Цены на европейском газовом рынке стремительно снижаются, что может привести к потере миллиардов долларов выручки и позиций «Газпрома» в ЕС, пишут «Новые известия» со ссылкой на телеграм-канал «Газ-Батюшка». Некоторые аналитики идут еще дальше и предсказывают чуть ли не банкротство российского газового гиганта после 2021 года. «Свободная пресса» постаралась разобраться в том, насколько состоятельны эти предположения.
Средняя цена тысячи куб. м. газа в третьем квартале 2019 года составила 169,8 долларов. По сравнению со вторым кварталом (205,1 долл.) российский газ стал дешевле на 18%, а в годовом выражении цены снизились на 32%. «Настолько дешево продавать газ в Европе „Газпрому“ не приходилось с 2004 года — тогда средняя цена составляла 137,7 долл., но уже в 2005 г. цена поднялась выше 190 долл. за тыс. куб. м.», — пишет автор.
Газ на спотовых рынках Европейского Союза продолжает дешеветь из-за наплыва сжиженного газа (СПГ) из Катара и США, которые наращивают мощности. Так, на крупнейшем газовом хабе — TTF в Нидерландах — стоимость газа с немедленной поставкой за год рухнула на 57% и едва превышает $110−120 за тыс. куб. м.
В «Газпроме» считают, что в 2020—2021 годах цены достигнут 200 долларов за тысячу кубометров, однако Минфин РФ заложил в бюджете на следующий год более скромный показатель — 179−184 долл. за тысячу кубометров. Но если в 2020 году экспорт СПГ из США вырастет вдвое, как планирует американское энергетическое ведомство, а Катар, как обещает, увеличит свои мощности по сжижению в полтора раза, цены могут рухнуть и до 90 долларов за тысячу кубов, утверждают авторы.
Тему подхватил известный блогер Анатолий Несмиян, который пошел еще дальше и написал, что эта ситуация грозит «Газпрому» если не банкротством, то потерей миллиардов долларов.
«Теперь говорить с интонациями Задорнова „Ну тупые, покупают дорогой американский газ“ уже не приходится: американский газ почти в полтора раза дешевле российского. Стратегия европейцев работает. Они добиваются перенасыщения рынка газом, что неизбежно ведет к падению цены на него. Это и создает жесткое противоречие в треугольнике Европа-Россия-США», — пишет Несмиян.
По мнению блогера, переломным станет 2020 год. Цены на газ упадут до 90 долл. за тысячу кубометров, после чего с рынка начнут выбывать самые слабые игроки, а крупные будут только усиливать свои позиции, но удастся это не всем.
«Низкая цена будет компенсироваться объемами, и крупные игроки перейдут на низкомаржинальные схемы поставок, оставаясь в конечной прибыли. Главный вопрос в таком случае — а кто станет тем самым слабым звеном? Один кандидат уже сверкает как новогодняя елка. И это, конечно, „Газпром“. Он сегодня выглядит наиболее слабым игроком на европейское рынке, так как количество просчетов и невынужденных ошибок, совершенных абсолютно непрофессиональным руководством национального достояния уже поставили его в тяжелейшее положение», — утверждает Несмиян.
В общем, картина, что и говорить, печальная и неутешительная для «народного достояния». А с ним — и России. Однако и телеграм-канал, и Анатолий Несмиян не учитывают несколько важных моментов, которые не соответствуют выстроенной ими картине. Как пояснил «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, цены «Газпрома» привязаны не столько к спотовому рынку, сколько к ценам на нефть, поэтому по долгосрочным контрактам «голубое топливо» обходится дороже.
Однако цены на нефть учитываются в расчетах стоимости газа с некоторым лагом, то есть — с задержкой. Падение по сравнению с 2018 годом связано с тем, что тогда цены на нефть находились на пике с 2014 года и составляли почти 80 долларов за баррель Brent. Уже во второй половине 2018 цены снизились до нынешних 60 долларов, плюс-минус 5 долл. Хотя низкие цены на споте, естественно, приводят к желанию пересмотра контрактов европейцами, но до 90 долларов за тысячу кубометров пока далеко.
Кроме того, на втором месте по поставкам СПГ в Европу находится сама Россия. А именно — компания «Новатэк». Американцы же занимают лишь шестое место. Кроме того, для них поставки по низким ценам еще менее рентабельны, чем для РФ.
В целом статья выглядит необъективно и поверхностно, так как читателю предлагают готовые выводы и утверждения без доказательств, — поясняет «СП» аналитик по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксана Лукичева. — По данным отчетности компании «Газпром», средняя цена реализации газа в Европу за 3 квартал 2019 года составила $169,8/тыс.куб, что на 32% ниже, чем за 3 кв. 2018 года.
Утверждение действительно верное, что отражает, как общемировое снижение цен на газ, так и снижение общего спроса в Европе в связи с высоким уровнем накопленных за 2018 год запасов. Именно этот фактор сказывается на снижении объемов импорта в ЕС, а не то, что ЕС увеличивает долю импорта СПГ, особенно из США.
По данным МЭА США действительно увеличили поставки СПГ в 2019 году примерно на 25% в страны ОЭСР, но это в первую очередь Канада и Япония, где цены выше (Япония в первую очередь), а затраты по доставке ниже.
Катар действительно увеличил поставки СПГ в страны ОЭСР примерно на 16%, но и Россия также увеличила поставки СПГ в ОЭСР примерно на 6%, в основном за счет компании «Новатэк». При этом, по данным отчетности компании «Новатэк», средняя стоимость реализации СПГ составила $81,9/тыс. куб. и компания до сих пор не банкрот, а даже показывает неплохую прибыль.
«СП»: — Но что будет дальше с такими тенденциями на мировом газовом рынке?
— Предложение газа в мире растет и продолжит расти за счет ввода новых мощностей и увеличения инфраструктуры. В настоящее время рынок является рынком покупателя. Однако это положение может оказаться временным, пока не построена общая газообеспечивающая инфраструктура в странах-потребителях (до сих пор подавляющее большинство стран мира не имеют газораспределительной системы подачи отопления в дома населения).
Этот фактор сказывается на отставании потребления от резкого роста его предложения. Скорее всего, дальнейшее снижение цен на природный газ маловероятно, так как на рынке происходит активное развитие потребительских сегментов — замещение угля газом в ТЭЦ, строительство конечной инфраструктуры, а развитие СПГ проектов уже замедлилось.
Цены на газ в европейских хабах составляют примерно $3,3−3,4/mmBTU (миллионов британских термических единиц, примерно 115 долларов за тысячу кубометров, — прим. ред.). $8,4/mmBTU было в прошлом году (294 долл. за тыс. куб. м.).
Цены на СПГ в Азии упали до $5,6/mmBTU (196 долл. за тыс. куб. м), а могут упасть еще сильнее из-за ввода в эксплуатацию трубопровода «Сила Сибири», о чем уже сокрушаются катарские и австралийские поставщики. США не поставляют СПГ в Китай из-за введенных Китаем импортных пошлин в результате торговой войны. Стоимость газа на CME в Чикаго составляет около $2,6/mmBTU (91 долл.), поэтому столь значительное падение цен делает невыгодными поставки даже в Азию, не говоря о Европе, куда в принципе их газ не проходит по цене.
«СП»: — А что насчет убыточности «Газпрома»?
— Стоит учесть, что трубопроводный газ априори дешевле, чем СПГ,. А себестоимость газа у компании «Газпром» по некоторым оценкам ниже $1,5/mmBTU (52,5 долл. за тыс. куб. м.), даже с учетом строящейся инфраструктуры, которая всегда выгодна, если она есть.
По поводу убыточности трубопровода «Сила Сибири» комментировать особо не стоит — там цена газа привязана к цене нефти, а оплата уже произведена за поставки на 20 лет вперед. По сути, «Газпром» успел захватить китайский рынок, у которого огромный потенциал развития.
Строящиеся трубопроводы в Европу, как пишут некоторые комментаторы, позволят России зацементировать свое место на европейском рынке. Также растет доля спотовых трубопроводных поставок на европейский рынок газа, равно как и поставок СПГ из России.
Позиция компании «Газпром» на мировом рынке устойчива — запасы газа велики, себестоимость низкая, компания имеет очень прорыночную стратегию развития, поэтому предположения о банкротстве компании можно считать надуманными.
Такого же мнения придерживается ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Мягко говоря, это можно назвать некомпетентностью людей, которые делают подобные заявления. Такие, как это модно сейчас говорить, «хайпожоры» хотят сделать яркий тезис, который бы потом все обсуждали и репостили. Но эти блогеры, видимо не понимают, как образуются цены на европейском газовом рынке.
Во-первых, у «Газпрома» основные долгосрочные контракты идут с нефтяной привязкой. Почему их стоимость должна снизиться, если цены на нефть в этом и прошлом году стабильные и составляют около 60 долларов за баррель? Цена меняется и скачет на спотовых рынках, она то больше газпромовской, то меньше.
Второй момент в том, что американцы являются только шестым поставщиком СПГ на европейский рынок. Первое место занимает Катар, но он не наращивает поставки в Европу и, насколько известно, не планирует. А второе место занимает сама Россия, правда, не «Газпром», а «Новатэк» с его проектом «Ямал-СПГ». Поэтому говорить о том, что Россия самый слабый игрок на европейском газовом рынке не приходится.
Те же американцы пытаются ввести санкции против «Северного потока-2» именно потому, что с экономической точки зрения они оказываются не способны конкурировать с российским газом. И если кто-то и уйдет с европейского газового рынка, то Россия явно будет не первой.
Скорее, с этого рынка уйдут как раз поставщики СПГ. Только они не будут банкротиться — они направят свое сырье на другие рынки, например, на азиатские или рынки Южной Америки. В этом случае «Газпром» только нарастит свою долю поставок в Европу.
Есть и еще один аспект — чем дешевле газ, тем больше он конкурентоспособен, и тем активней его потребляют, тем больше на него спрос. А чем больше спрос, тем выше к нему интерес и цены. Это цикличная история.
«СП»: — Но зачем покупать трубопроводный газ, если цены на спотовых рынках такие низкие?
— Во-первых, зимой цены на спотовых рынках наверняка будут выше, чем во втором и третьем кварталах. Во-вторых, если на спотовых рынках такие низкие цены, почему же все берут российский трубопроводный газ? Да потому, что на споте этого газа нет. Да, котировки могут быть низкими, но попробуйте найти там 20−30 миллиардов кубометров газа. Эти рынки не очень ликвидные. Поэтому когда все потребляют большие объемы, они идут заключать долгосрочные контракты и получают газ из надежных источников.
Сколько бы ни хоронили рынок долгосрочных контрактов с привязкой к ценам на нефть, тот же Катар недавно заключил ряд новых контрактов именно с нефтяной привязкой.
Эта статья — выдергивание отдельного факта в отдельный период времени по ценам и попытка распространить его на весь год. В 2018 году средняя цена на том же TTF составляла 7,9 доллара за миллион британских термических единиц. Это около 276 долларов за тысячу кубометров газа, и уж точно не сто долларов.
2019 год действительно стал по ценам ниже, чем 2018 на споте. В предыдущие годы Китай рос большими темпами и скупал все излишки СПГ. Все производители направляли туда свои объемы. В этом году темпы роста Китая сократились, так как он достраивает свою газовую инфраструктуру, в том числе СПГ. В 2020—2021 годах мы увидим новую волну роста потребления в Китае, возникнет дополнительный спрос, цены вырастут и все поставщики уйдут туда.
Пока же на европейском рынке действительно установилась высокая конкуренция. Несмотря на это, с января по октябрь «Газпром» поставил всего на 3% меньше газа, чем в прошлом году. Да и то, это происходит за счет сокращения закупок со стороны Турции, а не стран ЕС.
«СП»: — Аналитики пишут, что при цене в 90 долларов за тысячу кубометров «Газпром» может обанкротиться. А американским поставщикам СПГ такие цены выгодны?
— Конечно, нет. Даже сейчас большинство поставок не рентабельны для них. Но нужно понимать, какая там система ценообразования. Международные трейдеры приходят к компании-владельцу завода, например, Cheniere Energy и покупают мощности по сжижению. По сути, арендуют части этого завода.
Американцы свои деньги уже получили, а вот трейдерам теперь эти деньги нужно отбивать. Каждую партию СПГ они должны куда-то продавать. Если цены упадут ниже, чем их операционные расходы, тогда они не смогут производить газ. Пока этого не произошло, они все равно будут производить и продавать СПГ, даже если это убыточно, потому что деньги нужно отбивать.
Далеко не факт, что они получают прибыль от продажи на европейский рынок сейчас. Думаю, они получают меньше, чем заплатили в свое время американцам. Если же цена упадет до 90 долларов за тысячу кубометров, везти газ в Европу вообще будет мало смысла. Чтобы эти трейдеры экономически остались в плюсе, цена должна быть примерно 200 долларов за тысячу кубометров. С учетом этого, преставления о «Газпроме», как о самом неэффективном игроке на рынке, не состоятельны.