Россия разорила порты прибалтийских сестриц

Москва теряет экономический интерес к соседям и уводит оттуда свой грузопоток

10742
Россия разорила порты прибалтийских сестриц
Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Политики стран Балтии ответили гордым молчанием на новость о том, что глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров приостановил работу торгпредств в Литве, Латвии и Эстонии.

Обычно любой шаг Москвы в экономических отношениях с Прибалтикой расценивался как недружественный. Шаг навстречу называли желанием Кремля подкупить местные элиты и потихоньку захватить бразды правления страной. Шаг прочь — описывали как давление на местные элиты с той же целью — потихоньку захватить бразды правления страной. То есть обычные экономические естественные интересы хозяйствующих субъектов крайне политизируют, если эти интересы исходят из России. Но при этом частные структуры хотят торговать с Россией, особенно в Латвии и Эстонии. А на решение Мантурова — неожиданное молчание.

Но неожиданное ли? Шок не шок, но большой неприятный сюрприз для экономик стран Балтии, особенно на фоне Brexit и в связи с уходом из Евросоюза Великобритании — сокращения дотаций из бюджета ЕС. Сейчас прибалтийские столицы ведут борьбу за то, чтобы это падение не стало роковым для уровня жизни населения этих маленьких государств. Тут и выясняется, что все предыдущие победные реляции об их успехах были как минимум преувеличенными, ведь теперь в дискуссии с Брюсселем приходится доказывать, что помощь Евросоюза нужна по причине бедности.

Читайте также
Маневры Лукашенко: Зеленскому оружие, Путину - горячую дружбу Маневры Лукашенко: Зеленскому оружие, Путину — горячую дружбу Батька снова пытается усидеть на двух стульях

И вот как в этой ситуации странам Балтии реагировать на прекращение работы торгпредств России? Это же снижение качества экономических отношений и в перспективе — новые потери. Укорять Россию — признаваться в собственной бедности и дополнительно вызывать негативные эмоции одного из главных экономических партнеров этих республик, каковым пока является наша страна, что равносильно ухудшению качества жизни электората. Уговаривать остаться — противоречить собственной антироссийской политике. Не позволят ни национальная гордость, ни внутренние политические интересы, так как такой поступок подорвал бы электоральные возможности антироссийских элит этих стран, формирующих у избирателей ощущение, будто они находятся «осажденной крепости». Обычно на разных выборах это объединяет часть электората, но не приводит страну к благоденствию.

А ведь процесс касается не только структур минторга России. Бизнес в странах Балтии перестает интересовать даже «Газпром». В конце прошлого года наша энергетическая компания выставила на продажу свой пакет акций оператора латвийской ГТС — Conexus Baltic Grid — 34,1% уставного капитала. Ранее представители «Газпрома» вышли из совета Conexus Baltic Grid.

Из Прибалтики понемногу уходят не только государственные экономические структуры РФ. Судя по сообщению на официальном сайте грузовой компании «Новотранс» о строительстве в морском порту Усть-Луга Ленинградской области нового универсального терминала, это предприятие решило переориентировать транзит из прибалтийских портов в наш. «Новотранс» — крупный транспортный холдинг, объединяющий десять компаний России и стран СНГ и владеющий более чем 25 тысячами вагонов. Эксперты оценивают предстоящие потери Литвы, Латвии и Эстонии от ухода «Новотранса» в сумму больше 260 миллионов долларов в год при сегодняшнем не лучшем «коронавирусном» курсе рубля.

Российская группа компаний «Акрон», входящая в число крупнейших производителей минеральных удобрений в мире, осуществляла перевалку своей продукции в 65 стран через эстонские порты Мууга и Силламяэ. В 2018 году «Акрон» перевел часть своего транзита в Мурманск, в 2019-м — в Усть-Лугу. Процесс ухода из Эстонии еще не завершен, но тенденция очевидна. Председатель совета порта Силламяэ, бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи, с 2018 года уговаривает «Акрон» не уходить, но признает: процесс зависит от внешнеполитической ситуации. А она, мы знаем, такая: эстонские хозяйственники, включая министра экономики Таави Ааса, встречавшегося с нашим министром транспорта Евгением Дитрихом, уговаривают сохранить российский транзит, а вот политики поливают грязью Россию и нашу историю, в том числе Победу над фашизмом.

Другая наша химическая компания — «Уралхим», крупный производитель минеральных удобрений в России, странах СНГ и Восточной Европе, — планирует к 2022 году перевести перевалку сухих грузов из Латвии в Усть-Лугу. У нее три терминала в балтийской республике. Кроме того, «Уралхим» вместе с «Уралкалием» планируют перевести часть перевалки в Калининградскую область — в поселок Янтарный, где будет новый порт. «Уралкалий» тоже планирует уйти из нероссийской Прибалтики.

И это — не весь список предстоящих уходов наших компаний из стран Балтии.

Читайте также
Украина обобрала российские банки до нитки Украина обобрала российские банки до нитки Киев распродает «москальские» активы вопреки решениям международного суда

На вопрос литовского еженедельника «Экспресс-неделя» о возможности политической подоплеки увода российского транзита из стран Балтии посол РФ в Литве Александр Удальцов ответил: «У нас нет такой установки — лишить Балтию транзита. У нас есть установка всемерно способствовать переориентации грузопотоков в порты северо-западной части Российской Федерации, то есть сделать их более конкурентоспособными и привлекательными. И такая задача успешно решается: по итогам 2019 г.,

наибольшее число грузов на Балтике было обработано в 4-х российских портах — Усть-Луге, Санкт-Петербурге, Высоцке, Приморске: в общей сложности 256 млн. т, что на 4% больше, чем годом ранее.

Помимо этого, строится крупный грузопассажирский порт в городе Пионерское Калининградской области, который сможет принимать более 400 судов в год.

Принято решение и о создании глубоководного грузового порта в Янтарном,

расположенном в том же российском регионе, рассматриваются возможности

углубления Калининградского морского судоходного канала с нынешних 9−12 м до 13,5−14.

К этому стоит добавить, что начато строительство трех объемных паромов, каждый из которых вмещает до 66 грузовых вагонов и 200 автомобилей, которые будут курсировать между областью и «большой Россией». Короче говоря, наша страна будет последовательно укреплять свои позиции в обслуживании грузопотоков на Балтике".


Новости Прибалтики: Литва запаниковала: Сахар, макароны, масло исчезают из магазинов

Постсоветское пространство: Маневры Лукашенко: Зеленскому оружие, Путину — горячую дружбу

Последние новости
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Александр Бородай

Первый председатель Совета министров ДНР, глава «Союза добровольцев Донбасса»

Семен Гальперин

Президент «Лиги защиты врачей»

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня