Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
15 мая 2020 14:15

Газовая резня: Катар выходит на тропу войны с Россией и США

Цены на голубое топливо в Европе могут опуститься до отрицательных значений

8986

Катар — крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа — терпит огромные убытки из-за падения спроса на энергоносители. Вскоре страна окажется перед тяжелым выбором: сократить объемы производства СПГ или пойти по стопам Саудовской Аравии, которая после развала сделки ОПЕК+ решила повоевать с конкурентами за рынки сбыта своей продукции. Если выбор падет на второй вариант, то цены на «голубое топливо» в Европе могут опуститься до отрицательных значений, пишет Bloomberg. Для «Газпрома», разумеется, это тоже не сулит ничего хорошего.

С 2019 года Катар не состоит в организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), поясняя это желанием сосредоточиться на добыче газа. До начала эпидемии коронавируса он вынашивал прямо-таки наполеоновские планы: если сегодня эмират способен производить 77 миллионов тонн СПГ, то к 2024 году намеревался дойти до 110 миллионов, а к 2027 году — до 126 миллионов.

Читайте также
Правительство поднимает НДС, субсидии отменяются Забитые под завязку нефтехранилища вынуждают идти на крайние меры

По словам министра энергетики Катара Саада бен Шрида Аль-Кааби, необходимая ресурсная база для этого имеется. Источником огромных объемов «голубого топлива» станут новые участки массивного Северного месторождения в районе города Рас-Лаффан. «Исследования и испытания скважин также подтвердили возможность получения больших объемов газа из этого нового сектора», — утверждал Аль-Кааби.

По большому счету, его заявление уже можно было расценивать как объявление ценовой войны. «План Катара по увеличению мощностей СПГ на 64%, вероятно, усилит глобальный избыток топлива, — утверждал Bloomberg в ноябре прошлого года. — Страна стремится отбиться от соперничества со стороны конкурирующих производителей, таких как Австралия и США, которые увеличили производство и разрушили историческое доминирование государства Персидского залива на рынке».

Зимой конкуренция обострилась еще сильнее. Ввод в эксплуатацию новых СПГ-проектов происходил на фоне замедления роста спроса в Китае и аномально теплой погоды в Европе. К тому же, риск остановки украинского транзита заставил европейцев накопить рекордные запасы газа, которые им в итоге не пригодились. Цены на «голубое топливо» попали под пресс, в Европе и США газ торговался на самом низком сезонном уровне с 1999 года.

«Газовый рынок не может переварить избыток предложения и теплую погоду», — предупреждал в январе основатель газового хедж-фонда Statar Capital LLC в Нью-Йорке Рон Озер. Через несколько недель к этому «несварению» добавилась еще одна напасть — эпидемия коронавируса. Вслед за нефтью цены на «голубое топливо» полетели в пропасть. Это, впрочем, не помешало России и Катару включить в борьбу за передел газового рынка Европы. В марте они увеличили объемы поставок СПГ на этом направлении, пошатнув позиции американцев. «Эти два экспортера начинают вторгаться туда, где доминируют США, нынешний лидер рынка», — отмечало специализирующееся на сырьевых рынках информационное агентство S&P Global Platts.

У Катара, по сути, не было другого выбора. Что делать в условиях обвального падения спроса на энергоресурсы в Азии? Переключиться на Европу. Но коронавирус добрался и сюда. К тому же, на европейском рынке Катар уже не является главным законодателем мод в сфере СПГ — пальму первенства перехватили Соединенные Штаты, заметно усилился российской «Новатэк».

Но американский энергоэксперт Саймон Уоткинс утверждает, что в нынешнем кризисе Катар видит возможность вновь утвердить свое доминирующее положение в иерархии СПГ. Это подтверждает недавнее заявление Аль-Кааби, в котором заключается вся суть стратегии эмирата в газовой войне: «Если я бурю скважины и покупаю корабли, я не отступаю». Под покупкой кораблей, вероятно, подразумевается согласованная в конце апреля сделка Qatar Petroleum с дочерней компанией Китайской государственной судостроительной корпорации Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group: Катар зарезервировал большие мощности по строительству танкеров в КНР до 2027 года. Это также подтверждает, что эпидемия коронавируса не заставила Доху корректировать планы по наращиванию добычи газа.

Читайте также

«Если вы посмотрите на то, что произошло в этом году, многие люди отложили проекты СПГ, и это дает нам, возможно, преимущество в долгосрочной перспективе», — предполагает Аль-Кааби. Размышления в стиле Сечина: мы выдержим, а конкуренты обанкротятся. Но хватит ли у Катара запаса прочности?

Очевидно, потребление газа и нефти восстановится до предкризисного уровня в лучшем случае через год (если вообще восстановится). В этих условиях вести ценовую войну означает нести большие убытки. Хотя потери будут в любом случае. Сокращение экспорта означает сокращение доходов государственного бюджета и риск того, что Австралия все-таки перехватит у Катара статус крупнейшего в мире поставщика СПГ. Если снизить цены для захвата новых рынков сбыта, то даже производители с низкими издержками могут уйти в минус.

Bloomberg прогнозирует, что в конечном итоге это может опустить цены на газ ниже нуля, как это произошло в прошлом месяце на нефтяном рынке США, когда потоки «черного золота» перегружали мощности в центре хранения Кушинга, штат Оклахома. «Если они (катарцы — прим. ред.) начнут завозить грузы в Европу, мы получим точно такие же цены, как и в Кушинге, то есть отрицательные», — утверждает Тьерри Брос, специалист по энергетике Дэвисского центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета.

Примечательно, что Россию до эпидемии коронавируса уличали в использовании той же стратегии. В конце прошлого года S&P Global Platts со ссылкой на опрошенных трейдеров утверждало, что наша страна собирается «убить» цены на газ в Европе, чтобы потеснить конкурентов и захватить их рынки сбыта. Не потому ли даже на фоне позитивных сдвигов в переговорах с Украиной «Газпром» продолжал заполнять хранилища в Европе?

Один из экспертов даже предположил, что немалые объемы транзита, которые Россия оставила на украинском направлении, тоже являются частью хитрого плана Кремля. Чем больше топлива «Газпром» будет прокачивать в Европу, тем сильнее упадут цены. «В этом году будет настоящая резня. Цены будут убиты.

Читайте также
Сечин требует у Мишустина льгот У «Газпрома» могут появиться серьезные внутрироссийские конкуренты

Я думаю, что в конечном итоге «Газпром» добьется успеха с 10−20-летним доминированием", — предполагал анонимный трейдер, которого цитировало агентство S&P Global Platts. Но в декабре еще никто не представлял масштабы надвигающейся катастрофы. Убивать «цены» сегодня не имеет смысла — с этой задачей отлично справилась эпидемия коронавируса.

По факту война между странами-экспортерами газа уже идет. Все они терпят убытки, но никто не желает оказаться «слабым звеном», сократить добычу и отдать свою долю рынка конкурентам. К тому же, у производителей газа нет своего картеля, подобного ОПЕК. Элементарно нет площадки, на которой можно было бы договориться о скоординированных действиях для стабилизации ситуации, как это сделали в прошлом месяце экспортеры нефти. Возможно, эпидемия коронавируса будет стимулировать создание такой площадки, но пока что на повестке дня этот вопрос не стоит.

Потенциально самые большие проблемы должны возникнуть у США. «Отрицательные цены на газ были бы особенно вредны для американских операторов, которые только недавно начали добычу и все еще обременены большими расходами. Минусовые цены могут также привести к задержкам в реализации любых проектов по сжижению газа, которые еще не обеспечены финансированием», — отмечает Bloomberg.

Очевидно, в споре с Америкой Катар может рассчитывать на успех (европейские компании уже отказываются принимать американский СПГ, законтрактованный на июнь). А вот потеснить Россию вряд ли удастся. Как ни крути, прокачивать газ по трубам дешевле, чем сжижать его и поставлять танкерами. У «Новатэка» тоже есть серьезное конкурентное преимущество — короткое транспортное плечо, по которому он доставляет свою продукцию в Европу.

Эмиру Катара Тамиму бин Хамаду Аль Тани нужно хорошенько подумать, стоит ли форсировать события. К чему это может привести, наглядно видно на примере соседней Саудовской Аравии.


Нефть и газ: У России есть всего 8 дней, чтобы не захлебнуться нефтью

Новости экономики: Лукашенко вновь возмутила цена российского газа для Белоруссии

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня