Датский Saxo Bank опубликовал свои традиционные «шокирующие предсказания» на 2020 год. В этих прогнозах экономисты указывают самые маловероятные или непредсказуемые события, которые, однако, все же могут произойти и нанести серьезный удар по финансовым рынкам и глобальной стабильности.
Нельзя сказать, прогнозы датчан так уж часто сбываются, однако иногда они оказываются недалеки от истины, поэтому обратить на них внимание все равно стоит. Тем более что на этот раз «апокалиптичные» предсказания весьма благосклонны к России.
Так, по мнению Saxo Bank, есть вероятность, что в следующем году цены на нефть подскочат до 90 долларов за баррель. Это произойдет, если страны ОПЕК и Россия, видя замедление добычи сланцевой нефти в США, объявят о новом серьезном сокращении со своей стороны. Кстати, 2 декабря Bloomberg уже написал о том, что в ОПЕК пришли к выводу, что «золотой век» сланцевой добычи в США подошел к концу.
Если цены на нефть взлетят до 90 долларов, то российский бюджет получит огромные сверхдоходы, ведь на 2020 год он сбалансирован при цене всего лишь в 49 долларов за баррель. Акции «Роснефти» могут вырасти на 50%.
Из-за высоких цен на нефть, а с ней и на газ, в мире снова повысится интерес к экологичной экономике, и тут Россия останется в выигрыше. Наша страна остается крупнейшим в мире поставщиком палладия, который используется в автопроме как катализатор для уменьшения вредных выбросов. Еще один продукт российского сырьевого экспорта — никель — также может подорожать, если аккумуляторные батареи переведут с кобальта на этот металл.
Но, как ни парадоксально, альтернативная энергетика заметно развиваться не будет. Напротив, из-за сокращения добычи нефти произойдет замедление роста неприбыльных сланцевых предприятий и активизация спроса в Азии. Поэтому нефтегазовая отрасль в 2020 году станет неожиданным лидером, что также только на руку России.
Но и это еще не все радости, которые могут пролиться на нашу страну из экономического рога изобилия. В Saxo Bank не исключают, что уже в следующем году в Азии может быть создана собственная резервная валюта, поддерживаемая Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и направленная на устранение американского доллара из региональной торговли. К ней, естественно, присоединятся Россия, страны ОПЕК и не входящие в эту организацию крупные экспортеры нефти.
В итоге доллар США всего за несколько месяцев ослабеет на 30% относительно золота. Для «зеленого» есть и другая опасность — если администрация Дональда Трампа и ФРС для финансирования предвыборных расходов будут раздувать дефицит бюджета, резко вырастет инфляция и с рынка начнут вылетать «компании-зомби». Понимание того, что ФРС будет держать процентную ставку предельно низкой, приведет к крутой девальвации доллара во всем мире.
Рубль же на фоне этого может укрепиться и до 40, и до 35 за доллар, вернувшись практически к уровням 2014 года. Все это сулит процветание российской экономике. Ведь с такими огромными сверхдоходами и высоким спросом на нефть правительство сможет пустить дополнительные средства в социальную сферу и не только провести обещанную индексацию пенсий работающим пенсионерам или разморозку накопительной части, но и вообще поднять минимальные выплаты по старости до 25 тысяч рублей. Хотя не стоит забывать и о бюджетном правиле, в результате которого все сверхдоходы свыше 42 долл. за баррель направляются в ФНБ.
Впрочем, стоит учитывать, что все это — фантастический сценарий, о котором наше правительство может только мечтать. Просто, судя по прогнозу Saxo Bank, главный шок для мировой экономики в понимании Запада — это успешное развитие России. Перефразируя известную пословицу, что русскому хорошо, датчанину — смерть. Однако российские экономисты сомневаются в том, что хотя бы малая часть этого прогноза может сбыться.
Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев считает, что какие-то тенденции вроде ослабления доллара подмечены верно, но они произойдут не в течение года.
— Saxo Bank дает прогноз, исходя из статической картины происходящего. Они предполагают, что ФРС никак не будет реагировать на увеличение расходов бюджета перед выборами, но так не бывает. Во-первых, наверное, Дональд Трамп не совсем глупый человек, у которого есть советники, поэтому вряд ли он будет так уж радикально наращивать расходы.
Во-вторых, ФРС в такой ситуации не будет пассивным наблюдателем, и наверняка предпримет какие-то действия, например, поднимет ставку.
Предположение Saxo Bank будет верным, если все продолжат действовать точно так же, как сейчас, ничего не меняя. Но Федрезерв на то и существует, чтобы принимать меры, которые были бы компенсирующими в таких ситуациях.
«СП»: — А что насчет азиатской универсальной валюты?
— На самом деле уже сейчас активно растущая часть расчетов проводится не в долларе, а в национальных валютах, в том числе азиатских. Разговоры о необходимости создания некоей глобальной валюты в качестве альтернативы доллару ведутся давно. Но подобные вещи не делаются быстро. Создать такую валюту за год технически невозможно.
Доллар вообще очень тяжело заменить в расчетах, потому что значительная часть операций мировой торговли ведутся в долларах, они хорошо отработаны и поэтому транзакционные издержки гораздо ниже, чем в других валютах. Кроме того, доллар пока еще остается самой стабильной валютой в мире. Страховка сделок и операций в долларах будет дешевле, чем в юанях, рублях или новой валюте. Поэтому вряд ли мы увидим быструю замену доллара.
Возможно, в следующем году и будет небольшая девальвация, то есть ослабление доллара. Но никак не на 30%, это совсем уж фантастика.
Так что выкладки Saxo Bank всегда замечательные, а вот с выводами я бы поспорил. Раньше были периоды, когда до 80% прогнозов датчан оправдывались, но последние несколько лет это не так. Каждый раз они предрекают колоссальный негатив, но его не случается. На этот год они обещали начало мирового кризиса, но этого не произошло.
В прошлом году они тоже не обещали ничего хорошо. То ли у них подобралась команда рыночных медведей, которые видят только все плохое. То ли они играют по известному принципу, который всегда срабатывает.
Если ты предрекаешь крах, и он не случается, твою ошибку быстро забудут. Зато если ты предрекаешь крах, и он происходит, ты сразу попадаешь в герои. Этот механизм используется многими экспертами и аналитиками и у нас. В последнее время Saxo Bank стали попадать в цель реже, но прогнозы из года в год негативные, видимо, хотят дождаться звездного часа.
«СП»: — Но что-то может сбыться? Для России их прогноз очень даже позитивный…
— Они исходят из расчетов, что нефть может подняться до 90 долларов за баррель, но российский негативный вариант бюджета сверстан из расчета 42. Почему-то наши эксперты не очень верят в то, что настолько сильно может вырасти цена на нефть. А ведь в отличие от Дании, Россия — один из мировых лидеров по добыче нефти, и уж мы в этом вопросе разбираемся.
Честно говоря, я не вижу поводов скачка до 90 долларов, хотя прогнозировать цены на нефть — занятие очень неблагодарное. Тут может быть и конфликт с Ираном, и нестабильность на Ближнем Востоке и все, что угодно. Но с некоей долей вероятности в 2020-м нефть останется на нынешних уровнях и с меньшей вероятностью она подешевеет либо подорожает. Нынешний уровень цен самый разумный.
Поэтому когда Saxo Bank пишет о том, что цена нефти подскочит до 90 долларов, это в принципе, возможно, но не очень вероятно.
«СП»: — А что с ростом цен на металлы?
— Как и с резервной валютой, такие глобальные вещи, как развитие «зеленой» энергетики, преподносят как вопрос ближайших месяцев. На самом деле, на подобные процессы уходят годы. Мне не верится, что за год «зеленая» энергетика настолько разовьется, что у нас будет безумный скачок цен на никель и палладий.
Когда мы говорим о прогнозах для российской экономики на следующий год, нужно смотреть не только на Saxo Bank, но и на другие более традиционные источники. Разумные прогнозы давали МВФ, ОЭСР, и везде мы видим примерно одно и то же: прирост ВВП в пределах 1,2−1,4%. Кто-то дает полтора процента ВВП.
Но никто не рассматривает варианты, что наша экономика вырастет на 2 и больше процентов, потому что тут есть ограничения гораздо более весомые, чем цены на нефть. Это низкая производительность труда и малое количество предприятий, производящих добавленную стоимость, то есть неразвитость обрабатывающей сферы. Это тормозит нашу экономику гораздо сильнее, чем цены на нефть.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов также указывает, что тенденции Saxo Bank подметил верно, а вот итоговые выводы — сомнительные.
— У Saxo Bank интересный подход — брать частично просматривающиеся тенденции, которые выходят за рамки общественно-одобряемых прогнозов, называть их шокирующими предсказаниями и выпускать в СМИ. Причем с легким оттенком безумия.
С чем-то тут можно согласиться, а что-то выглядит надуманным. Желание датчан угадать самые невероятные события понятно. Оно стало повсеместным после того, как стало модным ссылаться на книгу Нассима Талеба «Черный лебедь». Суть этой книги проста — неприятности случаются, и предсказать их невозможно.
«СП»: — С чем же можно согласиться в этом прогнозе в отношении России, а с чем нет?
— Я не согласен с тем, что у России и стран ОПЕК+ может появиться желание создавать искусственный дефицит на рынке. Это то, что нефтегазовой отрасли нужно еще меньше, чем перегрев и перепроизводство.
Но я согласен с тем, что в сланцевой отрасли есть проблемы. Причем то, о чем они говорят, как о чем-то невероятном, уже сейчас является видимой тенденцией.
Еще в середине этого года начали появляться панические новости о том, что нарастает волна банкротств в сланцевой отрасли. Чем-то это напоминает сценарий 2014 года, когда из-за падения цен на нефть закредитованные сланцевые компании стали банкротиться.
Добыча сланцевой нефти в США сократилась на четверть в течение кризиса 2014−2016 годов. Только после того, как рынок устаканился и было заключено соглашение ОПЕК+, добыча сланцевой нефти в Штатах начала восстанавливаться.
Грамотные аналитики предупреждали, что США должны ограничить эту отрасль, чтобы не произошло повторения истории. Однако никаких ограничений предпринято не было. Компании за это время снова понабирали кредитов и продолжили наращивать добычу.
На пике нефтяных цен порядка трети вырученных от нефти денег эти компании расходовали на обслуживание долга перед банками. С тех пор цены на нефть снизились с 80 до 60, а количество долгов не уменьшилось, а выросло. Так что проблемы в американской сланцевой отрасли неминуемы.
Не берусь утверждать, что все в США посыплется, но количество банкротств сланцевых компаний будет увеличиваться, и чем чаще это будет происходить, тем сложнее будет наращивать добычу.
«СП»: — Значит, рост цен на нефть до 90 — это возможно?
— Дело в том, что текущие цены достаточно комфортны для некоторых стран ОПЕК+, в том числе для России. В нашем случае сказывается не только низкая себестоимость добычи, но и девальвация валюты, за счет которой нефть временами стоила даже дороже, чем до кризиса.
Наши компании успешно работают при текущих ценах, даже раз за разом обновляют показатели чистой прибыли. Однако для некоторых восточных компаний такие цены не очень хороши.
Казалось бы, локальный дефицит — это здорово. Как только в США начнет сокращаться добыча, ОПЕК+ подсуетится, также все ограничит, и все будут в шоколаде. При таком раскладе цены могут подскочить не только до 90, но и до 100−110 долларов за баррель.
Причем спрос на «черное золото» растет. На начало кризиса 2014 года спрос составлял около 93 миллионов баррелей в сутки, а сейчас это уже сто миллионов в сутки.
Но давайте подумаем, что последует за ростом цен? Рост эффективности вложений в добычу сланцевой нефти в США. Получается, что тем самым мы вновь поддержим «друзей» в США, которые вместо банкротства окажутся на коне.
Кроме того, когда сырье стоит слишком дорого — это нездоровая ситуация. Перегрев рынка не выгоден самим производителям, потому что происходит перенасыщение, в отрасль приходит много лишних компаний и за этим неизбежно следует падение цен, что мы и видели в 2014 году. Поэтому я убежден, что ОПЕК+ не станет предпринимать действия для скачка цен на нефть.
Для наших компаний нужны не высокие, а оптимальные цены, при которых эффективность вложений будет достаточной, но которые не пустят на рынок лишних игроков.
В связи с этим прогноз Saxo Bank, с одной стороны, вроде бы логичный и не шокирующий. Но с другой — выводы, которые они делают, являются ошибочными.
Нефть и газ: Налог на бедных-2020: Спасение «Газпрома» вывернет карманы россиян
Новости экономики: США в «Черную пятницу» спустили 7,4 миллиарда.