Через три недели после вступления в силу сделки ОПЕК+ нефтяники с оптимизмом смотрят в будущее, а для газовиков, похоже, самое худшее еще впереди. Хранилища газа на северо-западе Европы могут быть почти полностью заполнены к концу августа, сообщает специализирующееся на изучении сырьевых рынков информационное агентство S&P Global Platts. Чтобы избежать дальнейшего падения цен, объемы закачки «голубого топлива» должны резко упасть нынешним летом. «Газпрому», чьи ключевые экспортные рынки находятся в странах ЕС, эта новость не сулит ничего хорошего.
Хранилища газа стремительно заполняются по всей Европе. Катализатором этого процесса еще до эпидемии коронавируса послужили опасения прерывания украинского транзита, которые в итоге не оправдались. К тому же, проседание рынков Азиатско-Тихоокеанского региона вынудило поставщиков СПГ ринуться в Европу. Добавим к этому аномально теплую зиму. Серьезный дисбаланс между спросом и предложением был отчетливо виден уже в январе — коронавирус лишь усугубил это явление.
Пока нефть уверенно «отскакивает», цены на газ не менее уверенно тестируют рекордно низкие значения. На крупнейшем в Европе голландском хабе TTF в конце марта за тысячу кубов «голубого топлива» давали 80 долларов, сегодня — всего 46−47. На ближайшем к России хабе в Баумгертене — около 62 долларов за тысячу квадратных кубометров. Но для «Газпрома» это слабое утешение.
Как отмечает директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова, с учетом экспортной пошлины цены на европейских хабах в среднем не покрывают себестоимости поставок «национального достояния». К такому же выводу приходит «Интерфакс»: даже если вынести за скобки себестоимость добычи и экспортную пошлину, одна тысяча кубов обходится «Газпрому» более чем в 60 долларов, а порог рентабельности для поставок в Европу составляет примерно 100 долларов.
Впрочем, это еще не дно. Часть российских контрактов на поставку газа привязана к стоимости нефти с временным лагом примерно в шесть месяцев. Это значит, что обвал цен на «черное золото» в марте-апреле ударит по «Газпрому» нынешней осенью. В самой компании в конце апреля пересчитали бюджет, исходя из среднегодовой цены в 133 доллара за тысячу кубов. Оправданы ли эти расчеты?
По мнению заместителя главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, все лето цены в Европе будут держаться на уровне 2 долларов за миллион британских тепловых единиц (примерно 70 долларов за тысячу кубов) и поднимутся до 3−4 долларов под занавес года, если не будет второй волны коронавируса. Это значит, что по итогам года «Газпром» может сгенерировать убытки. И с этим ничего не поделаешь: компания вынуждена выполнять обязательства по долгосрочным контрактам, даже если это противоречит её экономическим интересам.
Импортеры тем временем пользуются моментом, чтобы запастись дешевым газом для своих будущих нужд или заработать на крутом контанго. Старший газовый аналитик Platts Analytics Жиль Хейбергер прогнозирует, что профицит запасов в Северо-Западной Европе начнет падать в третьем квартале. Но для этого нужно резко сократить объемы закачки «голубого топлива». В противном случае, утверждает Хейбергер, хранилища почти полностью заполняются к концу августа.
Примерно в то же время «Газпром» начнет ощущать все прелести ценообразования с нефтяной привязкой. То есть самым тяжелым месяцем для российского концерна может стать сентябрь. О 133 долларах за тысячу кубов можно будет только мечтать. Как уже svpressa.ru/economy/article/265370/ писала «Свободная пресса», некоторые эксперты и вовсе полагают, что цены на газ в Европе могут опуститься до отрицательных значений. По мнению специалиста по энергетике Дэвисского центра российских и евразийских исследований Гарвардского университета Тьерри Броса, это произойдет в том случае, если Катар отважится повоевать с конкурентами за рынки сбыта.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), к 19 маю Германия заполнила свои хранилища на 81,4%. Примерно та же ситуация в Австрии (81,7%), в Испании (75%) и других странах. Если учитывать средние темпы закачки газа за последние пять лет, то мощности по хранению могут закончиться уже к середине августа. То есть расчеты GIE подтверждают прогнозы Хейбергера.
Если нынешние тенденции сохранятся, первыми с проблемой недостатка свободных хранилищ уже в июле столкнутся немцы и австрийцы. Чуть позже по их стопам пойдут Нидерланды, Франция, Венгрия и Чешская Республика. Консалтинговая компания Poten & Partners ожидает, что мощности по хранению газа могут быть полностью исчерпаны уже к концу июля. «Весьма вероятным» этот сценарий называют в Оксфордском институте энергетических исследований (OIES) — момент истины настанет в июле или августе. Это чревато большими проблемами не только для «Газпрома», но и для европейских потребителей, которые тоже обязаны покупать законтрактованные объемы «голубого топлива». Куда прикажите их девать?
На выручку, как ни странно, может прийти Украина. В этом случае паззл складывается идеально.
Уже не один год «Нафтогаз» рекламирует свои огромные подземные хранилища газа — слишком огромные для современной Украины с её скромными потребностями в энергоресурсах. Эти попытки активизировались прошлым летом, когда Киев предупреждал Европу о надвигающемся «газовом коллапсе» из-за высокий вероятности неподписания нового транзитного договора с «Газпромом» и предлагал трейдерам использовать украинские ПХГ для наращивания запасов. Те же предложения глава «Нафтогаза» Андрей Коболев озвучивал и в январе: «Все знают, что объем наших хранилищ является избыточным для украинских потребителей. Как минимум 10 миллиардов кубометров хранилищ могут удовлетворять потребности европейских потребителей». Теперь потребители наверняка всерьез рассматривают этот вариант. Исследовательская группа Wood Mackenzie месяц назад задалась вопросом: что делать, когда хранилища в Европе заполнены, а поставки продолжаются?
Использование украинских ПХГ — самый вероятный сценарий. «Вместимость украинских хранилищ составляет 32 миллиарда кубометров, это будет значительным дополнительным ресурсом для хранения газа», — отмечает Wood Mackenzie. Того же мнения придерживается газовый аналитик Международного энергетического агентства Гергели Мольнар, которого цитирует S&P Global Platts: «По мере того, как хранилища в ЕС насыщаются, интерес к складским помещениям в Украине может вырасти. Льготные транспортные тарифы и обратные перевозки могут еще больше снизить стоимость использования складских площадок в Украине».
Разумеется, и генеральный директор компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон прогнозирует большой спрос на услуги хранения газа в его стране. «Наша новая дисконтная транзитная услуга short-haul и доступ к хранилищам по низким тарифам на хранение — около 1,00 евро/МВт*ч за цикл хранения — делают наши хранилища очень привлекательными для заказчиков. В итоге, я ожидаю, что в этом году около 5−6 млрд куб. м газа от заказчиков ЕС будет храниться в украинских ПХГ», — заявил Макогон.
Кстати, о «Газпроме» он тоже не забыл. Российскому концерну в ОГТСУ предлагают навскидку 7−10 миллиардов кубов. Перспектива хранения «вражеского газа», от прямых поставок которого Украина отказалась в 2015 году, Макогона почему-то не смущает. Тем более это не должно смущать «Газпром». Вариант может оказаться вполне рабочим.
Нефть и газ: Газовая резня: Катар выходит на тропу войны с Россией и США
Новости экономики: Маленькая победа Кремля: Германия спасла «Северный поток»