На протяжении нескольких последних десятилетий КНР имеет статус «мировой фабрики», она является крупнейшим импортёром энергопродуктов. Остановка производства в Поднебесной в связи с карантином в начале февраля и резкое сокращение транспортного обслуживания просто не могли не повлиять на мировой рынок «чёрного золота».
В феврале-марте 2020 года кризис, спровоцированный стремительным распространением коронавируса, охватил Европу и США. Увеличение числа стран, вводящих карантинные меры, привело к ещё более значительному снижению спроса на нефть в марте и апреле текущего года.
В Соединённых Штатах основное падение спроса на нефть пришлось на период с 6 марта по 17 апреля: чуть более чем за месяц спрос снизился на треть — с 21,8 до 14,1 миллиона баррелей в сутки, опустившись ниже среднего уровня за последние 5 лет. При этом согласно самым негативным прогнозам, следует ожидать снижения глобального спроса на нефть на 20−30 миллионов баррелей в сутки во II квартале текущего года в разгар карантина.
Сложившаяся ситуация вынуждает американских нефтедобытчиков, в особенности сланцевиков, идти на добровольное снижение добычи. Это делается для минимизации убытков, поскольку цена на нефть WTI уже долгое время сохраняется на уровне ниже себестоимости добычи сланцевой нефти.
По данным EIA, с 20 марта по 24 апреля коммерческие запасы нефти в США увеличились на 72 миллиона баррелей. Добыча нефти в стране с 27 марта по 17 апреля сократилась на 800 тысяч баррелей в сутки — до 12,2 миллиона баррелей в сутки, но дальнейшего падения пока не наблюдается. Важно учитывать и то, что нефтехранилища в Соединённых Штатах могут переполниться, если спрос на «чёрное золото» не начнёт восстанавливаться. С начала года количество буровых установок в стране уменьшилось на 35%.
Подтверждением серьёзности назревшего кризиса стал обвал стоимости нефти марки WTI, которая 21 апреля ушла в отрицательную зону. Иными словами, покупатели уже готовы даже доплачивать компаниям за то, чтобы не заполнять нефтехранилища. Паника, возникшая на рынке нефти марки WTI, моментально повлияла на котировки других сортов «чёрного золота».
В частности, 20 апреля стоимость российской Urals также принимала отрицательное значение. В апреле повышенная волатильность наблюдается в основном на рынке майских фьючерсов. Хотя и июньский фьючерс на нефть марки WTI 27 апреля в моменте проседал на 25%.
Условия соглашения о сокращении темпов нефтедобычи
Существенный дисбаланс между спросом и предложением на рынке нефти стал бременем для многих стран-экспортёров. Больше всего пострадали государства, бюджет и ВВП которых зависят от нефтяных доходов. Поскольку в стабилизации ситуации были заинтересованы многие государства, новое заседание комитета ОПЕК+ не заставило себя долго ждать, несмотря на срыв переговоров в начале марта.
9 апреля членам организации стран-нефтеэкспортёров удалось достичь компромисса. Сделка по ограничению добычи нефти сроком с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2022 года предполагает следующие условия: в мае-июне 2020 года совокупное снижение добычи составит 9,7 миллиона баррелей в сутки, в июле-декабре 2020 года — 7,7 миллиона баррелей в сутки, с 1 января 2021 года по 30 апреля 2022 года — 5,8 миллиона баррелей в сутки. Для России и Саудовской Аравии базовым уровнем снижения станет 11 миллионов баррелей в сутки, для остальных стран — уровень октября 2018 года.
Благодаря принятым ограничениям, совокупная добыча стран ОПЕК должна сократиться с 28,6 миллиона баррелей в сутки в марте 2020 года до 20,6 миллиона баррелей в сутки в мае-июне и до 21,8 миллиона баррелей в сутки в июле-декабре. Кроме того, на первые 2 месяца к новой сделке решили присоединиться и другие страны, объясняя это тем, что сложившаяся ситуация требует кардинальных всеобщих мер и масштабного сокращения.
Страны G20 взяли на себя обязательство дополнительно снизить добычу нефти. Таким образом, в мае-июне текущего года ожидаемое совокупное уменьшение темпов добычи «чёрного золота» должно составить 19 миллионов баррелей в сутки. Столь резкого единовременного сужения предложения нефти на договорной основе история ещё не знала.
Темпы нормализации спроса на нефть зависят от сроков восстановления экономик мира.
Самое сильное падение спроса придётся на II квартал. Можно надеяться, что к концу 2020 года в ряде стран (Китай, США) он вновь вернётся к уровням 2019 года, правда, в наиболее пострадавших от пандемии странах это произойдет только в следующем году. Даже при оптимистичном сценарии последствия пандемии коронавируса приведут к снижению мирового спроса на нефть, причём падение может стать самым сильным за последние 55 лет.
Как повлияет нефтяной кризис на отечественную экономику?
Уменьшение доходов от продажи углеводородов грозит бюджету нашей страны дефицитом. По итогам минувшего 2019 года 39,3% доходов федерального бюджета России пришлись на нефтегазовый сектор. В 2020 году наша страна недополучит часть капитала, во-первых, из-за снижения стоимости «чёрного золота», во-вторых, из-за сокращения темпов нефтедобычи. Более того, выполнение условий сделки ОПЕК+, предполагающих снижение темпов добычи, трудновыполнимо для нашей страны с технической точки зрения.
Дело в особенностях отечественной нефтедобычи: из более чем 80% скважин углеводороды добываются круглосуточно без остановки. Если их заглушить, то впоследствии запуск обернётся очень крупными издержками, а в северных районах возобновление добычи может стать невозможным, так как скважины замерзнут.
Правительство РФ обсуждает сокращение с российскими нефтяниками, но единого мнения пока нет. Эксперты опасаются, что не только для России технически сложно выполнить заявленные условия, но и другим участникам соглашения, а это несёт в себе дополнительные риски для рынка нефти.
Новая сделка ОПЕК+ и международная кооперация в вопросе регулирования рынка нефти — полностью оправданная мера, которая позволит сгладить последствия кризиса, спровоцированного пандемией. В среднесрочной перспективе выполнение условий соглашения может способствовать росту цен на нефть до 40−45 долларов за баррель нефти Brent к концу 2020 года. Дальнейший рост цен на нефть будет зависеть от скорости восстановления мировой экономики, промышленности и авиаперевозок после эпидемии коронавируса.
Автор — аналитик инвестиционной компании QBF
Нефть и газ: «Для нефтяной промышленности США игра окончена»
Новости экономики: Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию