
В наше время руководители компаний, выставляя сотрудников за порог, используют политкорректный термин «оптимизация численности персонала». Если кто еще помнит, в 91-ом и 98-ом годах это называли «массовыми увольнениями». Но времена и законодательство сегодня изменились. И работодатели тоже. Чтобы не испортить отношения с трудовой инспекцией и не навлечь гнев прокуратуры, они стали более изобретательными. А помогает им экономить на персонале все тот же пресловутый Трудовой Кодекс, который, по идее, должен делать как раз противоположное — защищать права работника.
Итак, когда исчерпаны все ресурсы по традиционным методам сокращения персонала, а дальнейшая «резьба по живому» все еще необходима, начальники прибегают к такому креативу.
№ 1 — Сокращенная рабочая неделя.
Что говорит закон:
Такая форма предусмотрена ст. 74 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда». В частности там говорится о праве работодателя изменить условия трудового договора и ввести режим неполного рабочего дня, смены или недели на срок до полугода. За два месяца предупредив об этом работника в письменной форме. В случае несогласия работника, ему должна быть предложена любая другая имеющаяся у предприятия работа, а если он не согласится и в этот раз или никакой другой работы просто нет, то с сотрудником расторгается трудовой договор.
Что делают работодатели:
Понятное дело, хитрят. Вместо того, чтобы уведомлять работника о реальных рабочих днях, как того требует закон, (например, вместо пятидневной рабочей недели через два месяца вводится четырехдневная), размазывают свои намерения в формулировке «В связи с мировым финансовым кризисом ввести на предприятии режим неполной рабочей недели». На деле это означает, что работодатель может установить трех, двух и даже однодневную рабочую неделю. И получать в этом случае по действующему ТК работник будет только за тот единственный рабочий день, то есть в месяц — за 4 дня. Остальные дни работнику не оплачиваются.
Для наглядности переведем все в деньги. Предположим, ваша зарплата в месяц составляла 20 000 рублей. Делим на 20 рабочих дней (среднее количество рабочих дней при прежней нормальной работе), получаем стоимость одного рабочего дня — 1 000 рублей, умножаем на 4, получаем 4 000 рублей. При этом пособие по безработице — 4 900. Вопрос — что выгоднее? Ответ — не надо никого сокращать, выплачивать компенсации и допускать прочие излишества, а можно просто поставить человека перед выбором.
№ 2 — Вынужденный простой.
Что говорит закон:
Статья 157 ТК РФ «Оплата времени простоя» говорит о том, что время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. А вот простой по причинам, независящим от работодателя, — в размере двух третей тарифной ставки. Время простоя по вине работника не оплачивается.
Что делают работодатели:
Снова хитрят. Во-первых, сегодня сложно доказать, по чьей вине этот простой случился. Чаще всего невозможность продать произведенную продукцию и получить за это живые деньги — это вина работодателя. Пока это для работника плюс. В этом случае его зарплата — «условные 20 000» превращается в 13 300. Он в эти дни, как правило, не ходит на работу, хотя то же законодательство обязывает его находиться на рабочем месте и ничего не делать. Но работодатели, как правило опасаются, что ничего не делающие недовольные сотрудники начнут портить имущество, думать о всякой фигне и, не дай бог, додумаются до чего-нибудь совсем страшного. Пусть уж лучше дома пирожки пекут и примусы починяют.
Другое дело — простой по независящим от работодателя причинам. Все сегодняшние начальники заводов-пароходов просто мечтают о том, чтобы правительство признало кризис, и тогда все можно будет смело списывать на правительство, Джорджа Буша-младшего и всех прочих виновных.
В реальности это может означать следующее: в промышленности зарплата, как правило, складывается из тарифной ставки, надбавок, коэффициентов и премий. Тарифная ставка, выливающаяся в сумму 20 000 рублей, сама по себе может составлять, к примеру, 3 000. Применяем к этой сумме 2/3, получаем 2 000. При этом, напоминаем, пособие по безработице — 4 900. Вопрос — что выгоднее? Ответ — правильно, не надо никого сокращать, выплачивать компенсации и допускать прочие излишества. Можно просто поставить человека перед выбором.
№ 3 — «Скидки» суммируются.
Этот самый креативный вариант изобрели совсем недавно — додумались-таки. Суть его такова — сначала работники переходят на режим неполной рабочей недели, а сразу после этого уходят в вынужденный простой.
Что говорит закон:
В общем-то, закон не говорит о том, что этот вариант ему противоречит. Но он также и не описывает возможности применения такой вот хитроумной схемы. А, что не запрещено, то, разумеется, разрешено.
Что делают работодатели:
Суммируют «скидки». В реальности это может означать следующее. Сокращают рабочую неделю до 1 дня. Как мы уже подсчитали ранее, человек со средней зарплатой в 20 000 рублей получает в таком случае 4 000. Выгоняют в вынужденный простой и применяют коэффициент 2/3. Делим одно на другое, получаем 2 660 рублей. При этом пособие по безработице — 4 900. Вопрос — что выгоднее? Ответ — правильно, не надо ни кого сокращать, выплачивать компенсации и допускать прочие излишества, а можно просто поставить человека перед выбором.
Времена действительно поменялись. В предыдущие кризисы за такие вот изобретения можно было нарваться на гнев профсоюзов, прокуратуры и судов. Сегодня и профсоюзы ушли в виртуальную реальность, и Трудовой Кодекс пять раз перекроили, а уж насчет прокуратуры с судами и вовсе говорить не приходится. Если начальник задался целью сократить персонал и при этом сам не является круглым дураком, он своего добьется, и ему за это ничего не будет
Также читайте в новостях:
В России растет число безработных — Svpressa.ru,