Более 51 тысячи россиян могут распрощаться со своими рабочими местами еще до конца сентября по причине планируемого сокращения штатов или полной ликвидации компании. Такие данные, в частности, представлены в информации Росстата для мониторинга социально-экономического положения субъектов в январе-июле 2019 года. Официальное наименование показателя — «численность работников, намеченных к высвобождению в следующем отчетном периоде». Как говорится в пояснениях к форме, сведения о тех, у кого заканчивается срочный трудовой договор или предстоит выход на пенсию, то есть они попали под злосчастную пенсионную реформу, не указываются.
При этом уточняется, что в первую очередь «под раздачу» попадет обрабатывающее производство (планируемое количество сокращений — 12,6 тысячи человек). Второй по объему грядущих сокращений окажется отрасль государственного управления и обеспечения военной безопасности, а также соцобеспечения, где без работы рискуют остаться 7,7 тысячи человек. Замкнет тройку «лидеров» по показателю потери рабочих мест в сентябре сфера образования, где увольнения затронут в общей сложности 5,2 тысячи граждан.
Отдельно отмечается: число намеченных на данный период увольнений является минимальным с 2016 года, а сокращение не является массовым, поскольку составляет менее 0,1% от объема всей рабочей силы в стране (в общей сложности 75,6 миллиона человек). И все равно опять возникает вопрос, зачем было затевать пенсионную реформу, раз и без нее власть не может обеспечить людей работой. Понятно, что сейчас увольняют в первую очередь жертв пенсионной реформы — предпенсионеров.
— Конечно, — признает руководитель правового департамента Конфедерации труда России, член Ассоциации «Юристы за трудовые права» Олег Бабич, — определенная динамика на рынке труда всегда имеет место быть. Кто-то работу теряет, кто-то находит. По данным Минтруда, официальная безработица в России несколько лет стабильно держится на отметке 500−600 тысяч человек. Это, повторюсь, те, кто официально зарегистрирован на рынке труда. И при условии, что одни 50 тысяч россиян в ближайшее время потеряют свои рабочие места, а другие 50 тысяч их, в свою очередь, найдут, то 10% от этой постоянной динамической отметки — величина, конечно, не критическая.
«СП»: — А сложно ли сейчас уволенным людям, кстати, найти новую работу?
— Все зависит от того, где находится рабочее место. Если речь идет о таких крупных экономических центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск и так далее, где много рабочих мест, там, естественно, найти работу будет проще. В малых же городах с градообразующими предприятиями найти новую работу будет гораздо сложнее. Но если этого не произойдет, а по итогам сентября случится простое арифметическое увеличение числа безработных на эти самые 50 тысяч, это уже будет совсем другой вопрос. В этом разрезе, в условиях пенсионной реформы, намечающаяся тенденция вызывает определенное беспокойство.
«СП»: — В чем оно заключается и с чем связано?
— Понятно, что работодатель, сокращая штат, в первую очередь пытается избавиться от тех сотрудников, которые ему в данной ситуации наименее полезны. Как правило, больше всего в этих условиях страдают наименее защищенные группы работников. Это либо только начинающие и, соответственно, менее квалифицированные кадры, либо люди, уже достигшие того возраста, который не позволяет им в прежнем объеме и качестве выполнять поставленные задачи. В отношении последних, кстати, работодатель, чтобы избежать положенных при сокращении штатов мероприятий, будет пытаться подталкивать их к написанию заявлений «по собственному желанию». Так поступают со всеми жертвами пенсионной реформы.
Безусловно это связано с тем, что в стране имеются определенные экономические проблемы, да еще на фоне пенсионной реформы. Все всё прекрасно видят, на себе ощущают. Только правительство заявляет победные реляции, но, думаю, оно и само прекрасно осознает всю глубину этих проблем. Так что если каждый месяц количество безработных будет прирастать на такую же цифру, то уже через полгода-год проблема безработицы в стране встанет очень остро.
И, учитывая складывающиеся экономические тенденции в стране, я вполне могу это допустить. Если правительство не будет принимать никаких мер по стабилизации экономики и развитию производства, боюсь, количество официальных безработных вполне может каждый месяц прирастать на 50 тысяч. Такими темпами уже через полгода-год вместо 500 тысяч их только на официальном уровне уже окажется полтора миллиона. А это будет означать острый серьезный кризис в экономике вообще и на рынке труда в частности, что может обернуться социальным взрывом. И это самый прогнозируемый итог пенсионной реформы.
Впрочем, если опираться на некоторые другие данные, то вполне может случиться так, что опасения эксперта относительно социального взрыва могут воплотиться в реальность гораздо раньше.
Как рассказал «СП» проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, основные увольнения в России сейчас происходят по другим причинам — сотрудника либо вынуждают написать заявление по собственному желанию, либо избавляются от него «по соглашению сторон». Пенсионная реформа дает о себе знать.
— Причины этого явления, — констатировал эксперт, — вполне понятны. Таким образом работодатель пытается сократить издержки, связанные с планируемыми увольнениями. Ведь по сокращению штатов человеку должны выплатить пособие в размере средней зарплаты за последующие два месяца. А если за это время он работу еще не нашел, то оплачивается таким образом еще и третий месяц. Гораздо проще договориться с человеком, чтобы он просто забрал один оклад и ушел «по собственному».
«СП»: — То есть речь идет о том, что по факту до конца сентября будет уволено гораздо больше россиян, чем заявленные 51 с небольшим тысяча?
— У нас увольняется куда больше россиян, чем озвученная Росстатом цифра. Понимаете, ежегодно только в одной обрабатывающей промышленности сокращается 100 тысяч рабочих мест. Что может означать тот факт, что этой сфере, являющейся, по сути, хребтом экономики, требуется все меньше и меньше людей? Для более полного понимания актуальной проблемы безработицы на российском рынке труда нужно пользоваться несколько другими показателями, чем те озвученные Росстатом 52 тысячи сокращений, являющиеся, по сути, каплей в море.
«СП»: — Например?
— Например, соотношением числа создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. По данным того же Росстата, сейчас в этой сфере существует отрицательная дельта. То есть ликвидируется рабочих мест заметно больше, чем создается. И это в условиях пенсионной реформы и дополнительного прихода на рынок сначала 500 тысяч, потом миллиона, а затем и полутора миллионов лиц предпенсионного возраста. При таком раскладе нагрузка на оставшиеся рабочие места будет только возрастать.
«СП»: — С точки зрения правительства такой расклад объясняется тем, что сокращение определенного числа рабочих мест позволит повысить зарплаты оставшейся части сотрудников…
— Давайте начнем с того, что у любого предприятия, если оно развивается, темпы роста высокие, а значит, оно будет испытывать недостаток, а не переизбыток сотрудников. Так что говорить о том, что сокращения позволят поднять зарплаты оставшимся — это значит путать причины и следствия. Все равно, что говорить о поднятии пенсионного возраста и пенсионной реформе как способе повысить пенсии.
«СП»: — Когда же конкретно столь высокая напряженность на рынке труда обернется коллапсом экономики?
— А это и так уже ощущается. Дело в том, что есть определенная взаимосвязь — рост безработицы влечет за собой падение потребительского спроса. Он, в свою очередь, ведет к очередному сокращению производства и так далее по кругу. И такая ситуация наблюдается уже не первый год, доходы населения падают уже несколько лет.
Новости экономики: В правительстве назвали новость о сокращении госслужащих преждевременной
Проблемы экономики: 4-х-дневка за пенсионной реформой: Правительство Медведева внедрит все, что казалось бредом