турецкой стороной, имеют подтекст, который обычно не высвечивается в победных реляциях. Заключая новые соглашения, Турция никогда не замещает ими своих соглашений со странами Запада. Так было, когда речь шла о переговорах с Брюсселем о вступлении в ЕС, то же самое в сфере ВТС. Не исключено, что в сфере гражданской авиации ситуация может развиваться аналогично. То есть переговоры с Москвой Анкаре нужны, чтобы получить дополнительный козырь при контактах Западом.

«СП»: — Насколько факт тесного общения Путина и Эрдогана может быть важен при переговорах о поставках лайнеров для гражданской авиации?

— Его надо учитывать, да. Весь турецкий крупный бизнес на сегодняшний день лоялен президенту Турции и в целом режиму. У бизнесменов, которые были настроены оппозиционно или подозревались в какой-то нелояльности, за последние 10 лет возникли колоссальные проблемы. Многие из них были вынуждены сменить либо сферу деятельности, либо ее географию. Тут важны отношения даже не между Эрдоганом и Путиным, а между Эрдоганом и теми, кто владеет «Турецкими авиалиниями».

Кстати, в 1990-е годы она была государственной компанией, которая использовалась в качестве инструмента продвижения интересов Турции на постсоветском пространстве — в республиках Центральной Азии и Кавказе. Предположу, что политическая составляющая в новых контактах тоже будет присутствовать.


Новости гражданской авиации: Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $ 5 млрд

Импортозамещение: Завершена стапельная сборка новейшего лайнера Ил-96−400М

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня