Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), управляющий крупнейшим экспортным нефтепроводом на Каспии, остался без совета директоров из-за спора акционеров, — сообщает информационное агентство Reuters.
В начале марта акционеры КТК не смогли избрать новый состав, поскольку представители «Транснефти», управляющей долей РФ в консорциуме, воздержались от голосования, — пишет Reuters со ссылкой на три своих источника. При этом корреспонденты агентства признают, что в пресс-службах КТК, а также акционеров компании — Лукойла, Транснефти, Казмунайгаза, Роснефти, Chevron и Росимуществе, владеющем долей РФ в КТК, не ответили на запрос Рейтер. Eni и Shell отказались от комментариев. ExxonMobil в РФ и Казахстане не был доступен для комментария.
Магистральный трубопровод КТК, транспортирующий около 70 миллионов тонн нефти в год и протяженностью полторы тысячи км, соединяет месторождение Тенгиз на западе Казахстана и ряд других месторождений с морским терминалом Южная Озереевка под Новороссийском. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Со ссылкой на источники, корреспонденты Рейтер утверждают, что разногласия возникли перед избранием нового совета директоров из-за желания «Транснефти» сменить компанию «Lamnalco», работающую на терминале КТК на свою дочернюю структуру «Транснефть-Сервис».
В самой «Транснефти» нам подтвердили, что на последнем собрании акционеров 4 марта в КТК-Р действительно не был сформирован новый совет директоров, а старый — утратил полномочия. По словам представителя компании это «временное явление, и оно не сказывается на операционной деятельности компании — менеджмент КТК успешно справляется со всеми текущими вопросами. В настоящее время акционеры Консорциума договариваются о новых сроках проведения собрания по выбору Совета директоров».
Нам удалось узнать, что подоплека случившегося 4 марта кроется в том, что американские консультанты КТК — сотрудники американских нефтяных компаний, прикомандированные к КТК со стороны акционеров из США — решили произвольно насадить санкционные меры внутри компании. Причем без всяких на то объективных оснований.
Вот что сказал представитель компании «Транснефть»:
«В прошлом году по результатам тендера на обслуживание морского терминала КТК контракт был присужден именно этой компании, что подтверждено решением Совета директоров КТК от мая 2019 года. (об этом умалчивает Рейтер, фактически распространивший дезинформацию-прим. ред.) К сожалению, контракт до сих пор не заключен, поскольку иностранные прикомандированные специалисты КТК, игнорируя то обстоятельство, что они работают в России, тем не менее требуют, чтобы российская компания, выполняющая услуги для российской компании КТК, в свою очередь отказалась бы от услуг российских предприятий, попавших под санкции США. Транснефть» категорически не согласна с данной позицией и будет защищать интересы отечественных производителей".
Мы выяснили, что на выигравшую тендер компанию «Транснефть-Сервис» (ТНС) санкции США не распространяются. Американские консультанты же саботируют заключение контракта с компанией «ТНС», т.к. эта победившая в тендере на обслуживание морского терминала КТК сервисная компания имеет планы заключить договор еще и с находящимся под санкциями Керченским морским торговым портом!
Почему так себя ведут прикомандированные специалисты? Есть конспирологическая версия, что эти иностранные консультанты на самом деле откомандированы ЦРУ и занимаются мониторингом акватории новороссийского порта с помощью судов и водолазов из «Lamnalco». Тогда отказ от услуг «Lamnalco» сделает пребывание возможных шпионов в России малоэффективным. И хотя в США граждане России подвергаются аресту за более умеренные предположения, думаем все обстоит на самом деле более прозаично.
Эти экспаты (их около двух десятков человек) вопреки своему статусу консультантов, обладают в КТК распорядительными функциями в сфере финансовой, производственной и хозяйственной деятельности (включая право подписи), но при этом не только не несут никакой ответственности. А являясь служащими американских корпораций они напрямую выполняют указания американского правительства. И соответственно в своей работе руководствуются санкциями администрации США.
В Транснефти обращают внимание на юридическую сторону сложившейся ситуации. «После принятия поправок в Трудовой Кодекс РФ в 2016 году все иностранные сотрудники компании КТК-Р должны были стать штатными, а не прикомандированными консультантами, как это повелось в консорциуме с 90-х годов прошлого века. Данная ситуация является результатом нежелания наших партнеров считаться с действующим трудовым законодательством России. И она не может оставаться далее таковой», — отмечает представитель компании.
Ситуация абсурдна еще и потому, что иностранные «консультанты» не желая оформляться на работу в КТК-Р не несут никакой персональной ответственности за выполнение решений и Совета директоров КТК-Р.