Глава Счетной палаты Алексей Кудрин на Форуме стратегов снова выступил с критикой выполнения национальных проектов. Он заявил, что сейчас принята слишком сложная иерархия уровней управления, которая не позволяет адекватно оценивать эффективность реализации задач.
Кроме того, по мнению Кудрина, в регионах завышены индикаторы, по которым оценивают нацпроекты, что не подкреплено достаточным количеством финансовых и организационных ресурсов.
О том, какие угрозы реально имеются для реализации нацпроектов, «Свободная пресса» расспросила наших постоянных экспертов.
— Все слова и выводы, сделанные Счетной палатой под руководством г-на Кудрина, звучат обоснованно и справедливо, возможно, не хватает только информации о реальных бенефициаров, компании которых получат подряды и концессии, — считает глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — Эффективность расходования государственных средств в РФ очень низкая, качество проработки проектов и их экономической эффективности также хромает. Главный вопрос, что может измениться в виду алармистских выводов и замечаний главы Счетной палаты. Сможет ли это изменить и привнести позитив в реальность? Здесь утвердительного ответа у меня нет.
— Считаю, что национальные проекты нужны. Абсолютно правильным решением государства было включить в список национальных проектов те отрасли, которые в России пока не могут развиваться без господдержки: здравоохранение, образование, наука, культура, демография и экология, — говорит заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. — Господдержка нужна и для развития и создания качественной транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог. Отметим, что Куба, хотя это маленькое и небогатое государство, занимает первое место в мире по доле расходов на образование в ВВП, а Россия только 80-е.
«СП»: — А господдержка конкретных отраслей не помешает развитию бизнеса?
— Думаю, нет. Отдельный вопрос заключается в том, насколько достижимы цели и реальны сроки, заложенные в ряд нацпроектов. Глава Счётной палаты не сгущает краски, обращая внимание на то, что некоторым регионам сложно исполнять столь завышенные цели, поэтому и бюджетные средства, выделяемые на нацпроекты, не осваиваются или осваиваются нецелевым способом.
Но в целом нужно понимать, что пока рано подводить даже промежуточные итоги реализации нацпроектов, ещё для этого не пришло время, а качественно оценить, насколько цели, заложенные в нацпроекты, оказались выполненными, можно будет не ранее 2023 года.
— Представляется, что никаких преувеличений в оценках главы Счетной палаты России нет. Если говорить о дублировании целей и противоречивых целевых показателях на разных уровнях, то это следствие того, что сами по себе национальные проекты — это некая обертка, в которую упаковали и так действовавшие и запланированные государственные программы. Сделали это быстро, и видимо не очень качественно, так что неудивительно, что в них оказалось множество противоречий, — считает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. — По поводу завышенности показателей для регионов, здесь достаточно вспомнить курьезы, всплывшие на инвестиционном форуме в Сочи в начале 2019 года, когда, Тульской области была поставлена задача в рамках национального проекта, нарастить экспортные авиаперевозки, при условии что у них вообще нет аэропорта.
А республике Тыва была поставлена цель, снизить уровень бедности в регионе с текущей отметки в 41,5% до 10% к 2024 году. Или для Курганской области, была поставлена задача в 2020 году, нарастить инвестиции в основной капитал на 8% и так далее.
«СП»: — И каким же образом могли вообще родиться подобные абсурдные задачи?
— Складывается ощущение, что все это разрабатывалось и принималось в авральном режиме, у регионов просто не было выбора — или подписывай документы, или не получишь денег. А теперь оказывается, что регионы сами не верят в достижение поставленных целей по национальным проектам, отсюда видимо и сильное отставание от графика в освоении финансирования. Так что, если срочно не принять необходимых мер по исправлению ситуации, она может усугубиться еще сильнее.
«СП»: — И что же делать?
— Наверное, стоило бы начать с ревизии поставленных целей для регионов, дать возможность региональным властям скорректировать их до реалистичных значений. Затем упростить систему финансирования и отчетности по национальным проектам, дав возможность на местах сосредоточиться на реализации амбициозных задач, а не на рекордах документооборота.
В публичное пространство подобные изменения вряд ли будут выноситься, потому что это будет означать признание ошибок. Остается надеяться, что по крайне мере за закрытыми дверьми все необходимое будет сделано.
Новости экономики: В России могут значительно сократить число моногородов
Бизнес в России: «Десятилетка» Путина и Медведева: Россия как была, так и осталась страной-бензоколонкой