Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
16 апреля 2020 16:51

Бизнес-джет Путина спикировал на медицинские маски

На разработку пассажирского сверхзвукового самолета срочно потребовались 717 млн. рублей

10412
Материал комментируют:

Минпромторг в разгар пандемии COVID-19 неожиданно вспомнил о сверхзвуковом бизнес-джете. На разработку концепции его создания министерство намерено потратить 717,9 млн. рублей, следует из материалов на сайте госзакупок.

«Имеющийся научно-технический задел недостаточен, что не позволяет начать опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию СГС (сверхзвукового гражданского самолета, — „СП“) нового поколения. Разработки технологий, которые необходимы для создания СГС, ведутся не системно, технологии развиваются неравномерно», — отмечается в документе.

Как следует из текста, к проектированию бизнес-джета отсутствует единый подход. И ведомство опасается, что дело закончится пшиком — на выходе будет получен «несбалансированный набор отдельных нескоординированных между собой технологий с разными уровнями готовности». Научно-исследовательская работа за 717,9 млн. рублей призвана устранить этот пробел к декабрю 2021 года.

Горизонт планирования впечатляет. По оценке Минпромторга, уровень развития технологий, необходимых для постройки сверхзвукового джета, будет достигнут только в 2030 году. После чего, торжественно заключает ведомство, можно будет приступать — вы думаете, к производству? Нет, не гоните лошадей — лишь к «непосредственной разработке» самолета!

Читайте также
Хватит ли у России денег, чтобы защититься от превентивного ядерного удара ЗРС С-500 выходит на стартовую предсерийную позицию

Подчеркнем — речь идет именно о небольшом бизнес-джете. То есть, сугубо нишевом самолете, игрушке для олигархов.

В документе отмечается, что на первом этапе рассматривается возможность создания небольших сверхзвуковых самолетов со скоростью 1,6−1,8 Мах. А впоследствии — когда, интересно, году эдак в 2050-м? — «при накоплении необходимого технологического и эксплуатационного опыта» можно будет перейти к созданию магистральных самолетов с 30−50 пассажирами и более высокой скоростью — до 2 Мах.

Вишенка на торте — это последний пункт. Из него следует, что Минпромторг только собирается провести анализ рыночных перспектив сверхзвукового джета в России и за рубежом. А также вскользь отмечает, что «разработка СГС, включая разработку и внедрение новых технологий, потребует значительных ресурсов».

Добавим от себя: уже потребовала. В сентябре 2019-го министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что в 2017—2019 годах на исследовательские работы в области аэродинамических, летно-технических и экологических характеристик сверхзвукового самолета Минпромторг направил 1,4 млрд. рублей. По его словам, в 2020—2022 годах должны быть разработаны техническое задание на демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета, сам демонстратор и проведены его натурные исследования.

Но теперь, как выясняется, процесс немного зашел в тупик, и 717,9 млн. рублей помогут исправить ситуацию.

Поражает здесь одно. Понятно, что Мантурову никуда от сверхзвукового бизнес-джета не спрятаться, не скрыться. В январе 2018-го идеей создать сверхзвуковой пассажирский самолет загорелся Владимир Путин, осматривая в Казани модернизированного «стратега» Ту-160 «Петр Дейнекин». «Уверен, что будет востребовано», — сказал тогда Путин, отрезая Мантурову пути к отступлению.

Но зачем именно сейчас вваливать 717 млн. в дело, которое принесет отдачу лет через 30? В ситуации, когда в стране от коронавируса заражаются уже более 3 тысяч человек в сутки, когда не хватает медицинских масок, аппаратов ИВЛ и просто коек в инфекционных отделениях?

Что стоит за решением Минпромторга, имеет ли оно право на жизнь, учитывая, что гражданская авиация на грани краха из-за отмены полетов, и отрасль готова охватить тотальная безработица?

— Это крайне неэтично — требовать в ситуации, когда люди умирают, сотни миллионов рублей на устранение нестыковок в исследованиях по бизнес-джету, — считает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — В конце концов, сам же Минпромторг обязан был следить, чтобы нестыковки не возникли — Мантуров и его команда выглядят в этой ситуации не лучшим образом.

Напомню, изначально Путин предложил создать гражданский самолет на базе бомбардировщика Ту-160. Это был плохо продуманный шаг — полагаю, он был подсказан «эффективными» советниками главы государства, имеющими гуманитарное образование.

Специалисту ясно, что сделать из Ту-160 пассажирский лайнер невозможно по ряду причин. В том числе потому, что «стратег» конструировался 50 лет назад, когда были и технологии другие, и параметры авионики. Но главное, Ту-160 сделан по военным нормам летной годности, которые абсолютно не соответствуют нормам гражданских лайнеров. Последние диктуются международными организациями, и попробуй не учесть эти нормы в проекте — ни одна страна не даст лицензии на эксплуатацию такого самолета.

Когда ошибка стала очевидной, Мантуров объявил, что в России будет разрабатываться с нуля сверхзвуковой бизнес-джет, который сможет развивать скорость до 3000 км/ч. То есть, совершенно новый самолет, по совершенно новым технологиям.

«СП»: — Это была правильная идея?

— В принципе идея верная. Но загвоздка в том, что за последние 30 лет наш авиапром научился мастерски высасывать бюджетные деньги из казны на свои проекты.

Яркий тому пример — история Sukhoi Superjet 100, консультантом по которому выступил Boeing. Выбор Superjet вызвал протесты в КБ «Туполева» — там был практически готов аналогичный ТУ-334. Расходы на «Суперджет» изначально оценивались в $600 млн., а в итоге составили, по разным оценкам, от $2 млрд. до $7 млрд.

Кстати, сейчас нужны еще дополнительные деньги на «Суперджет» — на организацию системы послепродажного обслуживания самолета. Все это — деньги из бюджета, наши с вами деньги.

Сверхзвуковой бизнес-джет с нуля — история из той же оперы. Чтобы выпускать такой самолет, необходимо, прежде всего, здраво оценить: готова ли к этому научно-техническая база? Именно на это, я считаю, были даны 1,4 млрд. рублей, и задача лично Мантурова состояла в том, чтобы состыковывать исследовательские работы. Это ведь не задача президента или главы правительства, верно?

И сейчас, запрашивая 717 млн. рублей, Мантуров фактически заявляет: мы не готовы к производству сверхзвукового пассажирского самолета.

Кроме того, с самого начала следовало изучить спрос на подобные бизнес-джеты. Экономика построена таким образом, что производить самолет имеет смысл только в одном случае — если он будет выпускаться серийно десятками, а лучше сотнями единиц в год.

Теперь представим: если сверхзвуковой бизнес-джет все-таки сделают (я уверен, не сделают — с их-то привычкой оголять бюджет страны) — сколько в России найдется на него покупателей? Ну, может, наберется с десяток таких людей — руководителей крупнейших компаний. Так вот, из-за десяти самолетов расходовать миллиарды — это просто-напросто развитие того жульничества, который процветает, начиная с Sukhoi Superjet 100.

«СП»: — Что же, денег самолетостроителям вообще давать не надо?

— Сверхзвуковой пассажирский самолет в теории — отличное дело. Это продвижение технологий, техники, авионики. Но вместе с тем, это очень дорогостоящее изделие, и оно требует инновационных подходов — начиная от проектирования, и заканчивая эксплуатацией и поддержанием летной годности. И прежде чем давать на такое изделие астрономические деньги, надо проверить: а куда самолетостроители дели миллиарды, ранее им перечисленные? Проверить до рубля!

И тогда, я думаю, откроется картина, от которой останется только один шаг до обращения в прокуратуру.

Добавлю еще одно: красивая идея с маленьким сверхзвуковым бизнес-джетом проявилась по единственной причине. Большая гражданская авиация сейчас твердо стоит на том, что сегодня сверхзвуковой пассажирский самолет — не нужен.

Читайте также
COVID-19 все же прорвал оборону парадных полков на Красной площади Торжественные марши российских войск по всей стране с 9 мая приходится откладывать до лучших времен

Сверхзвуковой «Конкорд» прекратил полеты по той же причине. На его борту полет из Лондона в Нью-Йорк занимал 2,5 часа. На борту обычного лайнера — 4,5 часов. Практика показала: люди предпочитают потерпеть три лишних часа в воздухе, чем экономить время, но подвергать себя колоссальным расходам и угрозам безопасности.

Именно поэтому мировая гражданская авиация — не только наша — не настаивает на производстве сверхзвуковых самолетов.

— В наших министерствах важную роль играет бюрократический процесс, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Есть «дорожные карты» проектов, где указано, когда и что делать. И никакой коронавирус эти мероприятия, с точки зрения чиновников, не отменял.

Ведь в чем «прелесть» нынешней ситуации? Чтобы планы отменить и пересмотреть, нужно политическое решение — например, объявление режима ЧС. А раз его нет, мы должны выделять запланированные деньги, в том числе на исследования по сверхзвуковому бизнес-джету.

Другое дело, что одни только формулировки, обосновывающие необходимость выделения 717 млн. рублей показывают, что качество управления у господина Мантурова — ниже плинтуса. Мантуров, напомню, обещал еще и обеспечить Россию масками к середине апреля. Срок наступил — а где же маски?!


Бизнес в России: Кто отважится сказать Путину, что сын его друга по разведке загоняет сельское хозяйство в гроб?

Новости экономики: Москва, Кремль, Путину: С «Калибрами» понятно, а маски-то где?

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня