Самолеты могут простоять на приколе до весны

Власти заговорили о восстановлении авиасообщения со странами СНГ, но отрасль этим не спасти

42115
Самолеты могут простоять на приколе до весны
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Материал комментируют:

В Росавиации задумались о возобновлении международного авиасообщения. Как стало известно СМИ, глава ведомства Николай Нерадько направил в Роспотребнадзор и аппарат вице-премьера Татьяны Голиковой письмо с просьбой возобновить авиаперелеты в страны СНГ. Что касается других государств, сообщение с ними предлагается открывать в зависимости от эпидемиологической обстановки.

Напомним, что Россия приостановила международное авиасообщение еще в конце марта. Исключение было сделано только для вывозных рейсов для россиян, оказавшихся за границей, и иностранцев, которых нужно было доставить на родину. Правда, 24 июня издание «Ведомости» сообщило, что «Аэрофлот» выполняет вип-рейсы за рубеж для россиян, но на общую картину это влияет мало.

Представители авиакомпаний считают, что возобновление перелетов между странами СНГ кардинально отрасли, которая находится в глубоком кризисе, не поможет. В разгар туристического сезона всем хотелось бы, чтобы открылась Европа, а также традиционно курортные страны вроде Турции. Однако тут проблема не только в позиции российских властей, но и в линии этих стран.

Европейский союз планирует открыть внешние границы с 1 июля. Однако Россия, равно как и Бразилия и США, где сохраняется высокий уровень заражений коронавирусной инфекцией, не попали в список стран, чьи граждане могут посещать ЕС. В ЕС, согласно последним оценкам The New York Times, зафиксировали 16 случаев заражения на 100 тысяч человек. В России было 80 случаев, в США — 107, в Бразилии — 190.

Читайте также
«Королям госзаказа» эпидемия коронавируса не страшна «Королям госзаказа» эпидемия коронавируса не страшна Итоги работы промышленности в мае оказались удручающими. Но не для всех

Что касается Турции, страна вроде бы готова принимать российских туристов с 15 июля. Министр туризма и культуры страны Мехмет Эрсой сообщил, что никаких справок об отсутствии коронавируса прибывающим из-за рубежа не требуется, но по прибытии придется измерить температуру, и если она окажется высокой, гостю сделают тест на коронавирус и, если он окажется положительным, отправят в больницу. Но официального разрешения на посещение россиян Анкара пока не давала, да и у нас об открытии Турции пока не говорят. Поэтому пока восстановление международного авиасообщения вызывает больше вопросов, чем ответов, и конкретных сроков эксперты называть не решаются.

Как пояснил иммунолог, эксперт по общественному здоровью и международному здравоохранению, кандидат медицинских наук Николай Крючков, при возобновлении международного сообщения важно, чтобы в странах был примерно одинаковый уровень эпидемиологической обстановки. Иначе есть риск получить новые очаги заболевания. Кроме того, необходимо договориться обо всех моментах, связанных со страхованием и лечением путешественников.

— Главный момент в том, что если большой разницы в эпидемиологической обстановке между странами нет, то при должной степени санитарно-эпидемиологического контроля на границе вполне можно открывать авиасообщение. Если же разница большая, то страна, где ситуация лучше, вполне справедливо опасается наплыва приезжающих из страны, где обстановка хуже.

«СП»: — Можно ли обеспечить эпидемиологическую безопасность при международных авиаперелетах или риски слишком велики?

— Должно быть несколько барьеров на пути распространения коронавируса. Первый — предполетная проверка. Человек должен протестироваться на наличие COVID-19 в текущем моменте и на антитела IgG и IgM. Если тест положительный, естественно, он никуда не летит. При этом скорость выполнения анализа должна повышаться.

Второй барьер должен быть поставлен в аэропортах. Там нужно создать все условия для социального дистанцирования. Речь идет об очередях на регистрацию, сдачу багажа, прохождение контроля и посадку. Не стоит открывать в прежнем объеме рестораны и кафе, столики должны находиться на значительном расстоянии, люди должны быть обеспечены санитайзерами и масками.

Третий этап защиты находится уже в самолете. Насколько я знаю, сейчас принято решение не рассаживать людей через сиденье, так как это экономически невыгодно — стоимость билетов возрастет, что еще сильнее ударит по рентабельности. В этом случае застраховаться практически невозможно.

Если рядом будет сидеть инфицированный пассажир, с высокой вероятностью он заразит соседей. Если же он будет находиться на достаточном расстоянии, такая вероятность меньше. Специалисты утверждают, что система вентилирования воздуха в самолетах обеспечивают контроль над распространением вирусов.

Наконец, при приезде в другую страну также необходимо пройти санитарный контроль — предъявить справку, измерить температуру.

Важный вопрос во всем этом — взаимное доверие между странами. Никто не хочет получить новую вспышку. Поэтому если страны между собой договорятся, ситуацию можно будет держать под контролем. Если же доверия нет, например, потому что вызывает подозрение статистика, то вряд ли стоит ждать быстрого восстановление авиасообщения.

Конечно, при этом очень важно заранее урегулировать все страховые вопросы, чтобы если человек оказался в чужой стране и заболел коронавирусом, вся медицинская помощь была ему обеспечена. В противном случае у человека будет возникать мотивация скрывать свое истинное состояние, если он будет бояться, что медицинские счета обойдутся ему слишком дорого.

Главный редактор портала Avia.ru Network, авиационный эксперт Роман Гусаров считает, что полноценное восстановление международного авиасообщение произойдет не раньше следующей весны. И продержится ли до этого времени отечественная авиаотрасль — большой вопрос.

— Если говорить о сроках технической возможности возобновления авиасообщения, здесь никаких проблем нет. Это можно сделать хоть сегодня, был бы спрос и разрешения. Но этот вопрос зависит не от авиаотрасли, а от распространения коронавируса и эпидемиологической обстановки в различных странах.

С одной стороны, есть опасения, что возобновление авиасообщения может нести эпидемиологические риски. С другой, все понимают, что глобальную экономику пора перезапускать и с чего-то нужно начинать. Процесс возобновления авиасообщения может начаться между теми странами, где риски могут быть минимизированы.

«СП»: — В какие страны первыми начнут летать самолеты?

— Почти наверняка первыми станут страны СНГ по причине того, что у нас более тесные экономические и культурные связи. Кроме того, со многими странами у нас идентичная система обеспечения санитарной безопасности. Наши специалисты-медики говорят на одном языке, в том числе профессиональном. Легче контролировать ситуацию, когда все являются выходцами из одной системы.

Со странами дальнего зарубежья сложнее. С каждой страной будут вестись переговоры и разрабатываться конкретные механизмы и сроки по восстановлению.

Я считаю, что в любом случае в этом году восстановление авиасообщения будет фрагментарным. Перелеты будут осуществляться в отдельные страны.

«СП»: — Хватит ли запаса прочности нашей авиаотрасли до следующей весны?

— Запаса прочности никакого нет, совершенно. Авиакомпании зимой всегда несут убытки, потому что пассажиры меньше летают, а летом — зарабатывают. Сейчас они и летом ничего не заработают, потому что даже если авиасообщение восстановится на 20−30%, этих денег не хватит, чтобы содержать всю огромную инфраструктуру авиакомпаний, рассчитанную на большие пассажиропотоки.

Очевидно, что авиационная отрасль в кризисе. Лето может быть отсрочиванием неизбежного. Если оно также будет завершено с убытками, осенью настанет момент истины. Впереди будет зима и отсутствие выручки, а есть кредиты и долги перед персоналом, кредиторами и контрагентами. Ситуация будет очень тяжелой.

Читайте также
Вдвое выросло число россиян, чьи родные и знакомые переболели коронавирусом Вдвое выросло число россиян, чьи родные и знакомые переболели коронавирусом COVID-19 проникает в ближайшее окружение

«СП»: — К чему это приведет?

— Все в руках нашего правительства. Один раз они оказали помощь в небольшом объеме, может быть, окажут еще. А, может, окажут, но не всем.

Это, кстати, тоже важный вопрос — всем ли нужно оказывать поддержку. Если пассажиропоток сократится вдвое, есть ли смысл спасать все авиакомпании? Сейчас авиакомпании привлекают низкими ценами, открывают новые внутренние маршруты, объявляют о начале полетов, но параллельно с этим мы видим большое количество отмененных рейсов. Билеты не продаются.

Непонятно, придет ли пассажир. Можно поставить и в два раза больше самолетов, но летая пустым, денег не заработаешь, только получишь еще большие убытки.

Так что будущее будет зависеть от распространения эпидемии, от политики правительства, от возможных ограничений. Например, сейчас многие не решаются лететь на наши курорты, потому что есть риск, что если в пансионате хоть один человек заболеет, остальных на две недели изолируют в карантин. И будете вы сидеть и смотреть на море из окна, в лучшем случае. Это отталкивает людей. Так что факторов очень много, и пока что почти все они не в пользу авиаотрасли.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Комментарии
Фоторепортаж дня
Коронавирус в России
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня