В Палату представителей Конгресса США внесен новый законопроект под названием «Об уточнении закона о защите энергетической безопасности Европы», направленный против газопровода «Северный поток-2». При этом, в отличие от предыдущей версии, он содержит более мягкие санкции против участников строительства.
«Конгрессмены Адам Кинзингер, Денни Хек, Майк Тернер и Рубен Гальего внесли на рассмотрение законопроект, который разъясняет и расширяет санкции за строительство газопровода», — говорится в сообщении, которое разместил у себя в «Твиттере» Адам Кинзингер.
Нынешний документ в сравнении с проектом Теда Круза и Джинн Шейхин, что был представлен в Сенат в начале июня, претерпел ряд принципиальных изменений. В частности, американские законодатели решили вывести из-под удара европейские госструктуры, которые будут заниматься сертификацией трубопровода, его тестированием и инспекцией.
В то же время он предполагает вносить в черный список страховые компании, которые обслуживают задействованные в прокладке трубы суда. Кроме того, ограничительные меры затронут и европейские частные фирмы, обеспечивающие техническую модернизацию этих кораблей.
Согласно предложенному документу, предполагается вводить санкции не только против судов, которые непосредственно «укладывают трубы», но и против тех, кто занимается «подготовкой места укладки, рытьем траншей для труб, землеустроительными работами, засыпкой камней, гибкой и сваркой труб»
Ограничения также могут быть введены против иностранных лиц, компаний и их менеджеров, которые оказывают услуги по «андеррайтингу [оценке страховых рисков], страхованию или перестрахованию судов», участвующих в прокладке труб для Nord Stream 2. А также против поставщиков услуг и объектов для «технологической модернизации или установки сварочного оборудования, модификации или дооборудования судов, соединения судов [в тандемы]».
Предыдущий законопроект, напомним, предполагал еще и санкции против тех, кто оказывает услуги по «тестированию, инспекции и сертификации» газопровода. Эти санкции считались самыми чувствительными, поскольку без финального сертификата о соответствии газопровод не сможет быть сдан в эксплуатацию. Такое свидетельство должна выпустить норвежская компания DNV GL. Немецкие власти также опасались, что законопроект Круза — Шейхин может быть распространен на государственные агентства Германии, например, регулятора BNetzA, который должен одобрить эксплуатацию «Северного потока-2». Кроме того, он предполагал вступление в силу задним числом: если будет принят Конгрессом и подписан президентом, то его положения о санкциях вступят в силу с декабря 2019 года.
В нынешнем законопроекте ретроактивной оговорки нет, так что, если он будет принят, санкции за страхование судов-трубоукладчиков или за дооборудование судов будут грозить только тем компаниям, которые продолжали оказывать эти услуги по состоянию на дату принятия законопроекта.
— Эти «качели» наглядно демонстрируют, что в Соединенных Штатах нет консенсуса по вопросу санкций против «Северного потока-2», — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.
— Да, есть двухпартийная поддержка самой идеи противодействия строительству газопровода, но какие методы для этого использовать? Полагаю, условным «ястребам» в Конгрессе и Сенате противостоят те, кто понимают очевидную вещь: труба все равно будет достроена. Для России и лично Путина слишком много поставлено на карту. Русские в лепешку расшибутся, но до немецкого побережья газопровод дотянут. Повлиять на Германию тоже не получается.
В этой ситуации максимум, чего могут добиться американцы — это отсрочить ввод в эксплуатацию «Северного потока — 2» (хотя после подписания транзитного контракта с Украиной Россия уже никуда не торопится). С другой стороны, велик риск еще сильнее испортить отношения со своим ключевым союзником в Европе и нарваться на ответные меры. Правящая коалиция в Германии вполне может «огрызнуться».
«СП»: — В то же время страховщики попали под санкции. Почему? Какова их цель в итоге?
— Повторюсь, сорвать строительство нереально. Если только американцы совсем не свихнутся и не начнут применять какие-то совершенно дикие меры — но это маловероятный сценарий. Что касается страховых компаний, то они физически не участвуют в процессе прокладки газопровода. Поэтому здесь нет больших рисков.
«СП»: — Но если страховщики попадут под санкции, насколько это критично? Кто страховать будет?
— Удар по ним не повлияет на реализацию проекта. Россия к такому сценарию наверняка готова, у нас есть отечественные страховщики, которых можно подключить в случае необходимости — они будут только рады. Замена найдется.
«СП»: — Какие еще остались неиспользованные ходы у Вашингтона?
— Насколько я понимаю, ни «жесткий» санкционный законопроект, представленный в июне, ни его «мягкая» версия принципиально проблему «Северного потока-2» для США не решают. Можно затягивать строительство, заставлять Россию нести финансовые потери и придумывать неординарные ходы для завершения проекта, но результат от этого не изменится. Раньше надо было суетиться.
Потенциально поле для маневра у американцев большое. Под предлогом борьбы с «Северным потоком-2» можно вводить санкции против самого «Газпрома» и его акционеров, против российского госдолга, банковского сектора
«СП»: — Есть ли некая «красная линия», дальше которой они уже не пойдут?
— Мне кажется, сегодня американцы делают хорошую мину при плохой игре. Понимают, что «Северный поток-2» будет достроен, но убеждают в обратном себя и других. Кто-то на этом просто зарабатывает политические очки (тот же сенатор Тед Круз), кто-то поддерживает борьбу с российским газопроводом, потому что так надо.
Украинским политикам, к примеру, по долгу службы полагается верить в возвращение Крыма, а американцам предписано ненавидеть «Северный поток-2». Идти на жесткую конфронтацию с немецким бизнесом и стоящим за ним правительством ФРГ Вашингтон, видимо, не готов. Сегодня это и есть главная «красная линия».
— Отказ американцев от первоначально анонсированных санкций в отношении своих европейских партнеров свидетельствует о том, что власти США испугались резкого ухудшения отношений с Германией и другими странами ЕС, — считает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман
— В последнее время из уст Меркель и ряда других немецких политиков звучали очень резкие заявления в адрес Вашингтона. Германия впервые за долгое время продемонстрировала готовность симметрично ответить на давление со стороны США, и ее решительная реакция заставила сенаторов «умерить свой пыл».
«СП»: — Зачем вообще было нужно вводить эти санкции? Отказались бы и все…
— Санкции США, препятствующие строительству «Северного потока-2», носят обоюдоострый характер. С одной стороны, их целью выступает сдерживание России. С другой стороны, они направлены на экономическое и политическое ослабление Германии, с которой американцы соперничают за влияние в ЕС. Наконец, США используют санкции как инструмент нерыночной конкуренции, пытаясь навязать европейским партнерам свой, более дорогой, сжиженный газ вместо российского топлива.
«СП»: — Страховщики все же попадут под санкции. Что тогда?
— Для страховых компаний, работающих на глобальных рынках, американские санкции могут оказаться крайне чувствительными или даже фатальными. Целенаправленный удар по страховщикам разрывает технологические цепочки «Северного потока-2», напрямую не застрагивая государственные структуры ФРГ и конкретных европейских чиновников, с которыми американцы не хотят портить отношения. Подобные меры можно назвать «точечными», но эффективными.
Очередной санкционный пакет, скорее всего, отпугнет крупных частных страховщиков от участия в проекте «Северный поток-2». К подобному сценарию нужно готовиться уже сейчас. Возможно, страховые услуги примут на себя российские компании, которые не боятся американских санкций или уже находятся под ними. Другой вариант — создать новые международные страховые агентства специально под строительство «Северного потока-2». К сожалению, при любом раскладе сроки реализации проекта затянутся.
«СП»: — В Германии тем временем снова потребовали ответить на санкции. Ответят ли?
— Германия в последнее время радует своим стремлением к обретению военно-политического суверенитета. Возможно, Меркель наконец-то осознала, что имеет в лице США имеет не партнера и защитника, а конкурента. Неуклюжая и непредсказуемая внешняя политика администрации Трампа заставила европейских политиков вновь задуматься о своих национальных интересах.