Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил о том, что существуют серьезные технические проблемы, которые могут затруднить подписание транзитного соглашения с Украиной. А именно, недостаточно быстрый переход этой страны на европейское законодательство.
«На Украине должен быть создан независимый газотранспортный оператор, который должен быть сертифицирован. Но сертификация этой компании до сих пор еще не проведена. А подача заявок на бронирования транзитных мощностей должна быть проведена в заранее определенные сроки», — рассказал Алексей Миллер на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
Глава «Газпрома» отметил, что эту проблему нужно решать как можно скорее. В противном случае, подписание нового контракта или продление действующего может оказаться под угрозой. Впрочем, технические моменты — это далеко не все трудности, которые сопровождают транзитные переговоры между Россией и Украиной.
Пока что стороны не могут договориться о принципиальных условиях контракта. Российская сторона хотела бы заключить пакетное соглашение, которое учитывало бы не только транзит газа, но также новый контракт на поставку «голубого топлива» Украине и взаимный отказ от претензий в Стокгольмском арбитраже.
Украина же не только не хочет урегулирования по «нулевому варианту», но и подает новые иски, в частности, на 12 миллиардов долларов из-за «слишком низкой» стоимости транзита.
Кое-какой прогресс в переговорах есть. Например, в Киеве согласились продлить действующий контракт на поставку газа на год, но только при условии, что в качестве оплаты Россия примет долг в 2,6 млрд. долл. по решению Стокгольмского арбитража.
Кроме того, ранее украинская сторона настаивала на том, что в новом транзитном контракте должны быть прописаны объемы прокачки через ее территорию не менее 60 млрд. куб. газа в год, что с условием запуска альтернативных газопроводов является малореальными цифрами. Впрочем, в последнее время об этом требовании слышно реже.
С учетом того, что до 31 декабря, когда истекает срок действия транзитного контракта, остается все меньше времени, возможно, вопрос придется решать на высшем уровне. 25 ноября Владимир Путин уже провел телефонный разговор со своим украинским коллегой Владимиром Зеленским, в котором обсудил продолжение транзита газа.
Однако технические трудности, о которых сказал Алексей Миллер, действительно могут представлять проблему для заключения контракта. Впрочем, как считает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов, решить их можно при наличии политической воли.
— Давайте разберемся, что представляют собой эти технические трудности и переход на европейское законодательство. Дело в том, что Украина пописала Соглашение об Ассоциации с ЕС. 11 глава этого соглашения регулирует вопросы энергетики, в том числе поставок газа, транзита и так далее. Через ссылки на европейские законодательные акты там указана необходимость изменений в самой структуре украинского газового рынка.
«Домашним заданием» для Украины было приведение его и всех хозяйствующих субъектов к нормам европейского законодательства. В рамках этих процессов требовалось разделить украинского газового монополиста «Нафтогаз». Это разделение должно было произойти по функциональному принципу. У него, точнее у его «дочки» «Укртрансгаза», отбиралась, в частности, функция оператора газотранспортной системы Украины.
Этот процесс, который в Киеве любят называть на западный манер анбандлингом, должен был завершиться еще в феврале текущего года. Но ничего подобного и близко не произошло. Это было связано с массой внутренних вопросов, попыткой одних людей сохранить финансовые потоки, а других — эти потоки перехватить. В общем, стандартная украинская ситуация.
Так как в феврале этого сделать не удалось, по новым планам разделение «Нафтогаза» должно завершиться 1 января 2020 года. Контракт, который заключен между «Газпромом» и «Нафтогазом», также истекает 1 января 2020 года. Возникает вопрос: а что же новый оператор? Просто переложит бумажки из одного офиса в другой и станет полноправным управляющим украинской ГТС?
Вовсе нет. Согласно подписанным Украиной документам, должна пройти сертификация этого органа в европейских структурах, но соответствующий процесс на Украине был инициирован только недавно. По словам министра энергетики Оржеля на днях необходимые документы были переданы в ЕС, и его компетентные органы сейчас изучают этот вопрос. Согласно одной из директив, которая для Украины является обязательной, процесс выдачи сертификата может занять до двух месяцев, и то, если у компетентных органов не возникнет вопросов.
Однако Украина полна оптимизма и полагает, что необходимые документы она получит до 26 декабря 2019 года. Но сможет ли она это сделать — вопрос.
Более того, Украина хочет заключать контракт на европейских условиях. А эти условия предполагают, например, такую процедуру, как открытая подписка или, как ее еще называют, open season. Эта процедура тоже происходит не моментально, но при согласии сторон этот момент может быть обойден и урегулирован достаточно быстро.
«СП»: — То есть это сейчас основное препятствие для переговоров?
— Подчеркиваю, на Украине сейчас нет оператора ГТС, который имел бы юридические основания заключать контракт с «Газпромом» на европейских условиях. Это и есть самая главная техническая проблема. Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда одна из сторон выдвигает в качестве переговорщиков представителей компании, которая не будет больше заниматься транзитом. А представители компании, которые должны заниматься этим вопросом, на переговоры по каким-то причинам не приезжают.
«СП»: — А сам переход Украины на европейское энергетическое законодательство проблемой не является?
— Если говорить о европейских правилах, «Газпром» переход на них совершенно устраивает. В Европе «Газпром» работает именно по этим правилам со всеми клиентами из ЕС. Поэтому от перехода на «европейские правила» «Газпрому» ни холодно, ни жарко. Это просто рабочий момент, который бы гроша ломаного не стоил, если бы не политический флер вокруг всей этой ситуации и наших взаимоотношений.
«СП»: — С учетом всех этих обстоятельств, возможно ли вообще подписать соглашение до 31 декабря?
— Да, подписать можно. Всегда остается возможность подписать контракт по действующим принципам с новым хозяйствующим субъектом. Это то, что имеют в виду, когда говорят о «продлении действующего контракта».
Теоретически такая возможность есть, было бы желание сторон договориться. Если оно будет, мы получим подписанный контракт. Если нет… Тогда нас, как и обещал Алексей Борисович Миллер, ждет очень веселый Новый год. Причем даже не столько нас, сколько европейцев.
Эксперт-аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев указывает на то, что политическая воля должна быть и с российской стороны.
— Любые проблемы могут быть разрешены при наличии обоюдной доброй воли. Если можно пренебречь решениями Стокгольмского арбитража, то почему нельзя пренебречь формальностями, связанными со сроками сертификации нового оператора украинской ГТС? Тем более что сомнений в том, что рано или поздно он будет сертифицирован, все-таки меньше, чем в том, что удастся добиться отмены решений арбитражных судов.
Главным препятствием для переговоров, я полагаю, является требование по обнулению взаимных претензий, как предварительного условия, выдвинутого «Газпромом». Сомневаюсь, что «Газпром» выдвинул бы такое условие, если бы решения были в его пользу. И думаю, что Украина с таким условием не сможет согласиться, по крайней мере, по уже выигранным делам.
«СП»: — Каков же выход из ситуации?
— Надеюсь, что до 31 декабря какое-то решение по продолжению транзита, хотя бы временное, будет найдено. Потому что сам «Газпром», как коммерческая структура, должен быть в этом заинтересован. Даже запущенные на полную мощность «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не смогут в полной мере заместить транзитные мощности украинской ГТС. Но даже до их запуска потребуется не менее полугода, а до выхода на полную мощность — не менее года.
Однако я допускаю, что «Газпром», но уже в ипостаси инструмента государственной политики РФ, может пойти на принцип, и мы станем свидетелями новой «газовой войны» и игры нервов, исход которой будет зависеть от того, насколько холодной окажется зима в Европе, и на какое время хватит газа, запасенного в хранилищах.
***
UPD: С учетом последнего решения суда округа Свеа в Швеции, который отказал «Газпрому» в удовлетворении апелляции в споре с украинским «Нафтогазом», достижение соглашения по транзиту выглядит еще менее реальным. Киев уже объявил о своей «полной победе» и отказываться от нее не собирается, российская сторона также вряд ли отступит от своей позиции.
Нефть и газ: «Нафтогаз» показал «Газпрому» кукиш
Новости экономики: Украинский премьер в соцсетях упрашивает американцев остановить «Северный поток-2»