Выплата Украине $2,9 млрд. штрафа является «каплей в море», и отдать их было выгодно, чтобы избежать потенциальных рисков. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Он также подчеркнул, что на переговорах между Киевом и Москвой был достигнут «максимально возможный интерес», удовлетворяющий обе стороны.
По словам правительственного чиновника, в случае неисполнения вступившего в силу решения суда Россия могла столкнуться с гораздо более серьезными претензиями.
«Эти суммы были бы намного выше», — пояснил он.
Кроме того, вице-премьер подчеркнул, что сейчас непонятно, кто больше выиграл от соглашения — Россия или Украина. Он добавил, что в Москве заинтересованы в сохранении украинского маршрута поставок в Европу и после 2024 года, когда истекает срок готовящегося соглашения.
Напомним, в пятницу, 20 декабря, стало известно, что Москва и Киев до конца года подпишут новый транзитный контракт, одним из условий которого стала выплата «Газпромом» штрафа в 2,9 миллиарда долларов, наложенного ранее Стокгольмским арбитражем. Комментируя это решение, премьер-министр России Дмитрий Медведев завил, что «Газпрому» удалось добиться того, что тарифы выросли незначительно. Однако, по словам министра энергетики Украины Алексея Оржеля, за пять лет Киев получит от Москвы 15 миллиардов долларов, что говорит об увеличении тарифов минимум вдвое.
Если у нас в стране так много" лишних денег", зачем было повышать пенсионный возраст? Или почему нельзя было хотя бы потратить эти деньги на что-то нужное в самой России? Так и будем дотировать экономику Украины, которая в ответ будет выставлять все новые и новые условия, почувствовав слабость Москвы?
— Ничего хорошего в любых выплатах Украине со стороны России нет и быть не может, — уверен член Бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Это Киев должен платить Москве, а не наоборот. Но поскольку официальная позиция нашей страны в отношении украинской ситуации одновременно довольно консервативна и достаточно либеральна, российские власти и госкорпорации вынуждены во многом следовать правилам, диктуемым извне. Это как раз такой случай. А вице-премьер Козак просто пытается придать ситуации более оптимистичную, позитивную трактовку. А что еще делать высокопоставленному правительственному чиновнику?
«СП»: — А можно было по-другому?
— Можно, разумеется, ничего не платить и плевать на решения иностранных судов. Ничем особенно страшным это России не грозит. Но тут есть два нюанса. Во-первых, для проведения такой стратегии нужно совсем другое правительство, которое более смело и настойчиво защищало российские национальные интересы. И, соответственно, проводило бы принципиально иную политику, — ту, в которой как раз обвиняет Запад наше государство. Во-вторых, есть еще 15 статья Конституции РФ, которая утверждает в ряде случаев приоритет международного права над национальным.
Что же касается самих этих 3 миллиардов «газпромовских» долларов, выплаченных украинской стороне, то оценка их истинных объемов — вопрос, скорее, риторический. В существующей системе социально-экономических отношений между государством и обществом львиная доля богатств не доходят до населения, оседая в закромах верхних этажей корпоративно-бюрократической пирамиды. Точно так же и на Украине — эти деньги в большинстве своем останутся в широких и глубоких карманах местных чиновников.
Одни бюрократы перевели средства другим бюрократам, исходя из корпоративных соображений. Безусловно, политический аспект в этом вопросе выражен очень сильно, но в первую очередь это вопрос финансовый. Пытаясь показывать активную игру на международной арене, российское правительство зачастую действует в ущерб национальным интересам, т.е. интересам населения. Работать надо иначе: больше платить своим гражданам, и как можно меньше — чужим.
«СП»: — Не звучит ли заявление Козака издевательством на фоне пенсионной реформы, повышения НДС и других непопулярных мер? Долго ли россияне готовы это терпеть?
— Пока правительство будет стараться максимально угождать своим иностранным «партнерам» и при этом драть три шкуры со всего народа, градус социального недовольства в России будет повышаться. И однажды все либерально-бюрократические уловки по выпусканию пара чиновникам не помогут. Как не помогут и все эти «партнеры» по ту сторону «санкционного занавеса».
— Не платить было нельзя, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Без признания «Газпромом» этого долга украинское правительство не дало бы согласия на заключение контракта на транзит российского газа через Украину. «Газпром», возлагавший совершенно необоснованные надежды на то, что строительство газопровода «Северный поток-2» завершится в срок, долгое время вообще отказывался всерьез рассматривать украинские требования. В результате российская газовая корпорация загнала себя в ловушку, а потому, чтобы выполнить свои обязательства перед европейскими потребителями, была вынуждена в последний момент согласиться на довольно тяжелые условия.
«СП»: — Можно ли говорить о «капле в море»? 3 миллиарда — это серьезная потеря для «Газпрома»? Контракт на транзит их хоть как-то компенсирует?
— Задолженность «Газпрома», насколько я помню, составляет около 50 миллиардов долларов. Так что 3 миллиарда действительно не скажутся сколько-нибудь заметно на его финансовом состоянии. Проблема в том, что «Газпром» в основном добывает и продает природный газ, который является, между прочим, общенародным достоянием. И высокая задолженность одной из ведущих российских корпораций говорит о том, что нашим общенародным достоянием она распоряжается, мягко говоря, неумело. В соответствии с новым соглашением с Украиной, тарифы на транзит российского газа повысятся примерно в два раза. Это еще больше снизит прибыльность операций «Газпрома».
«СП»: — Не звучит ли тогда заявление Козака издевательством? Если в стране полно «лишних» денег, зачем было нужно повышать пенсионный возраст? Если так много денег, то почему не проводят индексацию работающим ппнсионерам?
— Разумеется, это прямое издевательство. Если три миллиарда долларов столь незначительная сумма, то почему государственные расходы на поддержку науки в 2019 году были почти в четыре раза меньше этой суммы? Российская власть в очередной раз пытается прикрыть свои просчеты рассуждениями о том, что ничего страшного не произошло, и все вышло даже еще лучше, чем ожидалось.
«СП»: — На Украине есть понятие «зрада», о которой постоянно заявляет оппозиция. Не выглядит ли все это «зрадой» для россиян? Никто возмущаться не будет? За счет российских стариков все компенсируем?
— Дело, конечно, не в том, что Россия была вынуждена признать украинские претензии, которые долгое время игнорировали, а в сложившейся системе управления экономикой. Бессмысленно протестовать против вынужденных действий «Газпрома». Нужно требовать изменения системы, в условиях которой стало возможным, чтобы во главе крупнейших госкорпораций оказались люди, неспособные предвидеть развитие событий, нежелающие признавать собственные просчеты и нести за них ответственность.
Нефть и газ: Поставки газа: Киев хочет еще несколько миллиардов от России
Новости транзита: Козак уверен, что по «Северному потоку-2» удастся достичь компромисса