Германия обжаловала решение Верховного суда ЕС, ограничившего право «Газпрома» полностью загружать газопровод OPAL, который является наземным отводом «Северного потока». Об этом сообщило «Польское радио».
Эта история тянется уже несколько лет. В 2016 году доступ российской компании к мощностям газопровода был расширен, однако в нынешнем сентябре по иску Польши Европейский суд решение Еврокомиссии отменил, посчитав это нарушением принципа энергетической солидарности. В результате «Газпром» может использовать мощности OPAL лишь на 50%, то есть прокачивать только 18 млрд куб. м газа. Глава Минэнерго России Александр Новак посчитал решение суда политизированным.
По информации РБК, сентябрьское решение суда ЕС могли оспорить только заинтересованные стороны, то есть Германия или Еврокомиссия. Последняя от этой идеи отказалась.
Единства в Европе по этому вопросу нет. Как напомнил «Экономике сегодня» преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, OPAL изначально не мог работать на полную мощность, так как попал под антимонопольные ограничения, которые, по сути, были политическим инструментом. Технически попасть в эту «трубу» может попасть только российский газ, так как OPAL — это сухопутное ответвление «Северного потока». По мнению эксперта, шансы Берлина добиться снятия ограничений велики.
«Первым делом нужно провести экспертизу, которая покажет, что другие страны от OPAL не страдают», — пояснил он.
В частности, не изменится транзит через Польшу, а значит, она не понесет убытки. Станислав Михтрахович полагает, что Европейскому суду придется согласиться с подключением OPAL на полную мощность. Особенно в случае, если прервется украинский транзит.
Тем не менее, в Польше рассчитывают, что судьба «Северного потока-2» повторит судьбу предшественника, и ограничения распространятся на его наземные продолжения. В Берлине, правда, успели подстраховаться и добиться того, что окончательное решение о порядке эксплуатации газопроводов принимает страна, через которую они проходят.
Генеральный директор «Института национальной энергетики» Сергей Правосудов, уверен, что рано или поздно, но положительное для «Газпрома» решение по OPAL будет принято.
— В нем есть реальная потребность, есть мощности. Никто не может объяснить, почему то разрешают, то запрещают. Думаю, что в ближайшее время опять разрешат.
«СП»: — Подача апелляции Германией может усилить сейчас переговорные позиции «Газпрома»?
— Все понимают, что в ближайшее время, года два точно, без украинского транзита не обойтись. Апелляция сейчас — это, скорее, моральная поддержка. Позиция Германии была известна и раньше: Берлин заинтересован, чтобы немецкий транзит развивался. Было бы странно, чтобы немцы не отстаивали свои интересы. Рассуждения, что они любят Украину, пустые. Германия не против, чтобы на Украине была нормальная жизнь, но, как говорится, своя рубашка ближе к телу.
«СП»: — На строительство «Северных потоков» потрачены немалые средства. Но при этом первый используется не на полную мощность и второй может оказаться в таком же положении. Как это повлияет на окупаемость расходов на проекты?
— Насколько я понимаю, OPAL сейчас пытаются загружать больше, чем на 50%. И дальше будут искать какие-то возможности увеличивать загрузку объемов, которые есть и которые реально нужны.
Рассуждения о том, что должен прийти какой-то другой поставщик, лишены оснований, потому что по закону РФ только «Газпром» имеет право подавать газ по трубе. Никакой другой поставщик появиться не может даже теоретически. Поэтому от всей этой казуистики постепенно откажутся, найдут какую-то форму, все газопроводы будут загружаться.
«СП»: — В чем интерес Польши, которая добилась, чтобы на данный момент OPAL был недогружен?
— Для Польши, как и Украины, Россия в любом проявлении враг. Если можно как-то нагадить России — гадят.
Отклонение апелляция «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража, задержка строительства «Северного потока-2», возможное прекращение уже через месяц украинского транзита создают проблемы как Европе — с обеспечением газом, так и России — с необходимостью покрывать финансовые издержки. Запуск на полную мощность OPAL и других сухопутных газопроводов становится более чем актуален. Но как быстро может суд принять решение и будет ли он на стороне Германии?
Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что подобные судебные процедуры занимают много времени.
— Но не думаю, что это основное решение вопроса. Возможны другие механизмы. Уже сейчас ограничения на использование OPAL не сказалось серьезно на объемах прокачки газа по «Северному потоку» благодаря оптимизации существующей сети на территории Германии. Объемы поддерживаются на проектном уровне. Небольшое снижение есть, но оно малозаметно.
Вскоре запускается газопровод EUGAL, первая нитка которого уже достроена. Она предназначена для «Северного потока-2», но может использоваться для транспортировки газа, который шел по OPAL. Плюс могут быть приняты меры на уровне регуляторов по принятию нового операторского соглашения, в рамках которого будет проведено исследование рынка. Тем более что сейчас его можно было исследовать наглядно, в том числе, произошли ли какие-то проблемы функционирования газопровода в Польше. Никакого негативного влияния на польский рынок работа OPAL не оказала, наоборот, показала позитивное влияние на энергетическую безопасность европейского рынка природного газа.
Могут быть и меры оперативного реагирования. Суд — это длинный процесс. Оспаривание, которое предприняла Польша, заняло два года.
«СП»: — Если сценарий в суде будет для нас негативный, как велики будут потери «Газпрома», как долго придется «отбивать» деньги?
— Это зависит от того, как будет труба эксплуатироваться. Какой-то промежуток времени для выхода на проектную мощность присущ любому инфраструктурному проекту отрасли. Время на урегулирование юридических формальностей есть. «Северный поток» выходил на проектную мощность в течение 4-х лет. Это нормальной срок. Особенно в свете политических препятствий, которые ему чинят.
То же самое будет с «Северным потоком-2». Он выйдет на проектную мощность, и будет окупать вложенные инвестиции. Кроме того, самим фактом своего существования он не дает (противникам «Северного потока-2» — ред.) возможность диктовать абсолютно не рыночные условия по использованию украинского маршрута.
Работа «Северного потока» и стоимость транспортировки газа по нему для «Газпрома» в 2 раза ниже, чем стоимость транзита через Украину по действующим тарифам. Это делает абсурдными претензии Украины поднять стоимость транспортировки. Сразу становится понятно, что это не рыночный подход и не отвечает стандартам функционирования газотранспортных систем в Европе, на которые Украины якобы ориентируется.
Строительство газопровода «Северный поток-2» задержали на несколько месяцев процедурой выдачи разрешения в Дании. Это создало определенные сложности при планировании деятельности трубоукладчиков, а также другие. Это какие-то потери и затраты, но говорить о критических сложностях сейчас не стоит.
Юрист-международник, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова считает позитивным знаком то, что Германия встала на сторону здравого смысла.
— Я допускаю, что немцы сейчас снова внесут в Еврокомиссию подзаконопроект о пусть неполной, но на 90−95% загрузке OPAL. Это уже не будет нарушением Лиссабонского договора и принципа энергетической солидарности. И даже если какая-то европейская страна возмутится, то юридический процесс растянется на несколько лет. В течение этого времени российская сторона будет иметь доступ к газопроводу OPAL. Часть газа сейчас перекинута на газопровод NEL.
То, что Германия на нашей стороне, это плюс и в свете грядущего «нормандского формата», и во всех газовых переговорах.
«СП»: — Если Европейский суд все-таки откажет Германии, не столкнется ли «Северный поток — 2» с теми же проблемами, что и «первый», и окажется, что у нас две трубы, которые не могут полноценно использовать свои мощности?
— Что касается «Северного потока-2», то тенденции, мне кажется, позитивные. Несмотря на серьёзное противодействие в последние годы, он продвигается вперед. Авторитет Германии, которая является экономическим локомотивом Европы, возымел действие. А 90−95-процентная загрузка не дает больших потерь. Понятно, что схема 2016 года является более симпатичной, но обстоятельства сейчас иные.
Нефть и газ: Транзита через Украину не будет: Европу ждет веселый Новый год
Новости транзита: Украинский премьер в соцсетях упрашивает американцев остановить «Северный поток-2»