Финансирование национальных проектов в ближайшие два года могут сократить на 140 миллиардов рублей. Об этом сообщают «Известия», со ссылкой на данные, содержащиеся в предварительных бюджетных проектировках Минфина РФ. Изменения связаны не только с сокращением, но и с перераспределением денежных средств.
Больше всего снизятся расходы на нацпроект «Демография», который потеряет 150 миллиардов рублей или 10% общего финансирования на 2021−2022 годы. Как пояснили в пресс-службе Минфина, такие планы объясняются «уточнением прогнозируемого количества обращений граждан за маткапиталом».
Сокращение финансирования затронет также нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса, который потеряет 7 млрд. руб. В Минфине это объяснили переносом части субсидий на текущий год в связи с поддержкой бизнеса во время пандемии.
В то же время, финансирование некоторых инфраструктурных проектов будет увеличено. На комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры думают потратить на 13 млрд. руб. больше.
Затраты на строительство коммуникаций между центрами экономического роста могут быть увеличены на 12 млрд. руб., на освоение Северного морского пути — на 8,7 млрд., на программу «Морские порты России» — на 5,5 млрд. руб. Кроме того, на 8 млрд. руб. будут увеличены расходы на реализацию логистического коридора «Европа — Западный Китай», но на 13 млрд. сократится финансирование нацпроекта «Водные пути России».
В пресс-службе Минфина уточнили, что все корректировки носят неокончательный характер, поскольку суммы расходов могут быть дополнительно пересмотрены, когда будут изменены макропоказатели социально-экономического развития России.
Напомним, что 13 нацпроектов были разработаны для выполнения девяти целей национального развития, поставленных в майском указе президента. В них входит обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, а также переход к темпам экономического роста выше мировых. На выполнение этих задач планировалось потратить в общей сложности 25,7 трлн. рублей с 2019 по 2024 год.
Большинство экономистов считает, что теперь национальные проекты будут пересмотрены с учетом изменившейся экономической реальности. Ведь их формировали тогда, когда цены на нефть были в районе 60−70 долларов за баррель, а стране обещали экономический рост в несколько процентов ВВП, а не спад на 5−8%, как сейчас.
В начале июня Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по уточнению нацпроектов из-за ситуации с пандемией коронавируса. Премьер Михаил Мишустин пообещал внести предложения на рассмотрение Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в течение ближайших полутора месяцев.
В то же время, просто урезать расходы в сложившейся ситуации опасно, так как экономике и населению нужны деньги для того, чтобы выбираться из кризиса. Например, руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов, брат первого вице-премьера Андрея Белоусова, считает, что именно ресурсы госбджета остаются основными инструментами модернизации страны.
Поэтому важно не урезать, а, напротив, увеличить финансирование нацпроектов, направив усилия на их «раскрутку». Нехватку средств нужно компенсировать повышением эффективности бюджетных расходов. В противном случае, есть риск, что «конкурентоспособность российской экономики будет падать, и страна войдет в новую мировую систему подчиненным игрокам».
Глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает, что ревизия нацпроектов необходима, но не уверен в том, что увеличение финансирования инфраструктуры в ущерб социальным программам — это правильный шаг.
По мнению экономиста, сейчас нужно обеспечить функционирование предприятий и бизнеса, реструктуризацию экономики, а также заняться поддержкой населения. Что касается масштабных инфраструктурных проектов, они в данных условиях являются роскошью, и их реализацию можно отложить на более благоприятный период. Пока что не похоже, что правительство тоже придерживается такой линии, однако до разработки бюджета на следующий год вопрос еще не закрыт.
— Нацпроекты неизбежно будут пересмотрены, о чем уже говорили члены правительства. Это может быть не только сокращение, но и переброска средств с одних статей на другие в связи со сложившейся ситуацией, — говорит Андрей Бунич. — К примеру, в связи с эпидемией коронавируса были серьезно увеличены расходы на медицинскую систему, а она тоже связана с нацпроектами. Часть средств уже поступила, но не в проект, а на текущие затраты на здравоохранение.
Большая часть нацпроектов будет пересмотрена, могут быть поставлены новые цели. На мой взгляд, главная проблема сейчас — это инфраструктурные проекты.
«СП»: — Почему?
— Потому что нужно ответить на вопрос, стоит ли реализовывать их в отведенные сроки. Есть первостепенные задачи для экономики — адаптация действующих предприятий и бизнесов, обеспечение занятости, выполнение социальных программ. Для этого нужно предпринять определенные действия, в том числе и прямые финансовые вливания, чтобы экономика могла существовать дальше на бездотационной основе.
Необходима масштабная реструктуризация экономики в связи с изменением торгового и платежного баланса, некоторые отрасли нужно подтянуть. Поэтому первоочередные меры должны быть связаны с тем, чтобы предприятия работали не в минус, а хотя бы с минимальной рентабельностью. Меры должны стимулировать развитие областей, которые будут нести большую нагрузку в связи с изменившейся ситуацией. Это сельское хозяйство, продовольственная переработка, IT-сфера, здравоохранение.
Кроме того, жизненно необходимо разобраться с долгами населения и бизнеса. Процесс банкротства предприятий не прекращен, а всего лишь приостановлен, да и у граждан скопились большие долги по кредитам и коммунальным платежам. На это тоже нужны средства.
Еще одна системная проблема — сфера ЖКХ. У населения должны быть средства для того, чтобы платить по тарифам. Если макроэкономическая ситуация изменилась, должны в меньшую сторону измениться и платежи, что стимулировало бы спрос. Для этого необходима системная реформа ЖКХ, которая раньше не планировалась. Такая же ситуация и с налоговой сферой, финансовой системой.
Это далеко не все меры, которые необходимо принимать сейчас, но все они более первоочередные, чем инфраструктурные проекты. Конечно, инфраструктуру тоже нужно развивать. Но, как и в семье, при финансовом планировании не обойтись без компромиссов. Возможно, стратегически жене нужна шуба, но текущие средства требуются на учебу ребенка, а шуба может подождать.
Правительство должно оценить, за счет каких ресурсов, в какой степени и когда инфраструктурные проекты могут быть реализованы. В первую очередь, нужно решить вопросы переформатирования российской экономики и ее адаптации к новым реалиям.
Что касается остальных нацпроектов, они и так не имели стопроцентной конкретики. Скорее всего, они были частично учтены в нынешних мероприятиях, поэтому к концу года также произойдет переоценка. То, что было уже потрачено, будет вычтено, а что и как считать дальше — это вопрос, связанный с формированием бюджета на следующий год или трехлетку.
«СП»: — Почему сильнее всего пострадал нацпроект «Демография»? Власти решили, что это сейчас не главный вопрос?
— Сейчас идут достаточно большие выплаты на детей, возможно, пересмотр объясняется этим. При этом сами эти выплаты также поднимают ряд вопросов. Нужно ли помогать только тем, у кого есть дети? Разве остальные не заслуживают внимания государства? По идее, они тоже должны что-то получить, но пока этого не произошло.
В любом случае, семьям с детьми предоставили определенную поддержку. В будущем это финансирование также планировалось, но позднее. Наверное, поэтому и произошли изменения в проекте «Демография». И теперь стоит вопрос о том, что нужно помогать и другим группам населения — пожилым, инвалидам и просто людям, которые оказались в тяжелой ситуации. Это тоже должно быть учтено в планировании бюджетных расходов.