На сайте Ростеха опубликована информация об одобрении правительственной комиссией по цифровому развитию РФ, которую возглавляет вице-премьер Максим Акимов, всех семи дорожных карт по развитию «сквозных» цифровых технологий в России до 2024 года.
Удивление в прессе вызывала программа «Технологии беспроводной связи», над которой корпел Национальный центр информатизации (НЦИ). Как сообщил РБК, «домашних» операторов 5G обяжут применять только «серверы российской разработки с отечественной доверенной электроникой». Ряд СМИ поспешил сообщить, что сделать это невозможно, несмотря на заявления чиновников.
Между тем, ничего нового в «дорожной карте» по 5G, вызвавшей много шума, не было. Минпромторг еще в начале августа представил 29-страничный документ «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2030 года», в которой обозначил создание сверхбыстрой связи на этапе 2022−2025 годов. Причем, согласно этому документу развитие отрасли должно идти строго в соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ, утвержденной Путиным 05 декабря 2016 года, а также с нормами ФЗ-187 от 26 июля 2017 года «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Отметим, что перечисленные выше регулирующие акты в той или иной мере совпадают с аналогичными правовыми документами США и КНР по цифровой безопасности. Так, Трамп специальным указом запретил использование серверов Huawei и ZTE для нужд США. Не используют и китайцы в критической цифровой инфраструктуре американские чипы Qualcomm для 5G связи, хотя они хорошо себя зарекомендовали.
Фактически Россия, приняв «дорожную карту» по 5G связи, отреагировала, хоть и запоздало, на реалии современного мира, в которой информация становится самым главным активом.
Правда, смущает, что разработка «дорожных карт» затянулась, по крайне мере, на два года, если брать за отсчет ФЗ-187. Кроме того, сегодня отечественная отрасль по производству микроэлектроники опирается на «древние» технологии 130 нм, с помощью которых выпускается более двух третей общего объема. Пределом нынешних возможностей является уровень 32 нм, пройденный американцами более 15 лет назад. И то речь идет о небольших партиях «русских» чипов, которые, с очень большой вероятностью, штампуются где-то на Тайване по дизайну проектировщиков из РФ.
Нашей отрасли еще предстоит освоить технологию high-k диэлектриков и многократного экспонирования, чтобы перейти на массовый выпуск номенклатурных единиц микроэлектроники на далеко не новых нормах 65−40 нм. Если планам Минпромторга суждено сбыться, Россия придет к этому только в 2022 году, что будет означать сокращение отставания от Америки с «бесконечности» до 15 лет.
Между тем, для выпуска серверов 5G необходимо освоить проектирование и производство на нормах 14 нм. Это первое. Во-вторых, сегодня крайне сложно найти иностранных подрядчиков, которые, не опасаясь американских санкций, взялись бы за массовый выпуск «русских чипов» на нормах 28 нм. Что-то в небольших объемах и за хорошие деньги, возможно, и сделают, но о серьезных объемах договориться не получится. Вашингтон быстро даст по шапке.
Таким образом, поставив цель в «дорожной карте» о связи 5G, Минпромторг обязан будет где-то «добыть» или обеспечит разработку своих технологий FinFET и литографии в жестком ультрафиолете (EUV). Во второе слабо верится, тем более в «Стратегии 2030» сказано, что «модернизация экономики будет опираться в большей степени на импортные технологии и знания».
Если кто и поделится этими знаниями и технологиями с лидерами российской микроэлектроники, прежде всего с концернами «Алмаз-Антей», «Российская электроника» и «Радиоэлектронные технологии», то это будут только китайцы, причем потребуют что-то взамен. Во всяком случае, именно такой вывод напрашивается из «Стратегии 2030».
Пекину технологическая кооперация с Москвой выгодна, как с экономической, так и с политической точки зрения. Хоть эта тема несколько выходит за рамки обзора проблем и перспектив российской микроэлектроники, отметим, что прагматичные товарищи из Поднебесной заинтересованы в сильной, пусть и немного отстающей России. Хотя бы потому, чтобы «двоим» легче отбиться от военной машины США.
Да, и Путин не прочь опереться на плечо товарища Си. По мнению информагентства AFP, «Москва раскатала красную ковровую дорожку для китайской технологической компании Huawei, позволяя ей развивать сети 5G в России. Аналитики говорят, что этот шаг является не только демонстрацией солидарности с Пекином против США, но и стремлением донести сверхскоростной интернет до российских пользователей технологий».
В тоже время требования закона ФЗ-187, повторимся, обязывают наших операторов использовать серверы, сделанные в России. Значит, компания Huawei будет вынуждена кооперироваться с российскими фирмами, с такими, как «Депо Электроникс», «Крафтвэй» и «Аквариус», чтобы, с одной стороны, не потерять наш рынок, с другой — локализовать выпуск сетевого оборудования 5G на территории РФ.
Для полноты картины сообщим, что российские операторы сотрудничают с несколькими поставщиками оборудования 5G, и Huawei является одним из них. Другими словами, сегодня в РФ нет очевидных лидеров по поставкам техники для высокоскоростного мобильного интернета. В частности, первым в России запустил 5G оператор Tele2 вместе со шведской Ericsson на главной улице Москвы — Тверской.
Именно поэтому рейтинговое агентство Fitch считает, что Путин все-таки имеет амбиции по созданию своей «русской 5G», пытаясь использовать конкуренцию между иностранными поставщиками.
По словам Сильвена Шевалье, партнера технологической консалтинговой фирмы BearingPoint, Пекин не в меньшей степени заинтересован в сотрудничестве с Москвой, в том числе и потому, что у России есть операционная система Aurora. Такой же позиции, кстати, придерживается и Fitch.
«В разгар торговой войны и технологического соперничества с Китаем США пригрозили отрезать Huawei доступ к американским компонентам и услугам, в которых она нуждается, таким как операционная система Android, которую компания использует на своих телефонах, — пишет аналитик Fitch Микела Ландони. — Россия быстро вмешалась и предложила свою операционную систему Aurora». После чего американцы струхнули, опасаясь уступить Москве гигантский кусок пирога на информационном мировом рынке.
Агентство Fitch, наблюдая за развитием сотрудничества в сфере 5G, отмечает, что китайцы готовы к установке ОС Aurora, если Вашингтон решится запретить Huawei использовать Android. В то же время, по мнению Ландони, ОС Aurora скорей всего станет «ступенькой» в развитии собственной ОС Huawei. Мол, КНР еще осознает свою зависимость от США, но не приемлет её от РФ.
Справедливости ради, у России имеется положительный опыт в подобных делах: Запад не отключил РФ от интернета и платежных систем Visa и Mastercard, только потому, что сегодня это не актуально. Причем, на этих поприщах Москва начинала с «отверточной сборки», постепенно повышая соотношение комплектующих, закупленных и сделанных, в свою пользу.
Вот и нарисовалась интересная картинка: сегодня у Москвы, с одной стороны, и близко нет технологических компетенций для создания «русской» 5G, с другой — появился шанс для освоения важнейших технологий, включая FinFET и EUV с выходом на норму 14 нм. Правда, в ряде важнейших совместных проектов Минпромторг, как координатор проектов, мало что выиграл от подобных игр. Так, сотрудничество с французами в рамках двигателестроения фактически угробило программу самолета Sukhoi Superjet 100, а переход АвтоВАЗа под контроль альянса Renault-Nissan лишил россиян доступных машин.
В любом случае, начиная реализацию такой важнейший «дорожной карты», как создание национальной 5G, цинично связывать ее успех с «людоедской» пенсионной реформой, чем бесстыже козыряют господа из правительства. В условиях очевидного профицитного бюджета, в казне денег хватит и на безбедную старость, и на технологический прогресс. Но с такой командой чиновников, увы, не будет ни первого у нас, ни второго.
Компьютерные новости: В WhatsApp начнут исчезать сообщения