Президент Владимир Путин допустил полное прекращение транзита газа через Украину с 1 января 2020 года. Об этом он заявил на брифинге по итогам саммита БРИКС в Бразилии.
«Не все от нас зависит. Поэтому риск прекращения транзита существует, наверное, с учетом тех обстоятельств, о которых я сказал», — отметил российский лидер.
Обстоятельства выглядят так. Путин считает, что ситуацию может обострить новый иск «Нафтогаза» против «Газпрома», поданный в ноябре в Стокгольмский арбитраж. Как сообщил исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко, «мы требуем компенсировать ущерб, нанесенный действиями „Газпрома“, финансовый эффект от которого — более $12 млрд.». По его словам, в заявлении 500 страниц, к нему прилагаются три отчета международных экспертов.
«„Газпром“ все еще должен нам $3 млрд. Мы рассчитываем на погашение этого долга в 2020 году», — написал Витренко в Facebook.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что до заключения нового транзитного контракта необходим взаимный отказ от претензий и прекращение судебных разбирательств. Также Киев должен заявить о готовности к прямым закупкам российского газа с 2020 года и определить объемы таких закупок.
«Решение украинской стороны напрямую влияет на пропускную способность российской газотранспортной системы, которую должен поддерживать „Газпром“ на границе с Украиной», — говорится в сообщении «Газпрома» по итогам встречи Миллера и уполномоченного федерального правительства ФРГ по транзиту газа Георга Вальдерзее.
Кроме того, украинская сторона должна создать сертифицированного независимого газотранспортного оператора. В противном случае «Газпром» готов к продлению на переходный период действующего транзитного контракта с учетом рыночных условий.
30 октября Путин во время пресс-конференции после встречи с премьером Венгрии Виктором Орбаном также призвал Украину обнулить претензии обеих сторон, чтобы выйти из сложившейся ситуации.
Как отметил Путин на брифинге БРИКС, в случае прямых поставок газа Россия готова снизить цену на него «до 20 и даже до 25%». «Мы уже много раз говорили: мы готовы работать с Украиной и по транзиту нашего газа в Европу, и по поставкам в саму Украину. Причем по ценам ниже тех, по которым Украина получает российский же газ, но как бы по реверсу со стороны Европы», — сказал российский президент.
Он подчеркнул, что Россия готова достичь соглашения по газу, но в сложившейся ситуации решение остается за Киевом.
«Опять „Нафтогаз“ предъявил очередной иск в суде. Бред какой-то! Просто обостряют ситуацию. Зачем? Мы же говорим, мы готовы достичь любых соглашений. Украина хочет по украинским законам это отрегулировать — пожалуйста, мы готовы. Украина хочет отрегулировать по европейским законам, она взяла на себя обязательство принять европейское законодательство — мы готовы», — сказал Путин.
Напомним: в сентябре Россия, Украина и ЕС на консультациях в Брюсселе согласились, что будущий транзит газа с 2020 года может быть организован по европейскому праву, если Киев успеет имплементировать его положения к 1 декабря. Такой исход будет благоприятным для «Газпрома», поскольку позволит забронировать мощности на объемы и сроки, нужные компании, тогда как Украина и ЕС выступают за длинный контракт и большие объемы.
Но Киев закусил удила, и не реагирует ни на призывы, ни на предлагаемые компромиссы. И возникает вопрос: какие варианты возможны, если действительно Россия и Украина не договорятся, и транзит остановится?
— Мы уже прекращали поставки через Украину в 2009 году, — напоминает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин. — В конце 2008 года стороны долго не могли договориться о цене на газ для «незалежной» и ставках на транзит. Кроме того, «Газпром» не устраивало, что Киев несанкционированно отбирает часть из транзитного потока.
Из-за отсутствия контракта на 2009 год «Газпром» 1 января перекрыл поставки газа Украине, но продолжил поставлять «Нафтогазу» транзитный газ для Европы. Этот газ до европейских потребителей не доходил. Россия обвиняла Украину в незаконном отборе газа. Поставки российского газа в Европу прервались в ночь на 7 января.
«СП»: — «Газпром» сумел тогда найти выход из положения?
— Частично остановка транзита была компенсирована прокачкой через Белоруссию (объем транзита вырос с 50 до 117 млн. кубометров в сутки — «СП»), Турцию (по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря, объемы выросли с 35 до 48 млн. кубометров в сутки), газом из подземных хранилищ в Европе и приобретением его на спотовом рынке Евросоюза.
Впрочем, полностью возместить потери «Газпрому» не удалось. Это привело к резкому ограничению потребления газа в Европе. 6−7 января о серьезных проблемах объявили Словакия, Босния, Сербия, Болгария, Молдавия, Хорватия, частично Польша и Румыния. Были ограничены поставки во Францию и Италию.
Поставки были возобновлены только 20 января — после договоренностей, достигнутых на уровне премьеров России и Украины. Как заявил потом замглавы «Газпрома» Александр Медведев, концерн потерял за первые две недели января 2009 года более $2 млрд. из-за приостановки транзита через территорию Украины.
Замечу, Европе до последнего момента было, грубо говоря, плевать — кто и как будет доставлять газ. В контракте «Газпрома» сказано, что компания отвечает за доставку до словацкой границы. Нет газа на словацкой границе — виновата Россия. Как и с кем Москва не договорилась — это ее проблемы.
«СП»: — Чего добивается Путин сейчас, делая столь жесткие заявления?
— Путин, на мой взгляд, угрожает Европе транзитом с одной целью. Мы проиграли Украине иски в Стокгольмском арбитраже по газовым делам — на несколько миллиардов долларов.
Видимо, президент рассуждает так: если Западу нужен российский газ — пусть надавит на Киев, чтобы он отозвал иски. И тогда получится, что украинская сторона с нас ничего не требует, а мы не прекращаем транзит через Украину.
Но не думаю, что Запад пойдет на такой размен. Скорее, Еврокомиссия и Киев добьются, чего хотят — нового долгосрочного транзитного контракта через Украину.
«СП»: — Почему вы в этом уверены?
— Потому что бюджет России критически зависит от поставок нефти и газа в Западную Европу. Если поставки прекратятся — экономика РФ рухнет. На Западе это прекрасно понимают.
— Европа заранее перестраховалась от проблем с российскими поставками, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — ЕС собирается расширить терминалы по приему СПГ и построить новые, увеличив общую мощность на 22 млрд. кубометров к 2023 году. Такие меры принимаются, хотя текущие 150 млрд. кубометров мощностей европейских СПГ-терминалов загружены менее чем на треть.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель регулярно упоминает об этих планах, когда речь заходит о «Северном потоке-2» и растущей зависимости Германии от российского газа.
Замечу, при полной загрузке уже существующих терминалов Европа сможет принять СПГ в объеме, сопоставимым с тем, что поставляет сегодня Россия. Это может быть сжиженный газ из Катара или США.
В 2019 году в Америке вступят в строй новые крупные СПГ-заводы — Elba Island, Corpus Christi, Cameroon и Freeport, а также Itchys в Австралии, что увеличит производство СПГ на 46 млрд. кубометров. Это на 27% больше прироста в 2018 году.
Да, сжиженный газ обойдется европейцам дороже газпромовского, но вообще без газа Европа точно не останется.
Нефть и газ: Киев ликует: Миссия сдерживания «Северного потока-2» выполнена
Новости экономики: Путин о «реверсе газа»: чушь это, «сапоги всмятку»