Российская оппозиция (в том числе КПРФ) уже сформировала для нового кабинета министров во главе с Михаилом Мишустиным целый блок вопросов, без решения которых обещанного прорыва ни в экономике, ни в «социалке» не достичь. Реальная борьба с бедностью, пересмотр драконовских норм пенсионной реформы, демонополизация, снижение барьеров для малого бизнеса.
О том, хватит ли у Мишустина политической воли, чтобы воплотить в жизнь предложения коммунистов, «Свободная пресса» обсудила с нашим постоянным экспертом, шеф-аналитиком группы финансовых компаний TeleTrade Петром Пушкаревым.
«СП»: — Мнения экспертов относительно работы Мишустина на посту руководителя ФНС разошлись: одни считают его удачливым реформатором, а другие — критикуют за чрезмерную жесткость фискальной службы. Как вы считаете, с таким противоречивым багажом может ли он реально претендовать на роль серьезного экономического реформатора?
— Я бы хотел вспомнить не только эту страницу биографии Мишустина. Напомню, он был президентом UFG Capital Partners и управляющим партнером UFG Asset Management. Принципиально, какая именно часть деятельной натуры возобладает всё-таки в новом премьере: опытного и очень эффективного сборщика податей или же расчётливого, но вдохновенного венчурного инвестора?
Вопрос: хватит ли Мишустину решимости и широты взгляда пересилить заложенную прежним составом правительства инерцию каких-то полушагов и полудействий в области финансирования реальных точек роста. Государство, стянув на себя чуть ли не весь материальный ресурс, должно научиться отпускать его теперь из своих рук, распределять.
СП": — Каким образом?
— Как это делается, например, в системе РФПИ, Российского экспортного центра. Но только шире, входя буквально в долю на всех направлениях, где есть нуждающиеся в этом перспективные бизнес-модели, стартапы. Не только освобождая их на первых этапах до выхода на стабильную прибыль (например, в течение трёх первых лет) полностью от всякого налогового бремени, но и становясь где нужно «бизнес-ангелом», типичным венчурным инвестором, а не опосредованным кредитором, который через третьи-четвёртые банковские руки возвращает тебе же под льготные проценты предварительно отобранные у тебя до этого в виде налогов денежные «излишки».
СП": — Однако при этом Мишустин все же проявляет черты типичного фискала, даже не заикаясь о снижении налогового бремени для бизнеса.
— Чтобы предприятиям имело смысл вкладывать вообще в развитие свои ли, заёмные ли, долевые деньги (расширять уже созданный бизнес, или матереть технологически, вкладываться в разработку ассортимента товаров и услуг), надо быть уверенным, что всё это будет востребовано потребителями.
Пока же получается как в том анекдоте: «Вы полагаете, всё это будет носиться?» — «Я полагаю, что всё это следует шить». Только вот в экономической жизни ситуация менее романтична: для кого «шить», если у покупателей резко ограничены запросы банально из-за нехватки денег? Не в расчёте же только на то, что «Запад нам поможет» и всё купит, или неважно, что это сделает Азия.
«СП»: — Выходит, должен развиваться ресурс внутреннего спроса. Но этого опять-таки не добиться без серьезных социально-экономических реформ. А то вдруг выясняется, что спустя двадцать лет нахождения у власти путинской команды главная проблема страны — это обнищание.
— Вы правы, вопрос этот решается не только раздачей сверху бюджетных денег отдельным категориям трудящихся, но целой системой мер, в результате которой больше денег изначально будет оставаться «внизу» у людей.
Можно прокручивать разные варианты, сводящиеся по большей части хотя бы к налоговым послаблениям для граждан с доходами ниже некоего минимума. Не на уровне нынешнего МРОТ в районе 11,5 тысяч рублей, конечно, а на уровне хотя бы 30−40 тысяч. С зарплат такого уровня государству следует вообще «простить» любые отчисления в бюджет: ни брать не только 13% НДФЛ, но и не брать «социальный» 30%-ный блок налогов за такие суммы с работодателя. Тогда можно и уровень МРОТ установить на том же нормальном уровне реального, а не надуманного прожиточного минимума в 30−40 тысяч рублей.
«СП»: — Вместе с тем, Мишустин и в статусе главы ФНС, и уже будучи премьер-министром заявлял, что такие меры усложнят администрирование налогов.
— Зато это приведет к обелению более высоких зарплат, к сравнительно безболезненному для работодателя повышению зарплат минимальных, к появлению вообще у предпринимателей дополнительных денег и стимулов на создание новых рабочих мест!
У людей появились бы денежные прибавки, которые в конечном счёте никуда от государства бы не делись: деньги эти понесли бы в магазины, заплатили бы с покупок 20% НДС. Но зато по пути эти суммы распределились бы более справедливо на конкурентном рынке между теми производителями товаров и услуг, продукция которых востребована, а то и инновационна.
«СП»: А что в таком случае произойдет с инфляцией?
— Когда появится чуть больше денег у покупателей, у «заказчиков», то меньше будет и вопросов, а «следует ли шить». Вряд ли описанные меры потянули бы на действительно мощный инфляционный скачок — но уж он точно был бы не больше, чем январские 2019 года сильные ценовые движения в ответ на подъём тогда того же НДС. А если захотеть ситуацию смягчить, то и о понижении обратно НДС, в конечном счёте, можно было бы подумать. Главная идея — больше денег должно оставаться у людей, а они лучше разберутся, что с ними делать.
Новости России: Зюганов выдвинул требование правительству Мишустина