В понедельник, 16 марта, министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев поручил региональным органам управления агропромышленного комплекса (АПК) обеспечить запас продовольствия на два месяца. Регионам вменяется в обязанность обеспечить запасы «не менее чем на двухмесячный период» и проработать возможность наращивания сельскохозяйственного производства в минимальные сроки.
Кроме того, в Минсельхозе создан оперативный штаб по контролю и мониторингу ситуации на рынках продовольствия. В соответствии с поручением министра, аналогичные органы должны быть созданы в регионах в течение двух дней. Об этом сообщается на официальном интернет-ресурсе ведомства.
Данное заявление было сделано на следующий день после того, как крупные торговые сети, в том числе онлайн-магазины, зафиксировали повышенный интерес россиян к крупам, макаронным изделиям, консервам и средствам гигиены, а в соцсетях стали появляться фотографии пустых магазинных прилавков.
Интересно, что еще в начале февраля в Минсельхозе заявляли, что не ожидают дефицита продуктов в России из-за китайского коронавируса. Как сказал тогда журналистам замминистра сельского хозяйства Максим Увайдов, в России приличный запас продуктов, и «наши аграрии справятся с чесноком точно», добавив, что Минсельхоз не планирует вводить ограничение на поставки продуктов из Китая.
На этом фоне к российским властям возникает ряд вопросов. Например, почему, имея перед глазами опыт Китая и стран Евросоюза в борьбе с распространением инфекции, подобное распоряжение о создании стратегических запасов не было отдано ранее? Почему они должны быть именно двухмесячными? Не спровоцирует ли эта публично озвученная инициатива новый виток паники среди населения?
Обсуждая эту инициативу Дмитрия Патрушева и оценивая ее вероятные последствия, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук Леонид Холод усомнился в том, что в этой отрасли вообще возможно принять какие-то срочные меры.
— Сельское хозяйство, во-первых, имеет ярко выраженную сезонную зависимость, а, во-вторых, достаточно статично само по себе. И что должны представлять собой меры, которые позволят, скажем, за неделю нарастить в этой сфере объемы производства, я, честно говоря, затрудняюсь сказать.
«СП»: — А своевременно ли вообще прозвучало это распоряжение Дмитрия Патрушева?
— Конечно, его надо было сделать раньше. Но и то хорошо, что оно прозвучало сейчас, а не позже. Однако здесь гораздо важнее другой момент — в подобных ситуациях сверхнормативного спроса возникает неудержимая тенденция к повышению цен. И наименее эффективный способ борьбы с ней — как раз приказной. Тогда товары начинают пропадать из оборота и продаваться, как говорится, из-под полы. Гораздо более действенно в этом случае обеспечение предложения. То есть формирование разного рода комиссий, которые следят за фондовым обеспечением торговли.
А приказы, особенно из разряда «цены, стоять!», обычно плохо заканчиваются. На выходе мы очень легко можем получить монополизированный кем-то продовольственный рынок. Особенно если создание стратегических запасов сознательно будет поручено не всем, а двум-трем конкретным игрокам продовольственного рынка.
— По-хорошему, подобное поручение о создании двухмесячного продуктового запаса должно было исходить не от Минсельхоза, а от Минпромторга, — развил тему председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — И относиться не к сельскому хозяйству, а в первую очередь к розничной торговле. Это как раз Минпромторг должен бы сейчас собирать всех крупных сетевиков, начиная от X5 Retail Group и заканчивая «Ашаном», и говорить им: ребята, давайте-ка обсудим меры, как вы НЕ допустите дефицита в стране.
«СП»: — А что сетевики могут на это ответить и что-то предложить?
— Они могут ответить так: у нас, вообще-то, по закону о торговле есть сроки реализации продукции, в течение которых мы должны рассчитаться за нее с поставщиками. Если, например, говорить о молочной продукции, то это порядка 7−10 дней. Так что в категории скоропортящихся продуктов никаких длительных запасов быть просто не может. Мы, конечно, могут сказать сетевики, в состоянии сделать какой-то запас, но за чей счет будет этот, пардон, банкет? Давайте тогда, уважаемый Минпромторг, выделяйте нам средства для расчетов с поставщиками.
То есть создать в ритейле запасы технически можно, но для этого нужно своевременно решить вопросы их оплаты. А для этого правительство, в свою очередь, должно выделить дополнительные требуемые средства в нужном объеме из своих резервных фондов.
При этом я еще раз хочу подчеркнуть, что создание каких-то запасов — это не вопрос Минсельхоза. Хотя бы потому, что ведомство не может сейчас взять и засеять еще заснеженные и слякотные поля, чтобы быстро вырастить запас гречки или чего бы то ни было еще. Максимум, что может сделать Минсельхоз в этой ситуации, так это временно отключить подведомственную систему «Меркурий», которая используется для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных Госветнадзору грузов.
Видимо, как практически всегда у нас бывает во власти, кто-то либо занялся словесной интервенцией, больше предназначенной для публики, чем для реального дела, либо просто кто-то что-то элементарно попутал.
«СП»: — Интересно, по какой причине попутал?
— Потому что люди в правительстве просто принимают решения в лихорадочном темпе, и никто не успевает эти решения продумывать. Поэтому не стоит удивляться тому, что сегодня озвучиваются одни решения, а уже завтра — совсем другие.
Безусловно, правительство просто в растерянности. Хотя бы потому, что оно впервые сталкивается с подобной ситуацией и не имеет на этот счет никаких утвержденных рекомендаций и программ действия. Мало того, кабмину параллельно приходится решать какие-то иные стратегические задачи вроде повышения благосостояния наших граждан и поиска средств на эти цели, которые никто не отменял.
Все это валится в одну кучу, а, между тем, правительство еще не до конца определились со своими полномочиями после январского назначения нового кабинета министров. Никто еще там толком не знает, что он доложен делать и за что отвечать. Из-за этой каши, когда кучу дел надо разгребать одновременно, причем еще и в авральном режиме, и принимаются всякие хаотичные решения.
«СП»: — Учитывая такой хаос в правительстве, можно надеяться, что распоряжение о создании продовольственных запасов все же будет выполнено хоть кем-то?
— Если только региональными властями. Они лучше на все реагируют и быстрее соображают. Проведут совещание губернаторов с региональными правительствами и разберутся, кому что поручить. Какие-то локальные распоряжения, имеющие вполне серьезную силу, будут в итоге приняты.
Но, опять же, региональные власти не на все имеют возможность влиять. Их возможности влияния на торговлю были практически исключены в ходе последних реформ, в связи с чем ритейлеры их особо-то и не опасаются. Например, что касается защиты прав потребителей, то на федеральном уровне регионалам было сказано примерно следующее — некачественная продукция вообще не ваше дело, у нас для этого есть Роспотребнадзор. Который, кстати, по большей части сидит и ничего не делает.
«СП»: — А что следовало бы сделать в первую очередь правительству, чтобы предотвратить панику на внутренних продовольственных рынках?
— В нашей стране до сих пор отсутствуют ограничения по торговым наценкам, сколько бы мы ни поднимали этот вопрос. Еще пару лет назад я принимал участие в подобном обсуждении и предлагал ввести ограничение торговых наценок для ритейла, что однозначно пошло бы на пользу не только потребителям, но и нашей промышленности. Однако замглавы Минпромторга Виктор Евтухов мне тогда ответил, что это приведет только к росту цен. Такой вот уровень мышления у людей «наверху».
А, между тем, у правительства есть возможность устанавливать предельные наценки на товары первой необходимости. Правда, если начать заниматься этим прямо сейчас, то это как раз повысит риск паники среди населения, которое с удвоенной силой кинется «обносить» вообще все магазины. Хотя и без этого дефицит продуктов на рынке, конечно, вполне возможен.
«СП»: — По какой причине?
— Все разумные люди, конечно, понимают, что в складывающейся ситуации создание каких-то «стратегических» домашних запасов из гречки и прочих круп с макаронами вполне оправдано. Это выступит хоть какой-то гарантией, что люди не помрут с голоду, если вдруг всех посадят в жесткий домашний карантин. А от него сейчас абсолютно не застрахован никто.
«СП»: — И что мы можем получить на выходе с такими раскладами? Практика предыдущих кризисов показывает, что россиянам как минимум следует готовиться к внеочередному повышению уровня цен на самые востребованные продукты питания…
— Цены на все продукты питания сейчас в любом случае полезут вверх по целому ряду факторов. Например, потому, что российский сельхозпром серьезно зависит от курса рубля, который упал, так как те же комплектующие для комбайнов все равно приходится закупать за валюту. Кроме того, у производителей из-за мирового ажиотажа вокруг коронавируса возникает дополнительный стимул экспортировать свою продукцию.
Любые же меры административного регулирования, применяемые в России последние 20−30 лет, работают, по сути, только на одно — на монополизацию рынка. А уж сейчас, когда мы начали «героически преодолевать», определенные интересанты имеют хорошие шансы перераспределить и монополизировать рынок под себя. И это гораздо более серьезная опасность, чем какой-то локальный дефицит продуктов.
Новости о коронавирусе: Власти опровергли новости о планах закрыть Москву на въезд
Проблемы экономики: Апокалипсис-2020: Власть подвела экономику к катастрофе, а спасти не сможет