Новое соглашение ОПЕК+ в условиях катастрофического падения спроса на энергоресурсы оказалось бессмысленным: нефтяные котировки продолжают снижаться, стабилизация рынка полностью зависит от того, насколько быстро мир будет выходить из глобального карантина. Но это не единственная проблема, которую не помогла решить сделка о сокращении добычи «черного золота». Ударив по рукам, Москва и Эр-Рияд продолжают вести ожесточенную борьбу за рынки сбыта.
Главными «театрами военных действий» остаются Китай и Европа — крупнейшие в мире чистые импортеры нефти. Судя по последним новостям, в марте-апреле стороны обменялись болезненными ударами. Россия существенно нарастила поставки в Поднебесную, где доселе Саудовская Аравия была вне конкуренции. Зато шейхи отыгрались на традиционных для РФ рынках сбыта в Европе. Пока что счет равный — 1:1.
По данным Главного таможенного управления КНР, в марте основным поставщиком сырой нефти в Китай осталась Саудовская Аравия. Тем не менее, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года её экспорт просел на 1,6% (до 1,7 миллиона баррелей в сутки).
«Забегая вперед, можно сказать, что апрельская погрузка грузов из королевства, скорее всего, останется неизменной в месячном исчислении, несмотря на то, что Saudi Aramco снизила цены на свой экспорт сырой нефти в апреле, включая самое большое снижение для Arab Light на 6 долларов за баррель для Азии в начале марта», — прогнозирует специализирующееся на сырьевых рынках информационное агентство S&P Global Plats.
Почему огромная скидка не дала ожидаемого эффекта? Источник издания в государственной нефтяной компании Китая утверждает, что дело не в цене. КНР была бы не прочь закупить больше нефти марок Arab Medium и Arab Heavy, но саудиты предлагали только дополнительные баррели Arab Light и Extra Light. В результате часть китайских покупателей переключили внимание на Urals. В годовом исчислении экспорт нефти из РФ в Поднебесную в марте увеличился на 31,2% и составил 1,66 миллиона баррелей в сутки.
Таким образом, официальная статистика подтвердила данные агентства Reuters, которая со ссылкой на трейдеров сообщало о закупке Китаем рекордной партии российского «черного золота» — 1,6 миллиона тонн. Причем половина этого объема была законтрактована с поставкой в первой половине апреля. S&P Global Plats полагает, что рост российского экспорта в КНР продолжится. Экономика здесь снова на подъеме, мощности по хранению нефти пока не исчерпаны, а цены на углеводороды так сильно «просели», что не воспользоваться этой ситуацией было бы просто глупо.
Еще одна любопытная деталь: по данным Главного таможенного управления КНР, импорт сырой из США в январе-марте был нулевым. И это несмотря на обязательства по закупке американских энергоносителей, которые Пекин взял на себя в рамках первой части торговой сделки с Вашингтоном. По тем или иным причинам США пока просто наблюдают за тем, как китайский рынок делят два других нефтяных гиганта.
Для саудитов укрепление позиций России в КНР — попытка покуситься на их «вотчину». «Энергетическая промышленность Эр-Рияда пострадала гораздо сильнее от драконовских мер Китая, когда большая часть страны была закрыта для бизнеса в течение первых трех месяцев этого года, — отмечает международный консультант по энергетике, обозреватель издания OilPrice.com Вананд Меликсетян. — Хотя китайские покупатели также очень важны для российских энергетических компаний, а Москва имеет корыстные политические интересы в Пекине, большая часть ее нефти направляется на Запад, а не на Восток. Примерно треть импорта нефти Евросоюза приходится на Россию».
Отчасти распад сделки ОПЕК+ был спровоцирован этой расстановкой сил. Саудовская Аравия, глядя на удручающую ситуацию в Китае, требовала от партнеров принять на себя дополнительные обязательства по сокращению добычи нефти. Россия же смотрела в другом направлении — в сторону Европы, где по состоянию на 6 марта потребление нефти еще не упало до рекордно низких уровней. Поэтому Новак предлагал не торопиться и понаблюдать за ситуацией. Понаблюдали, ужаснулись — снизили добычу. Но накал борьбы за рынки сбыта не снижается.
Получив удар на китайском направлении, Эр-Рияд поквитался с Москвой в Европе. На саудовскую нефть здесь тоже были установлены солидные скидки и отсрочки платежей. И многие европейские переработчики решили воспользоваться этим аттракционом невиданной щедрости: импорт сырья из КСА нарастили заводы компаний Shell, Total, OMV, Repsol, Cepsa. Растут отгрузки в Польшу, куда Россия традиционно поставляет нефть по трубопроводу «Дружба».
По данным аналитической компании Vortexa, экспорт саудовской нефти в Нидерланды в апреле может составить около 1,42 миллиона тонн — вдвое больше по сравнению с предыдущим месяцем. А поставки Urals, напротив, «просядут» на 41%, до 935 тысяч тонн. В мае саудовская система скидок, направленная на захват российской доли рынка, продолжит действовать, поэтому аналитики ожидают сохранения нынешних тенденций.
Очевидно, сравнительно высокие цены на отечественный бенчмарк в странах ЕС — это тоже следствие падения экспорта. В Северо-Западной Европе Urals торговалась с небольшой премией по отношению к североморской Brent, хотя обычно происходит наоборот.
О наличии у нашей страны проблем со сбытом нефти на западном направлении говорит еще и тот факт, что «Лукойл» переводит свои НПЗ в Европе на переработку исключительно российского сырья. «Наша компания Litasco активно присутствует на рынке нефти и нефтепродуктов, и сегодня она перевела все наши заводы на переработку только российской нефти, что дало нам возможность стабильно снабжать эти заводы и не иметь проблем с поставками с территории России», — заявил президент «Лукойла» Вагит Алекперов.
Решение более чем логичное. Спрос на нефть в Европе из-за ограничительных мер, вызванных эпидемией коронавируса, и без того падает, а тут еще и саудиты клиентов отбивают. Приходится создавать гарантии сбыта отечественного сырья.
Аналогичное решение могла бы попробовать «продавить» и «Роснефть». В одной только Германии она владеет долями трех нефтеперерабатывающих заводов (MiRO, Bayernoil и PCK). Но это отнюдь не единственное конкурентное преимущество российского сырья. Как отмечает Вананд Меликсетян, в силу исторических причин европейские рынки связаны с нефтяными месторождениями России трубопроводами. Это значительно снижает транспортные издержки и обеспечивает гибкость поставок. Также определенную «подушку безопасности» для российских экспортеров создают долгосрочные контракты с европейскими нефтепереработками.
С Китаем — та же история. У России есть трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), которая строилась для транспортировки нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Как и в Европе, трубопроводный импорт дешевле, гибче и имеет более короткие сроки транспортировки по сравнению с ближневосточной нефтью», — отмечает Меликсетян. Росту экспорта российской нефти в Китай должны также способствовать доверительные отношения между Москвой и Пекином.
По итогам апреля и мая станет понятно, кто добился большего успеха в борьбе за рынки сбыта в Европе и Китае. Но может статься, что в этой войне победителей не будет.
По данным Goldman Sachs, лимиты мировых мощностей по хранению нефти могут быть достигнуты в течение следующих трех-четырех недель. В Южной Корее коммерческие хранилища объемом 38 миллионов баррелей окончательно заполнились 27 апреля. Потенциал хранения быстро истощается в Индии, которая является третьим в мире импортером сырой нефти. Для большого передела рынков время, мягко говоря, не самое подходящее. Так не пора ли России и Саудовской Аравии заключить энергетический «договор о ненападении»?
Нефть и газ: Россия захлебнулась нефтью: Надо заткнуть треть из 200 тысяч скважин
Новости экономики: Нефтяная «сделка века»: России надо громко хлопнуть дверью