воскресенье, 29 декабря
совместно с Жэньминь жибао

DiDi: К нам едет китайское такси

Переполох на рынке извоза вызвало известие о приходе в Россию крупнейшего в мире агрегатора

7899

DiDi — так китайское ухо воспринимает, а китайский язык передает звук автомобильного клаксона. Если напрямую переложить на русский язык, получится что-то типа младенческого «би-би». Но за забавным, невинным названием — недетский бизнес. Компанию основал Чен Вэй, который до того почти десяток лет проработал в Alibaba. Там Чен изучил не только все нюансы интернет-бизнеса, но и приобрел связи и репутацию. Неслучайно, Alibaba со временем стала одним из инвесторов DiDi. А изначально в 2012 году бизнес создавался на личные средства Чена и его друзей, которые и стали первыми соучредителями DiDi. Тогда Чену было всего 29 лет, а через несколько лет он стал долларовым миллиардером. В 2016 году журнал Форбс-Азия назвал его «бизнесменом года». Не прогадали и другие инвесторы. Доля ближайшего друга Чена, вложившего в 2012 году 800 тыс. юаней (около 120 тыс. долларов США), ныне выросла до $ 1 млрд. Куда больше — $ 15 млн — на старте инвестировал китайский гигант Tencent. Дело пошло, и от инвестиций не было отбоя. В 2016 году свой миллиард долларов дала даже Apple. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие китайские «крупняки». Капитализация DiDi достигла 28 млрд. А сейчас эта самая быстрорастущая развивающаяся компания мира стоит по разным оценкам от $ 60 до 120 млрд. Так в Китае с нуля «под руководство Компартии» создается и развивается бизнес. Нам бы поучиться. Не случайно же на запах крупных денег потянулись и наши воротилы. В DiDi вложился Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group, есть там и деньги Российского фонда прямых инвестиций.

Читайте также
Обнуление рубля: Россия не забудет никогда, чем закончилась денежная реформа 1991-го Государство неспособно подтянуть рушащуюся экономику, и граждане решают свои проблемы, как могут

И вот сейчас DiDi (в результате правильной организации и большой работе) стала крупнейшей в Китае и, пожалуй, в мире. Помимо такси, это каршеринг, сервис совместных поездок, тест-драйв и аренда авто, заказ автобусов, прокат велосипедов, самокатов, доставка и другие услуги, которыми пользуются свыше 550 млн. китайцев и еще около 150 млн — в других странах. В КНР DiDi принадлежит 99 процентов рынка такси. Одних водителей, работающих на DiDi — свыше 20 млн. Они совершают 11 млрд. поездок в год, 30 млн ежедневно. Вот такой немаленький бизнес.

Поэтому опасения российских агрегаторов за свое благополучие небезосновательны. В Китае DiDi победила, то бишь, поглотила Uber, то же стало и с крупнейшим китайским конкурентом — Kuaidi. Повсюду в мире, куда приходит DiDi, она делает мощную рекламу, хорошо платит водителям, поначалу демпингует, занимая рынок (так делал и Яндекс-такси и другие). В конкурентной борьбе DiDi не жалеет денег. Его водителям доплачивают за хорошее обслуживание, за выполнение плана, работу в часы пик. И если в Китае водитель Uber зарабатывал 1 тыс. долларов США, то водитель DiDi — втрое больше. А клиенты получали более комфортные и дешевые услуги, да еще и бонусы за скачивание приложения. Не на последнем месте в DiDi и безопасность. Водителей ежедневно проверяют с помощью больших данных и искусственного интеллекта. Поэтому продать водительский аккаунт, как это у нас нередко происходит, невозможно. В приложении есть «тревожная кнопка», которая установит связь с полицией и отправит звуковое и голосовое сообщение о возникшей проблеме. Аудио записи ведутся в течение всей поездки и хранятся на специальном сервере неделю. В воспитательных целях однажды DiDi отключила от сервиса за сутки 200 тыс. водителей, которые вызвали минимальные сомнения в их надежности и законопослушности. А в 2019 году совместно с властями Пекина агрегатор показательно уничтожил пару сотен машин такси, водители которых работали нелегально. Понятно, к чему ведет такая кадровая политика. Неслучайно же водители DiDi возвращают пассажирам свыше миллиона забытых вещей ежегодно.

Китайская компания, как и все в Китае, много внимания уделяет высоким технологиям, без них победить невозможно. Поэтому филиал DiDi работает в американской «Силиконовой долине», разрабатывает программное обеспечение, умные светофоры, автономные средства транспорта и прочие суперсовременные прибамбасы. В результате сейчас DiDi работает почти на всех континентах. И почему бы компании не заглянуть к ближайшим соседям?

Читайте также

Вообще-то китайцы давно присматриваются к российскому рынку таксомоторных услуг. Слухи о том, что DiDi собирается открыть филиал в нашей стране, поползли еще в 2017 году. Тогда речь шла лишь об аналитическом центре, потом — об инвестициях в российскую компанию. Но китайцы медленно запрягают, основательно все изучают, взвешивают, ничего не делают с кондачка. И вот только сейчас китайская компания нашла своего партнера в России, вплотную занялась наймом водителей и организацией дела на нашем рынке.

Как пишут российские СМИ, DiDi начнет работу на российском рынке с Казани. Это не случайно, с Татарстаном у Китая широкие связи. Пару лет назад в Казани открылось консульство КНР. Далее в планах DiDi — Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и, конечно, Москва.

Информация о поиске водителей в Казани появилась на сервисе объявлений «Авито». В нем говорится, что набором водителей для DiDi занимается OOO «Юником», соискателям предлагается минимальный доход от 7 тыс. руб. с ежедневными выплатами, автомобиль, разукрашенный в фирменном стиле, самостоятельный выбор заказов и бонусы без комиссий.

В декабре 2019 года Didi Chuxing зарегистрировала юрлицо в России — ООО «Диди Мобилити Рус». В июле в Google Play появилось приложение под названием «DiDi Водитель» от разработчика DiDi Global.

Читайте также
Китай предупреждает: На границе с Россией очаг нового вируса опаснее COVID-19 В Казахстане зафиксирован резкий рост заболевания неизвестной пневмонией, ученые в недоумении

По оценке Аналитического центра при правительстве, легальный рынок такси в России в 2019 году мог достичь 709 млрд руб., что выше показателя 2018 года на 5,6%. Объем теневого сегмента по итогам 2019 года мог достичь 101 млрд руб., что на 6,3% больше уровня 2018-го. Большую часть легального рынка занимает «Яндекс.Такси» (27%), вслед за ним идут ГК «Везет» (12%), «Максим» (9%), Gett (5%) и «Ситимобил» (1%). На остальные агрегаторы приходится 6%. Есть, где развернуться.

В России очень по-разному отреагировали на слухи о приходе DiDi. Кое-кто считает, что на рынке и так тесно, другие не верят в серьезность китайских намерений, считая, что все закончится ничем. Третьи говорят, что это опасно для отечественного бизнеса. Хотя клиенты и водители все равно будут местные. В общем, все делается, чтобы уже на ранней стадии осложнить дело новому игроку.

Но понятно, что ужесточение конкуренции, причем за счет компании правильно относящейся к бизнесу и к людям, это — хорошо не только для клиентов, но и для водителей. Компания такого масштаба в состоянии подмять под себя весь рынок. Но в России это точно не произойдет. Как только китайцы начнут угрожать интересам тех, кто наверху крышует имеющийся таксомоторный бизнес, им, скорее всего, укоротят руки. Потому что даже в тех секторах, где вроде бы существует конкуренция, всегда есть свои чиновничьи интересы, которые нередко прикрываются патриотизмом и прочими звонкими лозунгами. Это вам не Китай, с его Компартией и свободой рынка, где больше половину госбюджета страны наполняет мелкий и средний бизнес, а интересы народа — приоритет.

Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня