Экономика / Санкции

Трамп начал «рельсовую войну» против РЖД

Российскую госкорпорацию выгоняют из Ирана

10856
Трамп начал «рельсовую войну» против РЖД
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

РЖД решили уйти из Ирана, после того как США 10 января ввели против страны секторальные санкции. Начатый компанией в 2018 году проект по электрификации железнодорожной линии в Исламской Республике оценивался в € 1,2 млрд. Об этом сообщает РБК. Речь идет о магистрали Гармсар — Инче Бурун протяженностью 495 км и подходам к портам.

Старт проекта состоялся в июле 2018 года. Планировалось, что он на 85% будет профинансирован за счет средств государственного экспортного кредита России и займет четыре года. Пуск линии должен был увеличить пропускную способность линии до 10 млн. тонн в год и повысить максимальную скорость поездов на отдельных участках до 120 км/ч.

Свернув проект, РЖД явно теряет лицо. Прогнувшись под США, крупнейший российский монополист продемонстрировал неспособность России противостоять экономическому давлению Вашингтона.

С другой стороны, возможно, нет худа без добра, и освободившиеся деньги пойду на развитие российской инфраструктуры?

— США не скрывают своих целей на иранском направлении, — отмечает руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

— Это полная международная изоляция Тегерана, экономическая и политическая дестабилизация в стране и смена режима в результате «оранжевой» революции. Контроль над иранской нефтью будет приятным бонусом для США. А крах режима аятолл в Иране, по мнению американских стратегов, станет началом конца всей антиамериканской, в первую очередь, шиитской фронды на Ближнем Востоке и в Персидском заливе и позволит взять этот нефтеносный регион под полный контроль Вашингтона.

Читайте также
Деньги на ветер: Коронавирус отменяет Евро-2020. Олимпиада – на очереди Деньги на ветер: Коронавирус отменяет Евро-2020. Олимпиада — на очереди Надо ли проводить соревнования при пустых трибунах и залах?

«СП»: Чего мы больше теряем в истории с РЖД — денег или репутации?

— Вопрос репутационных потерь перед РЖД в данном случае не стоит. Форс-мажор вызван действиями США. РЖД страдает от санкций точно так же, как и Иран, теряя выгодный контракт, то есть деньги.

Я думаю, что в Тегеране прекрасно понимают, какие угрозы несет международным проектам РЖД работа в Иране, и не будут требовать возмещения убытков в судебном порядке. Возможно, будет найден компромисс, который позволит реализовывать проект, формально не вовлекая туда компании, имеющие отношение к РЖД.

«СП»: — Что нам давал этот проект в Иране? Насколько нам вообще важны проекты в этой стране?

— Международные проекты помимо экономической выгоды всегда имеют и политическое значение. Поддерживая сотрудничество с Ираном, РЖД как государственная компания действовала в логике официальной политики России.

Москва, как известно, выступает против санкционного давления на Иран и выхода США из так называемой «иранской ядерной сделки», или Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Следует отметить, что остальные участники СВПД, а это, помимо США и России, Великобритания, Франция, Китай и Германия, поддерживают российскую позицию по этому вопросу. Однако экономические риски в данном случае возобладали, и деятельность РЖД в Иране становится угрозой для всего бизнеса компании.

«СП»: — США опутывают своих оппонентов какой-то сетью из санкций, мешая международным связям и внутреннему развитию. Есть ли способ разрубить эти сети?

— Санкций, действительно, стало так много, что поиск возможностей их обойти стал отдельной задачей, которую в каждом конкретном случае решают, исходя из заданных условий. Многие страны мира, в том числе и члены Евросоюза, вынуждены создавать, по сути, параллельную экономику, которая не зависит от США. Этого можно добиться, во-первых, исключив из международных расчетов американский доллар. И по этому пути уже идут, постепенно переходя в двусторонних отношениях на расчеты в национальных валютах. Также как метод применяется открытие новых компаний, созданных специально под конкретный проект и работающих только в нем. Есть и другие хитрости, которые сейчас используют, чтобы избежать санкционного давления.

Думаю, в случае с иранским проектом РЖД, может быть найдено решение подобного рода.

«СП»: — Может, нам лучше вкладывать деньги в отечественную инфраструктуру? Давно пора модернизировать Транссиб, БАМ «зависает», потому что денег нет…

—  У РЖД большие проекты и в России. И не только на Дальнем Востоке, где, например, планируется построить мост на Сахалин, что кардинальным образом изменит транспортную ситуацию в регионе. Высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, реконструкция железнодорожного сообщения в московском регионе с созданием Московских центральных диаметров — это инфраструктурные мегапроекты, которые дают мультипликативный эффект, являясь драйверами экономического роста в целом. Просто железные дороги еще больше, чем автомобильные, зависят от трафика. Они появляются только там и тогда, где и когда трафик способен обеспечить их дальнейшее обслуживание.

Заторы на БАМе, если они вызваны проблемами с железнодорожной инфраструктурой, а не некомпетентностью ответственных за логистику, обязательно побудят РЖД к дальнейшему развитию этой магистрали.

— Электрификация 500 км участка в южной части Ирана явно не проект века, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

Читайте также
«Железка» семафорит Путину об очень плохих новостях «Железка» семафорит Путину об очень плохих новостях Из-за кризиса в стране тысячи вагонов простаивают в тупиках

— Дорога-то есть, ну, может, несколько электровозов не купят… Думаю, Иран отреагирует спокойно. Проект не ключевой, тем более, у них сейчас будут большие проблемы с коронавирусом, от чего проблемы в экономике Ирана ожидаются на порядок больше, чем потеря 1 миллиарда.

«СП»: — А России что давало участие в этом проекте?

— Участие в модернизации иранской экономики. Это существенно для будущих позиций на иранских рынках.

По словам политолога Ивана Лизана, 1,2 млрд евро — это больше чистой годовой прибыли РЖД за 2018 год.

— Деньги солидные, но в основном РЖД зарабатывает деньги внутри страны. Конечно, новость неприятная, но не смертельная.

Каждый подобный проект — это опыт и расширение пространства для сбыта продукции машиностроения. Электрификация — это контактная сеть, трансформаторы, масса другого электрического оборудования, а в перспективе и электровозы.

«СП»: —  Будут ли госкомпании типа РЖД на фоне санкций больше денег вкладывать в Россию?

— РДЖ и так в страну деньги вкладывает. Просто если всё время смотреть на РЖД, то глаз замыливается и изменения становятся не видны. А если сравнить РЖД с белорусской ж/д или, не дай Бог, с украинской, то отличия будут разительными.


Санкции: Дерипаску подвели «деньги Путина»

Новости политики: Сенатор Косачёв об американских санкциях: Вашингтону закон не писан?

Новости СМИ2
Новости Лентаинформ
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Последние новости
Цитаты
Денис Зоммер

Директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития

Лев Гудков

Директор "Левада-центра", доктор философии

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня