Президент Владимир Путин к концу весны должен вернуть прежний пенсионный возраст. Такое мнение экономиста Михаила Хазина цитируют СМИ. Для стариков это не менее важно, чем защита их от эпидемии коронавируса.
По мнению экономиста, попытка закрепить индексацию пенсий в Конституции без отмены самой пенсионной реформы не сможет изменить отношение граждан к этой «людоедской» спецоперации. Хазин уверен, что несмотря на коронавирус, россияне хорошо помнят, как над ними «надругался» социально-экономический блок правительства при поддержке президента. «Посмотрите, насколько упал рейтинг Путина», — напомнил он.
Новым фактором, по словам экономиста, стал глобальный экономический кризис, ускоренный эпидемией коронавируса. «Спад нефтяных цен, который мы видим, скорее всего, на вечные времена», спрогнозировал Хазин. Последствиями коллапса станет жестокая нищета для 25−40% россиян. «Единственная возможность для семьи, если нет ресурсов для развития, — затянуть пояса, затаиться и любой ценой выживать», — считает экономист.
Мнению Хазина здесь можно доверять, так как еще в октябре 2018 года, когда пенсионная реформа в ее нынешнем виде даже не обсуждалась, он верно расценил действия правительства как подготовку к отмене выплат: «Пенсий в России вообще не будет». А ведь реанимировать страну, находящуюся в таком фатальном положении, возможно лишь в результате солидарных усилий всего общества, чего без отмены пенсионной реформы не достичь, так как россияне сочли ее оскорблением.
Тем более, если верить Путину, в России имеется «здоровая и сильная экономика» и немалые резервы. «Мы их используем — рачительно, точечно, исходя из складывающейся ситуации и прежде всего для помощи людям, тем семьям, которые оказались сейчас в сложном положении», сказал он в своем обращении на Пасху.
Стимулом для властей отменить наконец пенсионную реформу, могут стать массовые протесты, как во Владикавказе. Формальным поводом там стали ограничения введенные властями в связи с карантином, но непроговариваемой подоплекой протеста, очевидно, было резкое ухудшение материального положения. А главное, отсутствие перспективы у относительно бедного большинства россиян. В том числе по причине пенсионной реформы.
— Российские власти на отмену пенсионной реформы никогда не пойдут, — уверен экономист, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — У нас в 2020 году будет падение производства от 3 до 7 процентов ВВП. Бюджет в крупном дефиците. Концепции смягчения карантина у чиновников нет. Вирусологи морочат президенту голову…
«СП»: — Начнем с бюджета…
— Пенсионный фонд держится на страховых взносах с фонда зарплаты. Люди не работают, заработной платы нет. Им платят пособия. Но с пособия страховые взносы не платятся. Значит доходов у ПФР нет. Значит ему надо давать из бюджета.
Но там доходов тоже нет, потому что он пополняется от НДФЛ, с налога на прибыль, НДС. Розница падает, НДС тоже. Люди не работают, естественно, НДФЛ не платят. Компании не работают, прибыли тоже нет.
При таком раскладе власти будут покрывать дефицит из Фонда национального благосостояния. Но сам ФНБ теперь не пополняется, потому что упали цены на нефть. Цена отсечения для ФНБ чуть больше 42 долларов, а Brent на рынке стоит 25 долларов за баррель. Остальная нефть еще дешевле.
Так что экономических предпосылок к отмене пенсионной реформы нет.
«СП»: — Печаль…
— Но сама идея богатая, ее можно обсуждать. Вместе с пенсионной реформой тихой сапой была ратифицирована Конвенция МОТ № 102 от 1952 года. Там сказано, что средний коэффициент замещения пенсии типичного получателя должен быть 40 процентов от зарплаты.
А согласно разъяснению МОТ от 1973 года, это означает, что если у пенсионера есть иждивенцы, средняя пенсия должна быть 52 процента от средней зарплаты. И на эти параметры надо выходить. Только в этом случае не будет социального раскола.
«СП»: — Раскол уже есть…
— Выбор стоит драматический. С одной стороны, ежедневно есть десятки погибших от болезней. С другой экономические неурядицы грозят сотнями тысяч погибших от голода. Поэтому здесь надо устанавливать баланс. Уже в мае надо начинать восстанавливать.
Правильно говорили на совещании у президента: пора запускать детские сады, начальную школу. Дети не болеют, а если болеют, то легко. Нужно открывать книжные магазины, компьютерные магазины, салоны связи. Многие работают на дистанционке, а средств для работы нет.
А посмотрите, как контролируют цены. Сегодня я купил в магазине порцию картошки с грибами за 136 рубля, а еще недавно она стоила 50 рублей. За что?! К тому же падает ассортимент. Значит надо восстанавливать «пищевку». Перевести ее чуть ли не на военные рельсы.
И, наконец, о коронавирусе. Люди с антителами к нему — наш самый важный резерв. Их можно кинуть куда угодно. Они не заразятся. Их можно в госпиталя, в торговлю
То есть эти вопросы шире, чем только отмена пенсионной реформы.
Депутат горсовета Новосибирска от КПРФ Георгий Андреев уверен, что именно сейчас власть может воспользоваться ситуацией — пойти навстречу народу и при этом «сохранить лицо».
— Органы власти сейчас показывают свою неэффективность. Из-за этого происходят ужасные вещи. Например, у нас в Дзержинском районе Новосибирска вчера умер от коронавируса 28-летний парень, выходец из одной из республик. Полиция приехала забирать его семью, но ее отбили толпой, чтобы не изолировали до похорон. В итоге, на похоронах 200 человек обнимаются, заражают друг друга, а полицейские не знают, как поступать. Им, как и чиновникам не хватает решительности. В результате мы можем теперь получить новый очаг заражения.
«СП»: — Чуть раньше вы написали Путину письмо с просьбой перенести голосование 22 апреля по поправкам в Конституцию. Он прислушался к этой позиции и голосование перенес. Не стоит ли президенту также прислушаться к мнению народного большинства по поводу пенсионной реформы? Ситуация в стране резко ухудшилась и скажется в первую очередь на пожилых…
— Об происходящем бардаке говорят сторонники разных политических взглядов, включая даже представителей власти. Все ждут, что будут сделаны шаги навстречу людям. Конечно, пенсионная реформа изначально была безумием. И сейчас ее отмена стала бы жестом, демонстрирующим солидарность государство с народом. Это и мое мнение, и партии. Сейчас для этого самый подходящий момент. Хотя у нас чиновники сейчас очень боятся показать, что ошиблись. Руководителям страны важнее доказать свою правоту, чем сделать что-то адекватное для людей.
Если раньше государство могло испугаться, что отмену пенсионной реформы оценят как слабость, то теперь это будет воспринято как действия в чрезвычайной ситуации. Коронавирус предоставляет власти возможность красиво выйти из сложной ситуации. Нужно этим воспользоваться.
По мнению историка, советника ректора МПГУ Евгения Спицына, способность отменить свои ошибочные решения всегда были сильной стороной любой власти.
— В сложившихся условиях отмена пенсионной реформы будет правильным шагом. И это безусловно консолидирует российское общество, так как будет принято как разными его слоями, так и разными поколениями. Продление трудового стажа людей старшего возраста бьет по интересам молодежи, которая выходит во взрослую жизнь, получает дипломы о среднем специальном или высшем образовании, а работать им порой негде.
Например, есть школа, где работают учителя старшего возраста: 55−60−65 лет. Если бы учитель доработал до 55 лет и ушел на пенсию, он уступил бы свое место следующему поколению учителей. А он не уходит. В результате молодой человек с учительским дипломом не может устроиться работать и оттачивать свое мастерство. В результате он год-другой находится вне своей профессиональной деятельности, утрачивая знания и свой и без того не богатый практический опыт.
Получается, государство зря потратило деньги на подготовку специалистов. Поэтому если бы высшая власти пошла на отмену пенсионной реформы, особенно в нынешней кризисной ситуации, это, конечно, подняло бы ее рейтинг. Не знаю, понимают ли это в Кремле?
«СП»: — Там, кажется, сидят люди считающие, что признание ошибки — слабость. Это вопрос политический…
— Признание ошибки положительно оценивается обществом. Я только что читал ленинскую статью, где он признает, что власть большевиков в одном из эпизодов совершила ошибку, что признание этого факта — вещь очевидная и правильная, что не надо этого бояться. Тогда власть будет только авторитетнее.
Ленин это прекрасно понимал, хотя постов в царской России не занимал. Его государственный опыт насчитывал не более пяти лет: с 1918 по 1922 год. И тем не менее он прекрасно понимал природу власти и то, как власть может получить поддержку у народа. А у нас упрутся как бараны…
Вот и получается то, что получается: падение рейтингов, недоверие
Чем, кстати, и были сильны и Ленин и Сталин. Они были диалектиками, а не кабинетными доктринерами, которые слепо следуют какой-то раз и навсегда заданной теории. Там, где надо было, они меняли курс. Вспомните НЭП, индустриализацию
А у нас вот уже 30 лет поклоняются идолам либерализма. И неважно, что они противоречат подавляющей части населения страны. Уперлись и прут как танк. Такая негибкость, отсутствие государственного ума не раз приводила к крах уже только режима, но государства.
«СП»: — То есть отмена пенсионной реформы может предотвратить худший сценарий? Или не предотвратить, если этого не случится…
— Царская Россия — ярчайший тому пример. Царю сколько раз говорили, требовали правительство народного доверия. Он ни в какую. Вот и получил объединенную думскую оппозицию, которая за полтора года расшатала корабль государства. А платил за это своей кровью русский народ.
Хотелось бы, чтобы власть предержащие извлекали уроки из истории и не наступали на те же грабли.
В Госдуме предлагают льготный режим для пенсионеров по уплате налога на проценты
Любовь Швец рассказала, отменит ли Мишустин пенсионную реформу (видео)
Названа выгода для российского бюджета от пенсионной реформы
Позор пенсионной реформы закрепят в Конституции, а в 2023-м снова повысят пенсионный возраст