Некоторые аналитики призывали спокойно воспринимать новость об обвале цен на нефть, которая потрясла мир 9 марта. Поначалу действительно казалось, что ситуация стабилизируется. В ходе торгов 10 и 11 марта котировки «черного золота» заметно подросли, «бочка» эталонной марки Brent подбиралась к отметке в 40 долларов. Правда, неопределенности добавлял тот факт, что Саудовская Аравия не информировала мировую общественность обо всех своих планах.
Пока западная пресса писала о начале новой нефтяной войны, близкий к переговорному процессу источник ТАСС опровергал эту информацию: «Мы в Саудовской Аравии не намерены вести никаких войн с Россией. Напротив, Россия по-прежнему очень важный партнер для Эр-Рияда и важнейший игрок на энергетическом рынке».
Но передышка оказалась недолгой. Последние события показывают, что саудиты действительно объявили России нефтяной «джихад». Под давление возрастающего предложения со стороны Эр-Рияда нефть марки Brent преодолела психологический рубеж в $25 за баррель. Последний раз такие цены фиксировались в 2003 году.
Впрочем, энергетическая политика Саудовской Аравии — это только одна проблема. Старший аналитик рынка брокерской компании OANDA Эдвард Мойя предложил, пожалуй, наиболее точное и универсальное объяснение происходящего: «Цены на нефть, похоже, борются с трехглавым монстром — глобальной рецессией, потоком избыточного предложения и падением спроса». Впрочем, «борьба» — это не совсем подходящее слово. Пока что экспортеры «черного золота» не борются, а терпят побои. По мнению Эдварда Мойи, все указывает на то, что в ближайшее время цены на нефть могут иметь только одна направление движения.
Того же мнения придерживается старший аналитик рынка Price Futures Group Фил Флинн, которого цитирует специализирующееся на сырьевых рынках информационное агентство S&P Global Platts. В составе «трехглавого монстра» он выделяет главную голову: перспективы роста спроса притупляет эпидемия коронавируса, который стремительно распространяется по миру. «Очевидно, рынок продолжает искать какие-то заверения в том, что это скоро закончится, и комментарии, которые продолжают появляться, похоже, предполагают, что ситуация станет только хуже, прежде чем улучшится», — констатирует Флинн.
Из-за отсутствия спроса трейдеры уже сегодня вынуждены превращать танкеры в плавучие хранилища, где их содержимое будет ждать лучших времен. Reuters со ссылкой на свои источники утверждает, что для этих целей компания Glencore на полгода арендовала крупнейший в мире танкер «Европа» вместимостью 3 миллиона баррелей. Очевидно, её пример может оказаться «заразным».
По подсчетам Bank of America Global Research, страны ОПЕК+ в течение следующих двух месяцев могут выплеснуть на рынок дополнительно около 4 миллионов баррелей нефти, а мировое потребление в первой половине 2020 года сократится на 0,5 миллиона баррелей. Еще один крупный банк Goldman Sachs ожидает проседание спроса на уровне 1,1 миллиона баррелей, что приведет к падению цен на нефть марки Brent до 20 долларов.
«Мы держим курс на самый перенасыщенный рынок в истории нефти», — констатирует старший аналитик DNB Bank ASA Хельге Андре Мартинсен.
Свою лепту в понижение нефтяных котировок, как ни странно, внесли американцы. 18 марта в Министерстве энергетики США сообщили, что за прошлую неделю коммерческие запасы нефти в стране увеличились почти на 2 миллиона баррелей. Хотя это еще по-божески — опрошенные агентством Bloomberg аналитики ожидали более серьезного роста.
Добыча нефти в Штатах, несмотря на незавидное положение тамошних сланцевиков, за тот же период увеличилась на 100 тысяч баррелей — до 13,1 миллиона баррелей в сутки. Судя по всему, останавливаться янки пока не планируют. По данным управление энергетической информации Минэнерго, в апреле добыча сланцевой нефти увеличится еще на 0,2%, до 9,075 миллиона баррелей в сутки.
В игру на понижение активно включается Нигерия — одна из стран, которые, по данным Международного энергетического агентства, больше всех страдают от обвала цен на нефть. Но на волне повторного проседания котировок власти страны объявили о намерении наводнить рынок дополнительными 700 тысячами баррелей в сутки.
Министр нефти Нигерии Тимипре Силва заверил, что это произойдет в ближайшие недели, и выразил надежду на скорейшее урегулирование разногласий между Россией и Саудовской Аравией. Вероятно, такова стратегия: чем быстрее цены на «черное золото» пробьют дно, тем быстрее Москва и Эр-Рияд снова сядут за стол переговоров. Но если ключевые игроки на рынке нефти решили играть в долгую, то нигерийские нефтяники рискуют разориться еще до заключения новой сделки ОПЕК+.
Российско-арабская ценовая война постепенно приобретает «окопный» характер — обе стороны демонстрируют готовность идти до конца. В Кремле уверены, что финансового «жирка» стране хватит для поддержания стабильности даже при неприлично низких ценах на энергоносители. То же самое говорят и саудовцы: гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер утверждает, что его компания чувствует себя вполне комфортно, даже когда котировки опускаются ниже 30 долларов за баррель. Хотя бюджет страны от этого явно не в восторге.
В Минфине уже официально заявили о снижении расходов текущего года. Пока что пострадали наименее значимые статьи расходов, которые лишились финансирования в размере 13,3 миллиарда долларов, но саудовский министр финансов Мухаммед аль-Джадаан предупреждает, что этим дело может не ограничиться. Как бы ни хорохорились Москва и Эр-Рияд, но на войне потери всегда несут обе стороны.
Опыт предыдущих конфликтов на рынке нефти показывает, что они не заканчиваются быстро. «Это уже четвертая ценовая война за последние 35 лет, в которой участвует Эр-Рияд. Все они длились не меньше года, и цены в итоге падали не меньше чем на 50%», — отмечает Bloomberg. Предыстория заключения сделки ОПЕК+ служит ярким тому примером.
Москва присоединилась к «картельному сговору» лишь через 22 месяца после того, как Эр-Рияд «опрокинул» цену на нефть. Впрочем, тот же Bloomberg делает оговорку о том, что сегодня возможны другие сценарии. Еще никогда на рынке «черного золота» шок спроса так не совпадал с шоком предложения. Ценовая война из-за этого оказалась предельно жестокой, и даже страны с высоким «болевым порогом» не смогут долго в ней продержаться. Поэтому то, что сегодня кажется началом затяжного противостояния, может оказаться подготовкой к новому раунду переговоров. Стороны подойдут к нему с осознанием того, что новые договоренности нужно заключить в любом случае. А на каких условиях они будут заключены, зависит от того, чья переговорная позиция окажется сильнее.
Очевидно, дальнейшее развитие ситуации предопределит коронавирус, который подпитывает и усиливает нефтяной кризис. Если в скором времени болезнь начнет отступать, баланс спроса и предложения будет выравниваться естественным образом, понижая градус противостояния между Москвой и Эр-Риядом. Но справедливо и обратное: усугубление дисбаланса ожесточит ценовую войну и поспособствует её скорейшему завершению.
Нефть и газ: Салман — Путину: «Я больно накажу»
Новости экономики: Песков рассказал, что в Кремле думают о нынешней цене на нефть