Россия оказалась лучше других стран подготовлена к мировому экономическому кризису, заявила спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, даже низкие цены на нефть не помешают России уверенно пройти кризис как минимум в течение шести лет. Непонятно откуда столько уверенности у Матвиенко, до этого председатель Счетной палаты России Алексей Кудринзаявил, что в нынешнем году в стране наступит рецессия — то есть экономический рост полностью остановится. А то и вовсе рост сменит падение. Инфляция вырастет до 6% (это почти втрое выше цифр, прогнозируемых Минфином), а федеральный бюджет вместо профицитного окажется глубоко дефицитным — Москва недосчитается как минимум 3 млрд. рублей.
К мнению Кудрина стоит прислушаться особо — он уже давно остается самым точным прогнозистом правительства. Хотя, естественно, жесткие (но справедливые!) оценки председателя Счетной палаты коробят вечных оптимистов от власти. Вот и на сей раз министр финансов Антон Силуанов заявил, будто никакой остановки экономики и кризиса в России не будет — даже если нефть останется дешевой до конца года.
Верится Силуанову вместе с Матвиенко, конечно, с трудом, и не только автору этих строк, но и опрошенным «Свободной прессой» экспертам.
Низкий курс рубля сохранится до конца 2020 года
— Для населения ослабление курса рубля означает очередное падение реальных доходов. Поднимутся цены на электротехнику и автомобили, импортные продукты, одежду и обувь. Если ситуация с китайским сырьем для лекарств не улучшится, могут подняться цены на ряд препаратов, — поясняет глава люксембургского офиса международной консалтинговой корпорации KRK Group Никита Рябинин. — Ослабление курса рубля, конечно, негативно скажется и на российской экономике в целом. Причем низкий курс, скорее всего, сохранится довольно долгое время, как минимум, на 2020 год.
Для российской экономики есть вероятность ухода в рецессию, выбраться из которой будет тяжело. Но власти, как мы видим, все же предпринимают какие-то усилия для стабилизации курса рубля, в том числе будут задействованы средства Фонда национального благосостояния, поэтому говорить о полномасштабном кризисе пока еще рано.
Запад продолжит санкционное давление на Россию
«СП»: — Март оказался катастрофическим для глобальной экономики. Но ведь тревожные звоночки поступали еще месяц назад. И на них, выходит, никто не отреагировал (по крайней мере в России)?
— Действительно, уже к концу февраля, когда стало окончательно понятно, что азиатский коронавирус уже вышел далеко за пределы «домашнего» региона и распространился практически по всему миру, мы увидели «превентивное» бегство инвесторов от рисков, — говорит старший риск-менеджер финансовой компании «Алго Капитал» Виталий Манжос. -Например, ключевые фондовые индексы США всего лишь за два торговых дня растеряли прирост, накопленный ими за 2−3 предыдущих месяца. И уже это событие стало недвусмысленным сигналом для вывода средств из акций и облигаций стран с развивающейся экономикой, к числу которых относится и Россия. Подобный сценарий типичен в случае появления любых значимых экономических проблем в мировом масштабе.
«СП»: — По прогнозу компании Brookings в случае продолжения пандемии экономика многих стран не просто перестанет расти, а снизится на 6−7% в год. Россия будет одной из главных «пострадавших». Стоит ли верить в такие прогнозы?
— Пандемия коронавируса уже стала серьезным ударом для всей мировой экономики. Новости о том, что коронавирус проникает во все новые страны, лишь подогревают опасения по этому поводу.
При этом официальный Пекин демонстрирует оптимизм, обещая справиться со спадом производства на «мировой фабрике». Между тем, из КНР поступают разрозненные сообщения о том, что многие предприятия еще не возобновили работу после остановки. В первую очередь это относилось к автомобильным сборочным производствам, производителям электроники и широкого спектра комплектующих.
Очевидно, что результаты системного сбоя мировой экономики не проявятся в одночасье. Для этого потребуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Скорее всего, мы увидим слабые отчеты многих крупных компаний за 1 квартал, что окажет неизбежное давление на дальнейшую цену их акций.
«СП»: — Понятно, что рубль сейчас давит в первую очередь подешевевшая нефть. А какие еще угрозы могут быть для нашей валюты?
— Думаю, не стоит забывать про внешние санкционные угрозы. Вслед за срывом достройки газопровода «Северный поток-2» и объявлением ограничительных мер против компании «Роснефти» TNK Trading International, подконтрольной «Роснефти», было бы вполне логично ожидать и новых шагов Запада в этом направлении.
Рецессия грозит России, как и другим развивающимся странам
— Ситуация с коронавирусом привела к замедлению мировой экономики, из-за чего снизился спрос на сырьевых рынках. Конечно, в первую очередь снизился спрос на нефть, что еще сильнее понизило цены, — рассказывает генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment Алексей Буянов. — Сделка ОПЕК+ могла бы стабилизировать ситуацию, но в итоге произошел разрыв договоренностей, что еще серьезнее ударило по рынку.
Если говорить о перспективах, то низкая цена на нефть — это надолго. Причем этот прогноз означает и низкий курс рубля. С проблемами, конечно, столкнется не только Россия — мировая экономика замедляется из-за пандемии, многие страны, в том числе и развитые, понесут серьезные убытки. Для развивающихся стран (к числу которых относится и Россия) последствия будут сильнее, так как их экономикам это грозит рецессией.
Новости России: Мишустин заверил, что у России хватит денег, чтобы перетерпеть новый кризис